Духовное утешение на пути ко спасению

6. Брат, посмотри на этот окружающий тебя мир. Взгляни на ночное небо: какая стройность течения звезд, и каждая звезда — как сверкающий алмаз на порфире Небесного Царя! Стройно как бы проплывают в безмерном просторе, совершая положенный им Богом путь, таинственные созвездия в ночной час, напоминая нашему уму о Творце и о вечности. Их создал Бог. Для чего? Для какой цели? — Не знаем ныне; но когда и сами приобщимся к вечности, все нам будет открыто... Но вот наступает восход солнца. Взгляни, бледнеет небо; тихая, легкая синева сменяет темноту ночи; легкое, едва заметное начертание света появляется на востоке: это — уже не ночь, но еще и не день, минуты, полные тишины и загадочности: это как бы опять мир готовится быть созданным Богом, как было в седом начале. Бог сказал тогда: Да будет свет: и быстъ свет (Быт. 1,3). Вот и теперь — свет на востоке становится все ярче и ярче, а звезды как бы угасают одна за другой, как светильники, которые окончили свое ночное служение, и ангелы гасят их до наступления ночи. И вдруг мощно, как бы разлитое золото, царственно воссиявает солнце и осиявает всех своим царственным сиянием, и все ожило, и все восхваляет Дарователя света. Восходящее солнце своими лучами целует землю и всю сослужебную тварь и пробуждает ее вознести хвалебной гимн общему Творцу [27]. Слава Тебе, показавшему нам свет!

О, Солнце Правды, Господи Иисусе Христе, воссияй паки в этом ночном мире нашей греховности и озари тяжко спящие души наши и пробуди их к хвалению Тебя и восстави их в благоугождение Тебе!

Взгляни на всю эту красоту. Обрати свой взор опять на небо: там, где столь недавно был мрак ночи, теперь царствует дивная лазурь и ярко-белые облака озарены расплавленным золотом солнца. Взгляни, брат, на это ежедневное, столь привычное чудо; посмотри, что создал Бог, Святая Троица: Отец, Сын и Святый Дух, и заключи о Боге и прими это в сердце. Затем перенеси свой взор на темные леса, на великие горы, верхи которых всегда покрывает снег, как бы некая почтенная седина, какие они великие и торжественные, как бы некие нерукотворенные храмы Божий: они вместе и великие, и грозные, и прекрасные! Все это создал Дух Божий, и, по слову Писания, в руце Его ecu концы земли, и высоты гор Того суть (Пс. 94, 4), и прикасаяйся горам, и дымятся (Пс. 103, 32), как некие великие и нерукотворенные жертвенники. Вспомни, что и Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни любил восходить на горные места, может быть по той причине, что они — ближе к небу.

Господи, возвысь и наш ум от земли к Тебе на небо, и пусть, когда отымется с очей наших туман ненужных и тягостных мыслей, он всегда взирает к Тебе, и сделай наше сердце жертвенником чистых и возвышенных мыслей; сделай его, по слову Писания, горой святой Твоей (Пс. 47, 2 и т. д.).

Брат, помнишь ли ты оного священного Старца, который в ответ на сетования своих учеников, печалившихся на невозможность приобрести дорогостоящие священные книги, поднял руку к небу и сказал им: "Чада, Бог нам дал две священные книги, которые всегда направляют нас к спасению: Святое Евангелие, эту книгу из книг, явившую нам все, и — этот небесный свод, который, как некая огромная и отверстая книга, научает нас о Боге. В ночной час это листы черного пергамента с серебряными буквами, научающие нас о бесконечном величии мудрости Творца и грозно напоминающие нам о вечности и таинственности будущей жизни. В дневной же час

Итак, ночное небо говорит тебе о всемогуществе и непостижимости Творца, а дневное небо говорит тебе о любви и благости к тебе твоего Небесного Отца. Чада, часто взирайте на небо и вздыхайте по нем, потому что небо — это наша будущая Отчизна: там святые ангелы, там души праведников от века, там Пресвятая Владычица наша Богородица, там души преждеусопших отец и братии наших, там — Бог, Царь Небесный! Что же может быть лучшим, чем небо?"

