Духовное утешение на пути ко спасению

Господи, если Ты так позаботился о красоте полевой лилии, которая, как Сам Ты сказал, сегодня есть, а завтра будет брошена в печь (как увядшее сено) (Мф. б, 30), то, по Своей несказанной милости, помоги мне вернуть первобытную красоту моей бессмертной души! Я знаю, что Ты создал меня для Себя, и мое сердце не найдет покоя, пока не успокоится в Тебе [29].

Но, увы, сам я, Господи, нещадно губил всю мою красоту; и если время сгубило красоту и крепость моей юности, то в погублении душевной моей красоты вина лежит всецело на мне, и не знаю, не превратился ли я скорее в какое-то чудовище и посмешище? Помоги мне Господи, слезами моими омыть нечистоту моей души, и, что можешь, то и сделай — а я верую, что Ты все можешь, чтобы мне опять быть благолепным пред Твоим взором, ныне и весь остаток моей земной жизни, а там и в вечности.

Далее, брат, взгляни на просторы моря и вспомни слова Псалмопевца: Того есть море, и Той сотвори его (Пс. 94, 5), Сие море великое и пространное (Пс. 103, 25). Вот эти бесконечные просторы воды, и не мертвые, а полные жизни в них: то они синие, то зеленые, как изумруд, то светло-голубые, как сапфир, то серые, как топаз, то точно рассыпаны на них сияющие алмазы; иногда

И весь мир полон живых существ: многовидных и многочисленных, соединенных одним началом, и начало — ЖИЗНЬ. Жизнь, о, что это за таинственная и мощная сила! Жизнь — это чудо из чудес! И это только Ты мог сотворить, Источниче жизни и бессмертия!

И сколько того, что наш глаз не видит и, возможно, никогда не увидит в глубинах неба, в недрах земли, в море и в воздухе. И вот, брат, взгляни на всю эту красоту и премудрость и представь себе, что когда-то этого ничего не было. И Бог создал все это и содержит Своим Промыслом, как это негде и читаем: "На все сущее Ты простираешь лучи Твоего Промысла"!

7. Напоследок всего, Бог создал тебя, о, человек, как венец Своего творения. Создал тебя по образу Своему, по образу Божию (Быт. 1, 27) и вдохнул в тебя жизнь, потому что Дух Божий — Источник жизни; Он — Жизнь и Податель жизни и творит жизнь, как Отцу и Сыну сопрестольный и самовладычный, как негде и читаем: "Когда в начале Адама Ты создал еси, Господи, тогда Слову Твоему Ипостасному возопил еси, Благоутробне: сотворим человека по Нашему подобию. Дух же Святый соприсутствоваше Содетель".

Итак, Бог создал тебя, существо разумное, свободное и возвышенное, сочетавшее в себе и духовный и материальный мир, олицетворение в малом всего творения Божиего, и затем поставил тебя царем над всей подсолнечной тварью и даровал тебе райское счастье и житие безмятежное и беспечальное; ты имел общение с Богом, и добрые ангельские силы любили тебя, и вся природа с радостью повиновалась тебе; при этом Бог предложил тебе дар обладать бессмертием, если своей свободной волей, своим произволением — что было бы совершенно и естественно ожидать от тебя в отношении твоего Творца и Благодетеля — ты будешь любить Бога и держаться Его заповедей, направленных на твое благобытие и дальнейшее возрастание в добре.

Но, возможно, ты скажешь: где же я — существо счастливое и бессмертное?! — Увы, это — только слова; на деле же я — убогий, многоболезненный и смертный, и я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50, 7); и все это объемляется одним словом: я — человек! Ты говоришь, что я создан как свободное существо; но так ли это? — Все имеет власть надо мной: и невзгоды, и болезни, и состарение, и смерть, и раб я иных людей и их хотений, и своих собственных нужд, печалей и забот. Увы, скажи мне: это ли — то райское наслаждение, которое, ты говоришь, Бог даровал мне? Не то ли же это самое, что немощному старцу, потерявшему волосы и зубы, с померкнувшим взором и тысячью морщин на лице, едва передвигающемуся и согбенному летами и немощью, восхвалять его красоту и юную силу?! Не то ли же это самое, что вместо печальной речи или почтительного молчания перед гробом умершего говорить веселые слова и восхвалять в нем жизненные силы?!

