«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

12 Февраля 1857 г.

113. И при зубной боли надо размышлять о грехах своих

Сожалею я о болезни Ваших эубов; но и сам подобно Вам страдаю от них. Но и как им не болеть? Сколько им, бедным, работы при жевании всякой пищи, сколько им всякий раз ударов от нашего языка при гневе, при празднословии, при шутках? Еще как они, бедные, до сих пор держатся в нашем рту? Это я Вам говорю только касательно своих зубов, а Ваши болят от цынги.

13 Мая 1855 г.

114. Когда болен, не роптать, но каяться надобно

Вот с нынешняго святаго дня началось во святых храмах предпразднственное славословие Рождеству Христову.

И я недостойный, побуждаемый чувствованиями любви к Вам, поспешаю с сими скудными строками предстать пред Вами с моим благожелательным поздравлением с великим и преславным торжеством сим Рождества Христа Спасителя нашего и Бога, которое даруй, Господи, Вам радостным и благоговеющим сердцем встретить и отпраздновать. А потом сподоби Вас, Господи, и Новый Год во обновлении духа начать, и все последующие дни онаго провождать во здравии и благоденствии, и во уповании на Божие милосердие; чего от всей души моей богомольчески желаю Вам, возлюбленным моим.

Уведомление о усиливающейся болезни возлюбленной супруги и меня опечаливает не мало. Мы хотя с Вами купно, и со всеми совокупно, и просим и молим Господа Бога о исцелении доброй супруги Вашей, и несомненно уповаем на милосердие Божие, что силен Он есть даровать ей здравие и продлить жизнь до самой глубокой старости; но не ведаем, угодно ли это Его святой воле, и полезно ли ей? Так и Сам Христос Спаситель наш в молитве Своей со слезами просил Бога Отца о избавлении, говоря: Отче мой! неси от Мене чашу сию; обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты; буди воля Твоя! А посему если и для Б. предназначено у Господа Бога преселение из плачевной и многоскорбной юдоли сей в блаженную вечность, то не о том должно думать и говорить: с кем будет жить муж? С кем дети? Что с ними случится? Будут ли они счастливы? и проч., и проч. сему подобное. Но лучше употребить золотое времечко на размышление о грехах юности и неведения, о болезненном раскаянии в них и исповедании, занимать себя частою молитвою, хотя и краткою, и приобщением Святых Тайн, хотя в месяц раз и размышлением: «О горе мне, грешнице сущей, горе благих дел неимущей! Како пред суд Божий явлюся? Како со святыми вселюся? и проч». Думал было я и еще кое-что подобное сему написать; но опасаюсь, чтоб вместо пользы и утешения не опечалить Вас более, и не навлечь на себя негодования. А посему и прекращаю о сем говорить.

20 Декабря 1858 г.

На счет страхования и неприязненных встреч советую Вам прочитывать всегда псалом 26-й.

115. И в молитвах умеренность полезна

Первое писание Ваше, писанное с уведомлением о тяжкой и весьма опасной болезни Вашей, опечалило меня до болезни и слез так, что я первую ночь не мог уснуть ни на час от воображения о тяжком кресте вдовства.... Так что, сколько имел сил, молился и просил Господа помиловать от чаши смертной; и вместе с сим просил нашего отца Архимандрита принести о исцелении соборное моление во святом храме, которое и продолжалось несколько дней, т. е. до получения втораго Вашего письма, возвещающаго о облегчении от болезни, чему я, сердечно возрадовавшись, прочитал благодарственную молитву ко Господу Богу, и в конце оной воскликнул: Слава Тебе Богу, Благодателю нашему, во веки веков. Даруй Боже, чтобы таковая болезнь никогда не повторилась, которая может быть случилась с Вами от неумереннаго стояния? Иные от усердной молитвы головы свои раскалачивали до мозгу, но с нами - как с людьми умными - подобнаго усердия не случалось. Но от неумереннаго стояния, как у меня, так и у Вас разболелись ноги до неисцельных ран, а посему весьма справедливо св. Исаак Сирин сказал, что умеренному жительству цены несть; ибо Господь Бог не на ноги наши смотрит, а на сердце, и говорит: Сыне, даждь Ми твое сердце, а не ноги; почему и в молитвенном стоянии должны мы себя умерять; а я так оскудел ныне силами своими, что и сидеть много не могу, и спасаюсь, лежачи на боку, но не знаю - спасусь ли.

1-го Февраля 1863 г.

О зубной болезни Вашей сердечно сожалею я, но нисколько не удивляюсь этому. Ибо на мельницах и камни жерновные смалываются; а зубам нашим в течение жизни немало было работы. А главная причина болезни та, по словам святаго Давида, что зубы грешников Господь сокрушает.... А мы с Вами в числе грешников не последние люди.