Lives of Saints. December

Получив такое откровение, святой Игнатий установил сей порядок священных песнопений сначала в своей Антиохийской церкви, а отсюда сей прекрасный чин был принят и во всех церквях [8]. Сей Богоносный архиерей был добрым правителем церковных чинов, совершенным служителем Христовых таинств [9], а после и мучеником, отданным на съедение зверям, о чем будет сказано далее. В тяжелой войне со скифами [10] царь Траян одержал победу. Полагая, что он стал победителем врагов при помощи своих языческих богов, Траян пожелал за это возблагодарить их повсеместными жертвами, дабы и в будущее время боги благополучно устроили его войны и царствование. Тогда воздвиглось сильное гонение на христиан. Царь узнал, что христиане не только не желают принести жертвы языческим богам, но и хулят их, обличая их ложность, и потому повелел повсюду убивать христиан, неповинующихся его повелению. Когда же сей царь отправился на другую войну против армян и парфян, то пришлось быть ему в Антиохии, и тут святой Игнатий Богоносец был оклеветан перед ним за то, что Христа, осужденного Пилатом на смерть и распятого на кресте, он почитает как Бога и устанавливает законы о сохранении девства, о презрении к богатству и всему, что приятно в жизни [11]. Услыхав о сем, Траян призвал святого и перед всем своим синклитом сказал ему:

- Ты ли, называемый Богоносцем, противишься нашему повелению и развращаешь всю Антиохию, ведя ее в след своего Христа?

Божественный Игнатий отвечал:

- Да, это я.

Царь спросил:

- Что значит название твое "Богоносец"?

Святой отвечал:

- Носящий Христа Бога в душе своей есть Богоносец.

- Итак - спросил царь, - ты носишь Христа твоего в себе самом?

Святой отвечал:

- Действительно ношу, потому что написано: вселюсь "в них и буду ходить" (2 Кор. 6:16). Царь сказал:

- Что же мы, по твоему мнению, не носим всегда наших богов в памяти и не имеем их помощниками против врагов? Богоносец отвечал:

- Горько мне, что ты называешь идолов богами, потому что Един есть Бог Истинный, Создатель неба, и земли, и моря и всего, что в них находится, Един Господь Иисус Христос, Сын Божий Единородный, и царству Его не будет конца. Если бы ты познал Его, царь, то порфира твоя, и венец, и твой престол были бы еще более могущественными.

- Игнатий! - сказал царь - оставь то, что ты говоришь, и послушай лучше моих слов: если желаешь сделать мне угодное и быть в числе моих друзей, то принеси с нами жертву богам и тотчас же будешь у нас первосвященником великого Дия [12] и назовешься отцом синклита.