Далее, брат, взгляни на луг и на цветы на нем и подивись Божией премудрости, которая полевой цветок, сегодня сущий, а завтра же увядающий, одевает такой красотой, в какой, по свидетельству Самого Творца, и Соломон не был одет во всей славе Своей (Мф. 6, 28, 29) [28].

Господи, если Ты так позаботился о красоте полевой лилии, которая, как Сам Ты сказал, сегодня есть, а завтра будет брошена в печь (как увядшее сено) (Мф. б, 30), то, по Своей несказанной милости, помоги мне вернуть первобытную красоту моей бессмертной души! Я знаю, что Ты создал меня для Себя, и мое сердце не найдет покоя, пока не успокоится в Тебе [29].

Но, увы, сам я, Господи, нещадно губил всю мою красоту; и если время сгубило красоту и крепость моей юности, то в погублении душевной моей красоты вина лежит всецело на мне, и не знаю, не превратился ли я скорее в какое-то чудовище и посмешище? Помоги мне Господи, слезами моими омыть нечистоту моей души, и, что можешь, то и сделай — а я верую, что Ты все можешь, чтобы мне опять быть благолепным пред Твоим взором, ныне и весь остаток моей земной жизни, а там и в вечности.

Далее, брат, взгляни на просторы моря и вспомни слова Псалмопевца: Того есть море, и Той сотвори его (Пс. 94, 5), Сие море великое и пространное (Пс. 103, 25). Вот эти бесконечные просторы воды, и не мертвые, а полные жизни в них: то они синие, то зеленые, как изумруд, то светло-голубые, как сапфир, то серые, как топаз, то точно рассыпаны на них сияющие алмазы; иногда

И весь мир полон живых существ: многовидных и многочисленных, соединенных одним началом, и начало — ЖИЗНЬ. Жизнь, о, что это за таинственная и мощная сила! Жизнь — это чудо из чудес! И это только Ты мог сотворить, Источниче жизни и бессмертия!

И сколько того, что наш глаз не видит и, возможно, никогда не увидит в глубинах неба, в недрах земли, в море и в воздухе. И вот, брат, взгляни на всю эту красоту и премудрость и представь себе, что когда-то этого ничего не было. И Бог создал все это и содержит Своим Промыслом, как это негде и читаем: "На все сущее Ты простираешь лучи Твоего Промысла"!

7. Напоследок всего, Бог создал тебя, о, человек, как венец Своего творения. Создал тебя по образу Своему, по образу Божию (Быт. 1, 27) и вдохнул в тебя жизнь, потому что Дух Божий — Источник жизни; Он — Жизнь и Податель жизни и творит жизнь, как Отцу и Сыну сопрестольный и самовладычный, как негде и читаем: "Когда в начале Адама Ты создал еси, Господи, тогда Слову Твоему Ипостасному возопил еси, Благоутробне: сотворим человека по Нашему подобию. Дух же Святый соприсутствоваше Содетель".

Итак, Бог создал тебя, существо разумное, свободное и возвышенное, сочетавшее в себе и духовный и материальный мир, олицетворение в малом всего творения Божиего, и затем поставил тебя царем над всей подсолнечной тварью и даровал тебе райское счастье и житие безмятежное и беспечальное; ты имел общение с Богом, и добрые ангельские силы любили тебя, и вся природа с радостью повиновалась тебе; при этом Бог предложил тебе дар обладать бессмертием, если своей свободной волей, своим произволением — что было бы совершенно и естественно ожидать от тебя в отношении твоего Творца и Благодетеля — ты будешь любить Бога и держаться Его заповедей, направленных на твое благобытие и дальнейшее возрастание в добре.