Брат, отвечу я тебе на это: мы говорим не о том, что ныне есть, а о том, что предназначалось тебе и что было некогда в твоих руках, и где не было бы ни немощной старости, ни болезней, ни печалей, ни плачевной участи смерти. И это не мечта, не химера, не плод сладостного воображения. Нет, это была реальность, и благость Божия предназначала тебе счастье и бессмертие. Но ты сам знаешь: что произошло; как человек явил себя недостойным даров Божиих, оказался вероотступным Богу, поверил и перешел на сторону врага Божиего и как бы стал, увы мне, заодно с ним; и вот, отвергнув возможность покаяния, предложенную ему Богом, он удалился от Бога и ушел в землю далече сущую (Лк. 15,13) [30] и здесь потерял все: счастье, безмятежие и бессмертие, но не — и свободу воли (потому что это у него осталось и было необходимо, чтобы осталось). Итак, человек ушел от Бога и этим от самого себя и от своего счастья. Увы, увы мне! И тогда произошла эта космическая, больше которой не было и не будет, катастрофа, и смерть вошла в мир: в Божий цветущий и счастливый мир въехал страшный всадник на бледном коне, и имя этому всаднику — смерть, и ад следовал за ним (Откр. 6, 8), и завладел этот всадник всем миром. И стал человек смертным, и вся природа, окружающая его, также стала смертной; весь мир стал смертным; все, решительно все испортилось и прияло в себя залог смерти, потому что человек — это был тот, который в себе сочетал и возглавлял и представлял собою весь окружающий мир, и потому, когда в него вошла смерть, она вошла и во всю материю; и всю тварь, будь то великая, будь то малая, объяла власть смерти. И потому, как ты видишь, смерть господствует во всем мире. Через диавола — отца смерти и мертвеца — в человека вошла смерть, а через человека — во всю тварь; но знай, что через Сына Божиего — Бога живого и животворящего, поправшего смертью смерть — в человека войдет в день оный жизнь, а через человека — и во всю тварь; поэтому-то вся тварь, по слову великого апостола Павла, с надеждою ожидает откровения сынов Божиих (Рим. 8, 19), то есть воскресения людей в славе бессмертия, которого и они явятся участниками, как слуги и рабы человека, незаслуженно пострадавшие из-за его грехопадения... Но это будет в будущем. А ныне, после грехопадения и изгнания из рая, человеку стало тяжко жить, и все потребное для его жизни дается ему с трудом и с борьбой, и с насилием над окружающим его миром. Так что человек со скорбью определил свою жизнь так: Малы и несчастны дни жизни моей (Быт. 47, 9); и: Не искушение ли житие человеку на земли, и якоже наемника повседневного жизнь его (Иов. 7, 1); и: Дние мои бегут скорее челнока и кончаются без надежды (Иов. 7, 6); и: Дни мои быстрее гонца, - бегут, не видят добра (Иов. 9, 25); и: Исчезоша яко дым дние мои (Пс. 101,4); или: Лучше день смерти дня рождения (Еккл. 7, 2). И таких горестных мыслей и причитаний исполнено Писание. Спросили некогда бывшего при смерти некоего мощного царя, жившего долго и правившего своим царством с силой и многой славой и богатством, часто ли он бывал счастлив в жизни? И он ответил: "Из всех лет своей долгой жизни не думаю, чтобы я был действительно счастлив больше единого часа". По слову Писания: Человек... пресыщен печалями (Иов. 14, 1). А затем, в результате всего, ставит печать на всю свою жизнь: Сетуя (то есть в печалях) сниду во ад (Быт. 37, 35). И вместо свободы (свободы от Бога?!), обещанной человеку диаволом, человек нашел себя связанным бесчисленными путами и цепями своих грехов, общих тягот и своих личных забот и невзгод; и вместо радости стал он жить в скорби и в страхе, и страхе в отношении своего настоящего и будущего и даже прошлого, по написанному: Помышления смертных - боязлива (Прем. 9, 14).

