Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

пенсионеру из Ниша, о храмах Божиих

Вы христианин, и Вас удручает то, что не все верующие регулярно посещают богослужения в храмах. Кто же из нас не страдает из-за этого? И больше всех Сам Господь, Который дал Себя распять ради спасения людей; больше всех Он страдает, видя, как небрежно многие сейчас относятся к Его Жертве и к Его Крови.

Но Ваша идея об исправлении этой небрежности вовсе не приемлема. Вы предлагаете вернуться к состоянию ветхозаветного Израиля, то есть чтобы был только один большой храм в столице, как когда-то храм Соломона в Иерусалиме, в который со всей страны собирались бы миллионы верующих! Это противоречит воле Божией и Его замыслу о спасении человека. Храм Соломона сыграл свою историческую роль, которая не повторится уже никогда. Он был разорен, жертвоприношения прекращены. Ибо Спаситель мира пришел спасти не только евреев, но и все народы. Нет Моего благоволения к вам,– говорит Господь евреям устами пророка,– и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф (Мал. 1, 10–11).

Все это осуществилось буквально. Храм иудейский лежит в развалинах, евреи не приносят жертвы Господу на алтаре.

Пророчество исполнилось, исполнилась воля Божия. И воистину, воистину, прославляется ныне Бог Саваоф от востока до запада. Ему слава, и хвала, и честь, поклонение и благодарение во веки веков, а Вам здравия и спасения. Аминь.

Письмо 264

одному простому человеку, об исповедничестве

Вы молча ехали в поезде. Ваши попутчики вели оживленную беседу о великих людях. Один из них перечислял имена выдающихся людей, которых он особенно уважает, среди них он упомянул имя Иисуса Христа. Другой сказал, что не считает Христа великим человеком, третий сказал иное, четвертый еще что-то… и возник спор о Господе Иисусе Христе, по пророчеству святого Симеона Богоприимца: на восстание многих и в предмет пререканий [354]. Спорщики обратились к тебе и спросили:

– Считаешь ли ты Христа великим человеком?

– Нет,– ответил ты,– Христа нельзя сравнивать ни с кем из людей. Он не великий человек: Он – Бог.

Они посмеялись над твоими словами и стали глумиться над твоей верой в Сына Божия. Еще несколько минут назад разделенные между собой, они объединились против тебя и Христа, подобно тому как когда-то объединились Пилат с Иродом, чтобы осудить Господа [355]. И ты до конца пути ехал под градом насмешек и поруганий. Блажен ты! Лучшие из лучших, мученики и угодники терпели унижения за Христа. Младший брат святителя Григория Богослова, Кесарий, считался видным философом, и император Юлиан, окаянный отступник от христианства, хотел обратить его против христиан. Он призвал Кесария к себе во дворец и начал уговаривать отказаться от христианства и вернуться в язычество. После долгих пререканий Кесарий решительно ответил императору: “Я – христианин и христианином останусь”.

Недавно один молодой черногорец рассказывал, что когда он служил в армии, то не скрывал своей веры и не стыдился, за что претерпел много унижений. На построении командир кричал ему:

– Эй, Иван, кто твой Бог?