Lives of the Saints. April

Военачальник, догадавшись, что Феодор христианин, спросил его:

- Не принесешь ли ты жертв нашим богам?

- Я никогда не приносил и не принесу жертв нечистым бесам, - отвечал святой.

Тогда военачальник приказал жестоко бить его, после чего снова позвал его на допрос и спросил:

- Одумался ли ты теперь, будешь ли ты мне послушен и поклонишься ли богам?

- Если бы ты, - отвечал святой, - познал Сотворившего тебя Бога, то и сам пожелал бы поклоняться Ему.

Военачальник приказал после сего разложить костер, принести огромную железную сковороду, растопить большое количество смолы, серы и воска, положить мученика нагим на сковороду и поливать его кипящею смолою. Когда всё это готовилось, Бог внезапно сотворил дивное чудо: послышался оглушительный шум и сделалось землетрясение на том самом месте, где был огонь и сковорода; затем земля на том месте расступилась и из земной расселины в изобилии истекла вода, которая и погасила огонь и сковороду. Святой же мученик остался совершенно невредимым и сказал военачальнику:

- Вот ты видишь, что это дело не мною совершено, но Христом, Богом моим, Которому я служу. Если же ты желаешь познать силу твоих богов, то приготовь другой костер, снова разожги сковороду и прикажи во имя твоих богов положить на ней одного из твоих солдат, тогда ты увидишь бессилие своих богов и познаешь все могущество моего Бога.

Услыхавши это, бывшие здесь воины, сказали правителю:

- Нет, господин, не делай этого с нами, но поступи так со служителями (жрецами) наших богов. Сковорода одинаково послушается жреца, как и Феодора, и не опалит того, как и первого.

Приказавши немедленно пригласить жреца, военачальник спросил его:

- Как твое имя?

- Диоскор, - отвечал жрец, - мое имя.

Затем военачальник спросил жреца:

- Какими волшебными травами намазываются христиане, когда отправляются безбоязненно на огонь и остаются не опаленными там, как например это было сегодня с Феодором?

- Христиане не волхвы, - отвечал на это Диоскор, - но Христово имя столь сильно, что где оно с верою призовется, там разрушаются всякие волшебные чары и трепещут бесы.

- Неужели, - спросил военачальник, - Христос сильнее нашего Зевса? [3]

- Зевс и все остальные боги суть бесчувственные и глухие идолы, - отвечал Диоскор, - и я умоляю тебя не принуждать меня ложиться на сковороду, но если ты желаешь познать могущество Зевса, то лучше положи на огонь его самого.

- Да кто же может сие сделать, - продолжал военачальник, - кто осмелится класть на костер бога?

- Прикажи мне, - отвечал Диоскор, - и я это исполню. Если Зевс окажет мне сопротивление, тогда я поверю ему, что он бог и может освободить себя из огня.

- Ты действительно уже не жрец после того как произносишь такие речи относительно богов, - заметил военачальник.