Nicholas of Serbia, St. - Missionary letters

Еще есть камни. Когда уста евреев умолкли, возопили камни храма Соломонова. И по сей день вопиют. Ибо исполнилось пророчество об этом храме: и камня на камне не осталось [98]. Гордости и славы Израиля, храма Соломонова, сегодня не существует. Сохранились только остатки стен, ровно столько, чтобы дщери и сыны Израиля могли каждую субботу биться о них головой, о “стену плача”, с воплем и рыданием. Остатки этих камней своим молчанием возвещают о проигранной битве.

И еще есть камни. Евреи давно молчат о Христе. Не радуются Ему, не славят Его, не восклицают: “Осанна!”. Потому оскорбленный Бог презрел их единственный храм и его жертвы. Попустил его разорение. Но сотни тысяч каменных храмов воздвигнуты во всем мире во славу Христа. И эти камни свидетельствуют и вопиют о том, о чем евреи молчат.

Есть и другие камни. До поры не вопиют они, но возопят в конце времен, пред Вторым пришествием Господа. Прорек Прозорливый о конце света: и земля потрясется, и солнце померкнет, и луна утратит свое сияние, и звезды спадут с неба [99]. Что есть земля, луна и солнце, если не камни? На своем языке, так, как умеют, эти огненные камни возопят в назначенный час. В тот час, когда явятся многие лжепророки, и умножится беззаконие, и любовь к Богу охладеет. Одним словом, когда христиане умолкнут вслед за евреями. Тогда тела небесные, эти огненные каменья Божии, возопят на своем языке, как они умеют. И возвестят приход Судии, как когда-то восточная звезда возвестила о рождении Спасителя.

Мир вам и здравия от Господа.

Письмо 55

образованному человеку, который пришел к заключению, что есть “что-то”

Ты пишешь, что должно в конце концов “что-то” быть. Говоришь, что читал книгу какого-то великого астронома о звездах и тебе бросилось в глаза утверждение этого известного ученого: “В мире все необъяснимо без Бога”. И это заставило тебя сделать вывод, что есть “что-то”.

Скажи, сын Лазарев: “Есть Бог” – и радуйся! “Есть что-то”,– так говорят многие образованные люди. Но если до конца жизни пребудешь только со словом “что-то”, то и жизнь твоя останется ничтожной.

Одно мгновенное предчувствие, что видимый мир содержит какую-то великую тайну,– это еще далеко не та животворящая и плодоносная вера, освещающая наш путь и указующая цель.

Сказать, что “есть что-то”,– еще не значит увидеть свет дня. Это значит, что путник едва-едва заметил в ночном мраке расширенными своими зеницами приближение рассвета. А от него до восхода солнца еще долгий путь. Если бы ты сказал: “Есть Кто-то”, заря зарумянилась бы над горизонтом твоей жизни.

Познай Творца своего, дорогой брат. Это важнее познания Его творений. Не пополняй общество тех, о которых апостол говорил: и служили твари вместо Творца (Рим. 1, 25). Се, Всевышний Художник стоит перед Своим произведением. Ты слишком засмотрелся на Его прекрасные полотна, которые поначалу открывают глаза, а затем слепят. Почему не подойдешь к Художнику и не познакомишься с Ним? Христос для того и сошел на землю, чтобы протянуть тебе руку и познакомить с Творцом. Кто не подойдет ближе к Художнику на этом свете, в Его изумительной мастерской, не познакомится с Ним, не представится и не поклонится Ему, тот не будет допущен в небесный чертог Его.

Пишу тебе это, вернувшись с похорон. В Охриде умер один благочестивый молодой человек. Лицо его на смертном одре было светло, светлее, чем при жизни. Жил по вере и в вере упокоился. Совсем молодой, но мудрый. А ты уже немолод.

Мир тебе и милость от Господа.