Great Teachers of the Church

Послания

Преподобный авва Дорофей - "достославный в отцах"

Душеполезные поучения

Посланий преподобного Дорофея всего десять. По своему объему они небольшие - это скорее письма к братиям. (В русском переводе они занимают всего семь страниц - 204-210.) По содержанию они касаются отдельных тем духовной жизни.Открывает письма "Послание поучительное к брату, вопросившему о бесчувствии и охлаждении любви" [с. 204, 205]. При бесчувствии души преподобный считает полезным частое чтение Священного Писания, творений святых отцов, памятование о временности земной жизни и о грядущем Страшном Суде. А для возгревания братолюбия должно "с помощью Божией не верить своим мнениям, всей силой стараться смирить себя пред братиями и от всей души отсекать перед ними свою волю" [с. 205]."Послание к брату, угнетаемому искушением" [с. 205, 206]. Преподобный учит возлагать на Бога свою печаль при случившихся искушениях и взывает к Нему: "Господи! Как Ты хочешь и как Ты знаешь, устрой это дело". "Ибо, - помогает преподобный сделать вывод, - Промысл Божий делает многое сверх нашего соображения и надежды" [с. 206].В посланиях: "К тому же брату"; "К брату, впадшему в трудную болезнь и различные преткновения"; "К брату, находившемуся в искушении" [с. 206, 207], преподобный учит нести находящие скорби и болезни с благодарением, терпением, пребывая в молитве, "чтобы намерение Промысла исполнилось" [с. 207].Последующие четыре послания под общим заголовком "К тому же" [с. 208, 209], снова и снова призывают терпеливо, с надеждой на Бога переносить искушения, помня, что такое перенесение их дарует великую пользу. "Мы, - размышляет святой авва, - бываем искушаемы для обучения в вере, для того чтобы мы были испытаны и научились бороться" [с. 208]. "Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей - искушения, ибо никто, сказал великий Антоний, не войдет в Царство Небесное без искушений. Итак, не удивляйся, сын мой, что, заботясь о спасении своем, ты встречаешь искушения в скорби. Но терпи без смущения и молись, благодаря, что ты, за исполнение заповеди, сподобился быть в искушении" [с. 208, 209].Последнее послание "К некоторому очень больному брату, имевшему различные худые помышления о том, кто заботился о его нужде" [с. 210], убеждает ничего не иметь плохого против ближнего, и все "препобеждать и покрывать любовью" во имя Господа нашего Иисуса Христа.

Вопросы и ответы

Преподобный авва Дорофей - "достославный в отцах"

Душеполезные поучения

Особое место в творениях преподобного аввы Дорофея занимают его "Вопросы и ответы, данные на них святыми старцами Варсануфием Великим и Иоанном Пророком" [с. 211-268]. Ценность их возрастает от того, что в них соединилась духовная мудрость преподобного Дорофея с духовным опытом двух других великих старцев.Всего было поставлено 87 вопросов, и на все получены исчерпывающие ответы.Изложить их содержание довольно трудно: они многоплановы - касаются многих сторон духовной жизни. Вот о чем идет в них речь:Как положить начало покаяния (вопрос-ответ № 6) [1].Как бороться с греховными помыслами, как отличать правый помысл от вредного (в.-о. 7, 14). Как победить блудную страсть (в.-о. 4, 5). Как рождается печаль по Богу (в.-о. 34). Как достигается рассуждение (в.-о. 15) и как отвечать вопросившему (в.-о. 38, 39). Как говорить и когда молчать (в.-о. 36). О силе молитвы по вере (в.-о. 11) и о непрестанной молитве (в.-о. 15). О безмолвии (в.-о. 36, 63, 64). О смирении (в.-о. 21, 25, 27-31). Об отсечении своей воли (в.-о. 3, 37, 42).О раздаче своего имущества - о милостыне (в.-о. 1, 2, 66). О врачевстве (в.-о. 76). О совершении "памяти святых" (в.-о. 10). О сохранении - соблюдении заповедей (в.-о. 20). Каким путем можно скорее достигнуть спасения (в.-о. 26). О недопустимости перехода из одного монастыря в другой - "в чужую сторону" (в.-о. 8). О поведении инока в разных ситуациях (в.-о. 56-62). Как относиться к разным людям (в.-о. 19, 81). Вот некоторые примеры вопросов и ответов (в сокращении): В. 10. "Как извергнуть из себя внутреннее зло?" О. "Попечение о спасении души и любовь к Богу помогают всякому извергнуть из себя внутреннее зло и чисто покаяться". В. 81. "Каким образом должно исправлять ближних?" О. "Когда знаешь, что согрешивший человек разумный и принимает слова твои, вразумляя его, скажи: "Брат! Если мы с нерадением делаем дело Божие, это погибель для души. Ну, хорошо ли теперь сделал? Постарайся вперед исправиться". Если же он неразумен, скажи ему: "Поверь мне, брат, что ты стоишь наказания за свое нерадение, и как скоро скажу авве, он строго тебя накажет".В. 13. Как поступить при "неожиданном вопросе"? О. "Ничего нет быстрее ума - возведи его к Богу, и Он подаст тебе, что отвечать без смущения".Далее: в.-о. № ... - Прим. авт. ^

Богословие

Преподобный авва Дорофей - "достославный в отцах"

"Хотя сей Божественный и дивный муж и высок был по дару слова, но, желая, по заповеди, снизойти и в этом и явить собой пример смиренномудрия, он предпочитал везде смиренный и простой образ выражения и невитиеватость речи".Послание о книге сей к брату, просившему, чтобы прислали ему найденные слова преподобного отца нашего аввы Дорофея... [с. 6]Богословие преподобного аввы Дорофея носит, по преимуществу, характер аскетический. Великий авва учит не столько тому, как надо верить, сколько тому, как надо жить. В его наставлениях предполагается, что слушающие их знают Истину веры и нуждаются лишь в указаниях способов, путей воплощения ее в жизни, в спасительном подвиге. Поэтому вопросов догматического характера он касается мало и лишь в той мере, насколько они необходимы для раскрытия аскетического идеала. Истины веры у него - это истины святой жизни.

Догматические темы в богословии

Преподобный авва Дорофей - "достославный в отцах"

"Хотя сей Божественный и дивный муж и высок был по дару слова, но, желая, по заповеди, снизойти и в этом и явить собой пример смиренномудрия, он предпочитал везде смиренный и простой образ выражения и невитиеватость речи".Послание о книге сей к брату, просившему, чтобы прислали ему найденные слова преподобного отца нашего аввы Дорофея... [с. 6]Богословие преподобного аввы Дорофея носит, по преимуществу, характер аскетический. Великий авва учит не столько тому, как надо верить, сколько тому, как надо жить. В его наставлениях предполагается, что слушающие их знают Истину веры и нуждаются лишь в указаниях способов, путей воплощения ее в жизни, в спасительном подвиге. Поэтому вопросов догматического характера он касается мало и лишь в той мере, насколько они необходимы для раскрытия аскетического идеала. Истины веры у него - это истины святой жизни.