Итак, может быть ты скажешь, что сотворение человека было ошибкой Бога, и при этом сошлешься на слова Писания, где говорится, что Бог, видя людей, живущих в грехе и во зле всякого вида, раскаялся, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем (Быт. 6, 6)? — Нет, брат, Бог не ошибается и не может ошибиться. По слову Священного Писания: Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмъ (Притч. 9, 1). Эти "столбы", как разумеем, следующие: Божие предведение всего, Промысл Божий в отношении настоящего и будущего, икономия, благостыня, беспредельная разумность, всемогущество и правда. Вот в этих нормах разумей и все творчество Божие. Что же касается слов Писания, говорящих о том, что Господь "раскаялся", что сотворил человека,

Это было сказано в те времена, когда люди, по слову Писания, ходили во тьме и жили в стране и тени смертной (Ис. 9, 2) [31]. В Ветхом Завете ты найдешь многое, что надо понимать именно в смысле сказанного для весьма ограниченного человеческого сознания и уровня его понимания духовных вещей. Например, говорится о "гневе Божием", о "скорби Божией", о "ревности Божией", когда, на самом деле, Бог — бесстрастен; говорится о "сердце Божием", об "очах" и "ушах" Божиих, когда, на самом деле, Он — бесплотный Дух; но все это было выражено в сферах нашего ограниченного человеческого понимания.

Так и любящие родители, случается, говорят своим детям: "Я тебе после сего больше не отец! Ты мне больше не дочь", — и подобное, а на самом деле любят их и болезнуют о них, и, конечно, не отрекаются от них. Нет, Бог не раскаялся, что создал человека, потому что еще прежде сотворения его знал все, что должно будет приключиться, и ни в коем случае не отрекся от него. Да и мог ли Бог что-нибудь сделать напрасно? или Его премудрость могла ли допустить ошибку? Или Его любовь к Его любимому творению — человеку — могла ли иссякнуть? — О, конечно, нет! "Разум Его — неизмерим", говорит Священное Писание (Пс. 146, 5) [32]. Премудрость Божия и предвидела, и знала, что произойдет грехопадение человека, и не только создал, но приготовил для будущего человека, уже после грехопадения, Царство, уготованное от сложения мира (Мф. 25, 34). Потому что Бог знал, что человек вернется к Нему; да и не может жить без Него; и из блаженного, так сказать, младенческого возраста и, так сказать, "географической"

"Глубиной Своей премудрости Бог умеет и дурное использовать для благих целей", по выражению одного из святых отцов.

8. Но, возможно, ты скажешь: за что же я должен нести наказание и страдать за чужие грехи, за грехи неких Адама и Евы, которых и имена даже я бы и не знал, если бы великий Моисей не возвестил мне их? И при этом я должен страдать за грех их, который не знаю, в сущности, понимать ли в буквальном смысле сказанного в Библии, или же в иносказательном? И не Сам ли Бог заповедал, чтобы мы прощали друг друга и не были злопамятны, но, наоборот, от сердца прощали друг друга всегда и во всем (Мф. 6,14 - 15,18,21 - 22) [33], а вот нас Он наказывает в тысячных поколениях со времен первых людей за их грехопадение? — Брат, не стязайся с Богом и не упрекай Его, а смиренно и с любовью склонись перед Его волей, даже если бы это и было так, как ты говоришь (но это именно не так, — как я тебе докажу дальше). Помнишь, как один инок до такой степени любил Бога, что все с радостью принимал от Него, и говорил: "Если бы Бог велел мне сейчас и тотчас же и навсегда идти в ад, то и это я с любовью и с готовностью и без малейшего колебания в сердце, радостно бы исполнил; лишь бы совершалась Его святая воля". Видишь, недаром этот старец получил от Бога дар чудотворения. Подражай его соизволению воле Божией, благой и совершенной (Рим. 12, 2) [34]. Люби Бога: потому что любящим Бога... все содействует ко благу (Рим. 8, 28) и: любящим Бога Господь обещал венец жизни (Иак. 1,12); и в день оный ты будешь одесную Его, и Он призовет тебя в нескончаемое Царство и радость (Мф. 25, 33 — 34) [35].