Духовное утешение на пути ко спасению

И при этом, по несказанной Своей милости, сроднился с нами, именовав нас "братьями" Своими и усыновив Небесному Отцу (Евр. 2, 11, 12, 17) [40], (Ин. 20, 17) [41]. Пав ниц, благодари Его за Его поистине божественную (потому что большего слова, чем это, и нет) любовь Его к тебе.

Ты помнишь, брат, слово оного отшельника о Любви Божией? Он взял на себя подвиг молчания. Со страхом и трепетом его сердце вняло слову Слова: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо отелов своих оправдаешься, и от слов своих осудишъся (Мф. 12, 36 — 37). И поэтому он взял на себя обет связать свой язык для мира, и никто не слышал от него ни одного слова; даже во сне у него не вырывалось слово, хорошо запертое замком страха Божиего. Но если уста его молчали, то сердце его непрестанно славило Бога и воспевало Ему непрестающую хвалу. Вблизи места, где жил оный отшельник, было селение, и жители его снабжали старца необходимой едой. Он же платил им своей любовью и молитвами о них; а есть ли что в жизни драгоценнее молитвы праведника? И вот по искушению со стороны злого духа в этом селении между его жителями возникла вражда.

Это же произошло и в оном селении. И тогда бывшие во главе этого селения мудро решили просить их старца примирить граждан между собою и воздействовать на них словом увещания. С таким намерением они пришли к нему и изложили ему свою просьбу. Но старец указывал им на свои уста, поясняя знаком, что его слова связаны обетом молчания до самой смерти. На настойчивые их просьбы он со слезами указывал на свои уста и кланялся им. Но пришедшие к нему заявили: "Если ты не скажешь нам слово о любви, то кровь душ наших падет на тебя. Ты теперь еще можешь нас спасти: тебя уважают и послушаются тебя. А если ты нерадишь о нас, то что же, оплакивай нашу гибель. Но да вразумит тебя начальник мира и любви Христос, ради Которого ты взял подвиг. Мы же будем тебя ждать в нашей церкви в ближайший воскресный день; и придешь ли ты к нам или нет, мы все же будем тебя ждать". И сказав это, они ушли в печали, оставив старца в еще большей печали; и он усугубил свой подвиг поста и бдения... И вот пришел назначенный день. Все селение с раннего утра собралось в церкви. Но старец не приходил. Минул полдень и день прошел, и наступил вечерний час, а храм также был полон людьми, как и раньше. И вот пронесся шепот, перешедший в гул: "Старец идет. Отец наш не оставил нас!" Старец вошел в храм, и все ждут его слова. Но он, ничего не говоря, взял свечу и подошел к большому Распятию, которое находилось в храме. А час был вечерний, и в храме было темно. И вот он медленно поднес свечу к лику распятого Христа, к Его челу, увенчанному терновым венцом, и к каплям крови, стекавшим по Его челу, и к глазам, исполненным слез. Затем он медленно поднес свечу к деснице, пригвозденной ко кресту, и осветил рану, из которой струилась Его пречистая кровь. Затем медленно он поднес свечу к шуйце Христовой, пригвозденной ко кресту, из которой струилась кровь Жертвы Христовой, примирившей Бога с людьми. Затем, встав на колени, он осветил свечою язвы на ногах Спасителя, из которых струилась кровь Нового Завета. Затем он поднес свечу к прободенным копнем ребрам Христовым, из которых истекла кровь и вода жизни вечной, омовения от грехов человека и искупления его... И затем, положив свечу на место, старец тихо вышел из храма. И весь храм исполнился рыдания. Да, это было "слово" о Любви: Любви беспредельной, Любви всепрощающей, Любви Божией к человеку. И все поняли, что в этой любви Божией к человеку не должно быть нелюбви человека к человеку: в этой божественной гармонии Любви все должны слиться, и никто не должен вносить горечи личной злобы в этот океан беспредельной Любви... И что же? — Все примирились, все полюбили друг друга, все простили друг друга ради Христа, простившего всех нас, и зло ненависти, как какая-то большая черная птица, улетело из этого селения навсегда.

