Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Письмо 276

тому же, о цели жизни

И еще спрашиваете Вы меня о цели земной жизни. Об этом говорит Евангелие, и только Евангелие. Только там христиане могут найти ответ на этот вопрос. Мусульманам известно о ней столько, насколько откровение Корана вмещает откровение Евангелия. Нехристианские народы, не зная евангельского откровения, не знают цели жизни человека на земле. А цель ее – в стяжании Царства Небесного. Цель эта была открыта в первых же словах Христа: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное [368], а последними Его словами были слова: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16, 15).

Евангелие – книга о смысле земной жизни и о пути к этой цели, но прежде всего о смысле, ибо сначала надо знать, куда идти, а потом уже как.

Мир Вам и радость от Господа.

Письмо 277

тому же, о том же

Господь наш Иисус Христос не только Учитель цели земной жизни, но и Проводник человека на пути к ней. Он для того и вознесся на небеса, чтобы указать нам цель. Ибо, куда Он идет, там наша цель. Он назвал Себя Пастырем [369]. Знают ли овцы цель, пока пастырь не укажет им? Не знают.

В наше время многие живут как бессловесное стадо, смятенное и рассеявшееся, бросающееся из стороны в сторону, не зная, куда и как идти. Ибо потеряли из вида Вождя и Пастыря. Так блуждали язычники до пришествия Христа и с блеянием прилеплялись к земле и земному пастбищу. На юге Италии был город Сибарис, жители которого прославились своей любовью к роскошной, праздной и бесцельной жизни. Они погибли, погибли и для земной, и для небесной жизни, как все, не имеющие цели, как все, для кого земное царство становится единственным реальным царством. Погибли, как Содом и Гоморра, Капернаум, Тир и Сидон, погибли, как бессловесное стадо без пастыря.

Письмо 278

любителю роскоши, о преходящем

Тебе в голову пришла мысль, что “христианство обедняет мир”. Негодуешь на него и хочешь вернуть языческую роскошь. Не дай, Боже, чтобы твое желание исполнилось! Ибо внешняя роскошь, как правило, бывает равна внутренней нищете. А христианство пришло, чтобы исполнить человеческие души богатством непреходящим, обогатить их Богом. Когда человек повзрослеет, детские желания кажутся ему смешными. Так же как христианам смешна языческая роскошь. Персидские цари старались превзойти в роскоши всех: они покрывали стены своих дворцов золотом, серебром и слоновой костью, воду они пили только из одной реки – Хоаспес, вино из Дамаска, ели хлеб из фригийской пшеницы. Их трапеза каждый день украшалась блюдами со всех концов их царства. Сотни певцов услаждали их слух во время трапезы и перед сном. Себя они называли царями царей и господами народов. Князья Малайских островов назвали себя владыками ветров и моря от востока до запада! Великий Могол имел титул “Победитель вселенной”, а его воины именовались лучезарными и молниеносными.

Где они сейчас? Где их великолепие? Где их титулы? Прах, тлен и пепел. Так и твоя роскошь растает, богатство перейдет в другие руки, дни жизни пролетят, силы оставят, и твою могилу забросают землей. И не поможет тебе никакое имение, даже если бы имел ты всю землю и небо, ибо небо и земля прейдут [370].

Но есть нечто, что останется, когда прейдут небо и земля: это праведные души, обогатившиеся при жизни истиной и добром. Не гонись за призрачными тенями, а держись вечной реальности, истины и добра, которые не преходят.

Письмо 279

учительнице Яне З., о молитве

Твой муж – атеист, а твоя жизнь – ад. Его безбожие порождает в нем все худшее, что может быть в человеке: злобу, гнев, жестокосердие, подлость. Мерзость и грех. Не человек, не животное, а подобие человека и подобие животного, управляемое таинственным духом зла. Он одержим идеями “культуры”, на которых был воспитан еще в школе,– культура вместо Бога!