Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

И не только самой дешевой книгой должно быть Священное Писание, но да благословит Господь, чтобы стало оно бесплатным, как самые необходимые для жизни природные стихии – вода и воздух. Смотри, дорого стоят лишь предметы роскоши и излишества. Так же и с книгами: религиозные книги нехристианских народов – древних египтян, индийцев, персов – всегда были очень дороги и недоступны для большинства людей. Конечно, происходило это по Божиему Промыслу, чтобы не распространялись заблуждения. И по Промыслу Божию, да будет Книга жизни открыта и доступна всем.

Слово Божие да просветит тебя.

Письмо 253

пожилому профессору, о Пилатовом царстве

Вы сожалеете о древнеримской империи, и Вы как бы обвиняете в ее гибели христианство. Так думали многие неверующие историки. Я удивлен, что так считаете и Вы, верующий человек. Если бы Римская империя не погибла, погибло бы христианство. Или Цезарь – или Христос. А если бы погибло христианство, сохранилось бы идолопоклонство, сохранилась бы ложь, сохранился бы волчий дух языческого Рима. А дух всегда главное в человеке, в народе, в религии, в культуре. Дух то, что живит, но не всякий дух, а только истинный Дух Божий. А дух Римского царства был тираническим, жестоким и лицемерным. Это очевидно на примере Понтия Пилата, который, провозгласив Христа невиновным, предал Его на смерть [341].

Вы сожалеете о римской “культуре”, понимая под ней “прекрасные мраморные статуи, которыми были украшены улицы и площади Рима”. А разве не сожалеете вы о тысячах несчастных людей, которых волокли в цепях и кандалах мимо этих статуй на казнь? В этом и состоит основная разница между римским и христианским пониманием ценностей. Римляне-язычники ценили государство и культуру выше человеческой жизни, а христианство ценило и ценит человеческую душу выше государства, культуры и всего мира. Ибо и государство, и культура ради человека, а не человек ради государства и культуры. Человек создает государство и культуру не как конечную цель жизни, а как вспомогательное средство для достижения духовных и нравственных целей.

Даже во времена лучших римский правителей Рим отличался бесчеловечностью и варварством. Во времена правления императора Марка Аврелия Философа христиан мучили так же жестоко, как и при императорах-глупцах. Хотите узнать один из примеров жестокости к христианам при Аврелии? Христианского мученика Аттала, человека удивительного благородства, судили за то, что был христианином. На суде ему предложили отречься от Христа. Когда он отказался, его раздели и посадили на раскаленный железный стул. Святой Аттал сидел спокойно, хотя все тело его горело, и, обличая римлян, говорил: “Вы называете нас, христиан, варварами, а сами какое варварство творите!”.

А впрочем, присмотритесь к вампирскому духу некоторых европейских стран и порадуйтесь – если сможете – тирании, огню, мечу, безбожию, тщеславию, безнравственности! Но я знаю, что вы христианин, и только потому, что Вы христианин, Вы радоваться не сможете. А если не сможете, то противоречите сами себе, когда сожалеете о волчьем Пилатовом царстве!

Письмо 254

читателю, о воде живой [342]

Из разговора Господа с самарянкой видно, насколько духовная реальность непонятна тем, кто мыслит по плоти. Это непонимание показала не только простая женщина, самарянка, но и фарисей Никодим, один из начальников Иудейских [343]. В одном случае женщина не поняла слово Господа о воде живой, в другом начальник иудейский не понимает слов о новом рождении человека. А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек [344]. Слова Священного Писания часто объясняют и подтверждают друг друга; так происходит и в этом случае, ибо в другом месте Господь говорит: верующий в Меня не будет жаждать никогда [345]. Следовательно, вода живая тесно связана с верой во Христа. Но то, что вода живая – Дух Божий, подтверждают слова Самого Господа: Иисус возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него (Ин. 7, 37, 39). Вера во Христа как бы канал, а вода – Дух Божий. По вере приходит дух: дух земли, дух бесовский или Дух Божий. Какова вера, таков и дух. Через веру во Христа мы стяжаем Дух Христов, а Дух Христов – Дух Божий. Почему Дух Божий назван живой водой? Потому, что Он питие животворящее для человеческой души, от Него душа получает жизнь и радость. Всякое земное наслаждение заставляет жаждать следующего, еще большего наслаждения, а сладость животворящего Духа Божия утоляет жажду, ибо нет ничего слаще Его. Никакая вода не умерит жажды, и снова возжаждет человек, а вечную жажду утоляют небесные струи Духа Господня. Святые угодники Божии, все оставлявшие, всем жертвовали для того только, чтобы в сокровенной глубине своей души открыть источник воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14).