10. Возлюбленный, если я скажу тебе: не бойся Бога, — то этим самым я бы шел наперекор Священному Писанию, которое призывает человека бояться Бога. Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл. 12, 13), говорит Премудрый. И Псалмопевец призывает нас: Приидите, чада... страху Господню научу вас (Пс. 33, 12). И апостол увещевает верных, говоря: Со страхом совершайте свое спасение (Фил. 2, 12). И, однако, внушение человеку страха перед Богом, представление Его в грозном виде, говорящего в громе и извержении вулкана, это скорее принадлежит Ветхому Завету и Синаю. Новому же Завету принадлежит более драгоценное: оно внушает нам любовь к Богу, которая изгоняет страх, потому что в любви нет страха, как это говорит апостол любви (1 Ин. 4, 18). В Ветхом Завете Бог представляется грозным Царем и карающим Судьею; в Новом Завете Бог представляется как любящий Отец, Который милостив к нам. В Ветхом Завете — предписания кровавых жертв; в Новом Завете — только одна Жертва: Сам Сын Божий, умирающий за спасение грешников. В Ветхом Завете — жертвенники, помазанные и залитые кровью бессловесных; в Новом Завете — на жертвеннике предлагается бескровная и словесная Жертва Святой Евхаристии. Поэтому, брат, сочетай в своей жизни и страх Божий, и любовь к Нему, и по мере возрастания твоей любви к Богу — а она неизбежно будет возрастать по мере твоего угождения Богу — будет убавляться страх твой, пока от него ничего и не останется, потому что совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин. 4,18). Но если мы не поступаем по правде Божией, то, действительно, мы — еще на уровне не сынов Божиих, а неключимых рабов, и нам приходится бояться Бога. А если бы у нас была чистая совесть, то мы бы не боялись Бога, а со дерзновением взывали бы к Нему: "Авва Отче" (Рим. 8, 15) [42]. Потому мы и смерти боимся, как самого процесса умирания и как ответственности, которую имеем дать Богу за свою жизнь. Но если бы мы были чистые сердцем, то мы бы не боялись ни того, ни другого, потому что мы бы знали, что идем на небо и там узрим Бога (Мф. 5, 8) [43]. Вот, помню, в давнишние времена был я священником в одной деревне: умирал маленький мальчик, еще дитя совсем. Родители и все сущие в доме были прискорбны до изнеможения: единственно это дитя было в духовном покое. Родители молились и страдали и как бы не отпускали душу своего сыночка. И вот дитя это блаженное, обернувшись к родителям, сказало им: "Вот пришел Боженька. Отпустите меня к Нему". И родители ответили: "Иди к Богу, дитяточко наше". И блаженный отрок сразу же после этих их слов умер. — Да, ему нечего было бояться: никому он не сделал зла, ничем не обидел ни Бога, ни людей. Про нас, проживших жизнь, этого сказать нельзя. Но в оправдание нам служит вся тягота, вся трудность, вся мучительность жизни, которую приходится вести среди зла и тягот; мы согрешали и согрешаем. И, однако, если мы покаялись и по силам стараемся не делать зла, и любим Бога, и по силам стараемся о спасении своей души, то и нам не следует бояться смерти. Ведь подумай: какое счастье увидеть своего Творца, поклониться Богу и познать чистый, духовный мир! Посмотри, если человек кого-нибудь очень любит, то, чтобы быть с ним, он готов и на тяжесть путешествия через горы и по морям, лишь бы достичь его. Так и ты не думай о тяжести умирания, а думай о том, к Кому ты идешь и с Кем будешь. Помню еще, в юности был я среди воинов. Мы одерживали победу за победой, и враг отступал. И вот мы вели наступление: мы забыли и тяжкие бессонные ночи, и голод, и усталость, и жажду и как бы на крыльях шли вперед к нашей цели: полной победе над врагом. Так цель вдохновляет человека на борьбу. А у нас цель — победить врага-диавола и прийти к Богу навсегда.

