Interpretation of the Gospel of John, compiled according to the ancient patristic interpretations of the Byzantines, XII century, by the learned monk Euthymius Zigaben

ГЛАВА VI

Стих 1. По сих иде Иисус на онпол моря Галилеи Тивериадска...,8 моря Галилейского, или Тивериадского. Морем Галилейским называет озеро Тивериадское, как сказано в Евангелии от Матфея. Иисус Христос пошел туда, избегая гнева начальников народных, возбужденных произнесенными словами.

Стих 2. И по Нем идяше народ мног, яко видяху знамения Его, яже творяше над недужными.9 Почему же евангелист чаще не перечисляет знамений? Потому что он по преимуществу занимается учением и речами Иисуса Христа. Этот народ, будучи грубее, следовал за Иисусом Христом ради чудес, а не ради учения Его, а тот, о котором говорится у Матфея, дивился учению Спасителя (Мф. 7, 28; 22, 33).

Стих 3. Взыде же на гору Иисус и ту седяше со ученики Своими.10 Взошел на гору, уча нас успокаиваться от шума и смятения мирского, так как уединение удобно для любомудрствования. Часто Иисус Христос Сам один отправляется на гору, проводит там ночь и молится, научая нас тому, что всякий, прибегающий к Богу, должен сам быть свободным от всякого смущения и избирать место, свободное от шума и смятения.

Стих 4. Бе же близ Пасха, праздник Жидовский.1 Почему же Иисус Христос не пошел на праздник, но в то время, как все отправляются в Иерусалим, Он не только Сам идет в Галилею, но и учеников ведет? Потому что Он мало-помалу разрушал уже прообразовательный закон, найдя повод для этого в зависти иудеев; притом же, со временем Он намерен был прекратить прообразовательную Пасху, преподав нам истинную.

Стих 5. Возвед убо Иисус очи и видев, яко мног народ грядет к Нему, глагола к Филиппу: чим купим хлебы, да ядят сии?2 Об этом сказано в чеырнадцатой главе Евангелия от Матфея, где говорится: Иисус же рече им: не требуют отъити: дадите им вы ясти (ст. 1б).3

Стих 6. Сие же глаголаше искушая его: Сам бо ведяше, что хощет сотворити.4 Там же объяснено и это. Слова: искушая его или, соответственно данному там объяснению, можно понимать как бы о человеке, или же как о Боге, вместо: повергая его в недоумение, чтобы, признавшись в недоумении, он яснее увидел величие имеющего совершиться чуда; если бы оно просто совершилось, то не показалось бы столь великим. А как Бог, Он знал, что Филипп Ему ответит. Некоторые говорят, что Бог искушает человека двояким образом: или для того, чтобы обличить слабость в ком-либо, как теперь в Филиппе, или чтобы показать в ком-либо твердость, как некогда в Аврааме. Написано (Быт. 22, 1), что Бог искушал Авраама, когда заповедал ему принести сына своего во всесожжение.

Стих 7. Отвеща Ему Филипп: двема стома пенязей хлебы не довлеют им, да кийждо их мало что приимет.5 Обрати внимание, как слаб еще был ум у Филиппа, который не мог понять силы Божества Его.

Стихи 8-9. Глагола Ему един от ученик Его, Андрей, брат Симона Петра: есть отрочищь зде един, иже имать пять хлеб ячменных и две рыбе: но сии что суть на толико?6 В четырнадцатой главе Евангелия от Матфея была речь и об этом. Мысль Андрея была более возвышена, чем Филиппа, но и она еще не достигала совершенства. Он думал, что из меньшего Иисус Христос сделает меньше, а из большего – большее; поэтому прибавил: но сии что суть на толико?

Стих 10. Рече же Иисус: сотворите человеки возлещи. Бе же трава многа на месте. Возлеже убо мужей числом яко пять тысящ.7 В указанной главе сказано об этом обширнее. Не смутились ученики, но тотчас узнав, что Иисус Христос намерен сотворить чудо, беспрекословно повиновались.

Стих 11. Прият же хлебы Иисус и, хвалу воздав, подаде учеником, ученицы же возлежащым: такожде и от рыбу, елико хотяху.8 Объяснение найдешь в той же главе.

Стихи 12-13. И яко насытишася, глагола учеником Своим: соберите избытки укрух, да не погибнет ничтоже. Собраша же и исполниша дванадесяте кошя укрух от пятих хлеб ячменных, иже избыша ядшым.9 Смотри там же. Повелел собрать остатки не для показа, но для того, чтобы совершившееся не показалось каким-либо призраком; а хлебы и рыбу увеличил из предложенного вещества, как по той же самой причине, так и для того, чтобы заградить уста Маркионитам, которые порицали творение, говоря, что оно не есть дело Божие.

Стих 14. Человецы же видевше знамение, еже сотвори Иисус, глаголаху, яко Сей есть воистинну Пророк грядый в мир.1 Постыдное чревоугодие! Прежде, хотя видели весьма много гораздо более удивительного, они ничего такого не говорили, а когда насытились, тогда признали Его пророком, которого ожидали по обетованию Моисея.

Стих 15. Иисус убо разумев, яко хотят приити, да восхитят Его и сотворят Его царя, отиде паки в гору един.2 Вот какова сила чревоугодия! Сколь велико легкомыслие! Когда насыщено чрево, Иисус Христос все для них: и пророк, и достоин царства. Но Он удаляется, научая нас избегать людского уважения и земных почестей, презирать всякий здешний блеск. Правда, и пророк сказал: се Царь твой грядет тебе... кроток (Зах. 9, 9),3 но он разумел здесь Царство Небесное, о котором и Сам Иисус Христос сказал: Царство Мое, несть от мира сего (Ин. 18, 36).