11. Итак, брат, ты знаешь, что Бог есть любовь, и что Он так возлюбил тебя, что послал Сына Своего для спасения тебя, и Он умер за тебя на кресте. Знай еще и другое: Бог ведет тебя не к восстановлению прежнего, потерянного первыми людьми рая, а ведет тебя к чему-то НОВОМУ и БЕСКОНЕЧНО БОЛЬШЕМУ и ДИВНОМУ. И, оборачиваясь назад, не смотри на то, что утерял для тебя Адам, а смотри вперед на то, что тебе обещал Бог и к чему тебя ведет Господь наш Иисус Христос и Дух Святым. Да, вместе с Адамом мы потеряли многое: рай, радость и возможность бессмертия — вещи великие и дивные. Но знай, что в твоем спасении ты получишь неизмеримо БОЛЬШИЕ и БОЛЕЕ ДИВНЫЕ ВЕЩИ. Потому что рай, который имели первые люди, и Царство Небесное — не одно и то же; тот был земной, а это — небесное. Адам потерял прекрасный сад, насажденный Богом, именуемый раем; а ты призван жить в Небесном Новом Иерусалиме, еще несозданном, но уже уготовленном и имеющем прийти в бытие, величие которого нам приоткрывает божественный Иоанн Богослов (Откр. гл. 21 и 22) [44]. Тогда, по слову Писания, обновится яко орля юность твоя (Пс. 105, 2). Тогда ты возможешь, от имени твоего Господа, бросить вызов: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 55). Тогда ты познаешь обещанные тебе новое небо и новую землю (Откр. 21,1) [45], (2 Петр. 3,13) [46], где, по слову пророка, веселие и радость приимет тебя; отбеже болезнь и воздыхание (Ис. 35, 10). И обрати внимание на точность изречения Священного Писания; так святые апостолы Иоанн и Петр, а прежде них — пророк Исайя, сначала говорят о новом небе, а потом и о новой земле, потому что ты уже будешь жителем неба, ты сам будешь небесным, по слову апостола Павла: Каков Небесный — Господь наш Иисус Христос — таковы и небесные - люди (1 Кор. 15, 48). Адам же, наоборот, был перстным, каковыми и мы теперь от него (1 Кор. 15, 45 — 49) [47], почему ему и было сказано: Земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3,19). Но и под "новой землей" разумей опять же духовное и бессмертное. Так что ты видишь, насколько к большему тебя ведет Бог, чем то, что ты имел в Адаме, и в отношении твоего состояния и в отношении места твоего пребывания. О, брат, постарайся заслужить и получить это! Познай твое наследие, ради которого ты призван в эту жизнь, и не неради о сем, но каждую минуту, каждое мгновенье твоей жизни старайся угодить Богу и помни завет тебе Христов, который, кстати, я видел вырезанным на камне над дверями монашеских келий в одном монастыре и, конечно, утвержден в сердце спасаемых: БУДЬ СОВЕРШЕН (Мф. 5, 48).

С одной стороны, ты — в лучшем положении в отношении греха, чем был Адам до грехопадения. Потому что он еще не ведал горьких плодов греха, а ты знаешь, к чему привел грех.

Ты сам видишь, что здесь нет ничего, на что ты можешь положиться, потому что все изменчиво, превратно и мимотечно, и как бы все говорит тебе: о, человек, ищи вечного, присносущного и надежного. А надежное и вечное — только у Бога. И потому, брат, повторяю: каждую минуту твоей жизни, каждое ее мгновенье не утеряй для угождения Господу Богу твоему.

С другой же стороны, ты в худшем положении в отношении греха, чем был Адам до грехопадения. Ему было легко жить; тебе — тяжело. Он не имел никаких забот, а ты угнетен многими заботами; ему земля сама от себя давала все, а тебе твоя жизнь ничего не дает без тяжких трудов и страхований, да и добытое иногда нелегко сохранить.

Как я сказал выше, ты идешь путем к спасению новым и славным, и предвиденным для тебя Богом, потому что Бог, конечно, знал, что Адам согрешит и потеряет рай и что для спасения человека будет иной путь, освященный Кровью Сына Божиего и сущий под сенью благодати Святого Духа, почему и приводящий, как мы сказали, не к тому же самому, что имел и затем утерял Адам, а к чему-то несравненно большему. Да, он имел великую радость обитания в раю. Но, скажу тебе, радость его не была полной, почему Бог и сотворил ему помощницу и жену — госпожу Еву.

Нет, его радость не была полной. Для тебя же в Царстве, уготованном тебе от сложения мира (Мф. 25, 34) [48], в радости будет полнота, потому что тебя обымет благодать Божия и любовь Его, и сам ты будешь исполнен любовью к Нему, и там ты не возымеешь нужды в помощнике или в помощнице, или в каком-либо ином утешении, потому что там всяческая для тебя и во всем будет Христос (Кол. 3,11) [49], так что об одиночестве не вздохнешь.

А там, по слову Господа, радость ваша будет совершенна... и радости вашей никто не отнимет от вас (Ин. 15, 11. 16, 22). Но эту радость мы не можем даже и представить себе, потому что, по слову апостола, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Наконец, Адам имел славу, которая лишь немного уступала ангельской славе, как говорится, умалил ecи его малым чим от ангел, славою и честию венчал ecи его (Пс. 8, 6); а для человека, спасающегося ныне уготована великая и большая слава; потому что по велению Божию Бог посылает ангелов как служителей спасения человека, по слову апостола: Не всели они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 14), и человек сподобится славы "сынов Божиих" и таковым наречется (Рим. 8,14,19), 9, 26) [50], (Гал. 3, 26) [51], и этим самым будет подобным Единородному Сыну Божиему, как носящий Его образ (Рим. 8, 29) [52] и наследником Божиим (Гал. 4, 7) [53]. Видишь, брат, какая великая разница в степени славы между Адамом и человеком, имеющим ныне наследовать Царство Небесное?

12. Но, скажешь, тогда в раю Адам все это имел и без трудов и болезней, страданий, состарения и смерти. Несомненно, что он имел возможность достичь большего совершенства, чем в котором он был создан и пребывал до грехопадения. Если бы он не согрешил, если бы вступил на первую ступень подвига, которую ему предложил Бог: потому что, дав ему заповедь и предложив свободной волей исполнить ее, Бог этим ввел его на поприще подвига, поелику и говорится, что пост был современником рая, и Адаму было предложено воздержание, а этим самым и проявление подвига в радостном послушании воле Божией, — итак, если бы он оказался победителем искушения, то он, действительно, постепенно стал бы возрастать в большую славу, от степени в степень [54], Но ведь этого не произошло, как ты знаешь, а произошло обратное сему. И нам для спасения открыт иной путь, который приводит к несравненно большей радости и чести, и наслаждению, чем это имели первые люди в раю до своего падения. Твой трудный, напряженный и, если хочешь, страдальческий путь к спасению, окропленный Кровью Сына Божиего, пролиянной ради твоего спасения, и сущий под покровом Святого Духа, приведет тебя к такому счастью и такой славе, что это и выразить невозможно, а лучше сказать: это — выше наших слов и понятий. Но об этом подробнее мы уже сказали выше.

Но, может быть, ты скажешь, что тогда в раю, если бы не случилось грехопадения, все люди наслаждались бы счастием рая, а теперь — это лишь удел немногих праведников, святых Божиих, подвижников, мучеников и исповедников. А мне, грешному, куда спастись? Это невозможно, невозможно! Да, ты прав, человек, невозможно. Человеку самому от себя спастись невозможно. Это Сам Господь возвестил. Но затем, — помнишь евангельское повествование? Господь "воззрев", то есть чтобы Его слова были выслушаны с сугубым вниманием, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26). Вот, брат, в этом-то и состоит твое спасение, что не сам ты себя спасаешь — хотя от тебя и требуется посильный подвиг — не сам себе ты уготовляешь Царство Небесное; нет — все это в руках твоего Бога, Которого посему ты и именуешь Спасителем.

Если бы только единицы спасались, то тогда, действительно, оказалось бы, что диавол отнял человека от Бога и погубил Его любимое творение.