Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

Что делать, если начнутся такие разногласия? Наверное, надо очень терпеливо, кротко отнестись к таким проявлениям нетерпимости со стороны некоторых людей. И наверное, сначала пастыри должны договориться между собой. Тогда и среди духовных чад наступит мир. Но опыта такого умиротворения людей у меня нет; не миротворец я пока.

- А для человека, который попал в такую изоляцию, перестал находить общий язык с другими прихожанами, какое поведение будет правильным?

- Здесь нужно прежде всего решить, он ли прав, ему ли что-то открылось, или, наоборот, он не прав и, говоря молодежным языком, как-то "заехал". Действительно бывает, что человек перерастает общину, в которой оказался. Как это бывает? Человек пришел к вере, стал ходить в конкретный храм, там у него был духовный отец. Потом он стал замечать, что в этом храме несколько суетно, что не всегда есть возможность попасть к батюшке.

Достаточно часто приходят люди, которые говорят, что их духовный отец - очень известный пастырь, но к нему всегда столько людей, что надо ждать несколько недель, чтобы спросить, что делать, как быть. А человек имеет достаточно серьезные, глубокие духовные потребности, и в общем-то, думаю, ему не возбраняется искать другого пастыря, другую об-щину, где ему смогут уделить больше внимания, где, скажем, в большей степени монашеское направление. Думаю, что это вполне естественно. Но, кстати, достаточно часто бывает, что в такой ситуации, когда по несколько недель приходится стоять в очереди к своему пастырю, человек оказывается потому, что не слушается. И пастырь сам уклоняется от него и творит свое пастырское дело с воздыханием, как говорит апостол (Евр. 13, 17). Поэтому если человек погрешает нерадением, непослушанием, то нужно указать ему на эти ошибки - может быть, он их исправит. Хотя по опыту я знаю, что нерадивых людей очень трудно исправлять, да и вряд ли возможно исправить вообще, если они сами этого не хотят.

Человек сам должен понять свое нерадение, свою теплохладность. Вообще теплохладность - хуже всего. Не холоден, не горяч, но тепл; о, если бы ты был холоден или горяч, говорит Ангел в Апокалипсисе (3, 15). Проще исправить человека грешного, но сознающего, что он грешен, чем человека мнимо праведного, который и так "самодостаточен", то есть считает, что он и так праведен и что его духовная жизнь такова, что, по крайней мере, на спасение хватит. В таких случаях приходится терпеть, нести тяготы этих людей, молиться за них в надежде, что Господь их посетит либо скорбями, либо еще каким-то образом вразумит и обратит.

Поэтому человек, который оказался в изоляции в какой-то общине, должен решить для себя вопрос: он ли что-то понял, чего не понимают другие, или куда-то уклонился. Чаще всего происходит последнее. Не возбраняется обратиться на сторону за разрешением этого вопроса. Если не удастся найти взаимопонимания с пастырем или с другими членами общины, которые, может быть, могут что-то объяснить, то можно пойти к другому пастырю, поехать в монастырь, объяснить ситуацию, но рассказывать о том, что произошло, нужно как можно более подробно. И когда все прояснится, либо остаться в этой общине и попытаться преодолеть себя, либо поискать другую общину.

Бывают такие случаи, когда человек сам виноват в том, что попал в такую изоляцию, причем он это сознает, но сделать ничего не может. В некоторых случаях я даю совет перейти в другой храм - по немощи, потому что человеку тяжело в этом храме, его не устраивают тот настрой, те порядки, те отношения, которые здесь есть, и, может быть, в другом храме он найдет большее взаимопонимание. Но бывает и так, что человек походит, поищет, а потом все равно возвращается в ту общину, членом которой которой был.

Там все-таки близкие ему люди, там отношения, которые раньше его устраивали. Просто с человеком искушение, и теперь он начинает понимать, что погрешает.

Вообще я думаю, что Господь Сам собирает общины и Сам приводит нас в ту или иную общину, к тому или иному пастырю, к тем или иным братьям и сестрам, и этим нужно дорожить. А если мы сами не будем дорожить тем, что послал Господь, то Он, хотя Он и долготерпелив, нас накажет.

- Часто бывает, что прихожане соблазняются поведением самого пастыря. Что можно посоветовать в такой ситуации?

- Наверное, каждый такой случай должен быть рассмотрен отдельно. У святителя Феофана Затворника есть письмо, написанное прихожанам одного храма, которые жаловались на то, что их батюшка выпивает. И святитель Феофан дал им такой совет: собраться всем вместе и хорошо поговорить с этим пастырем, постараться усовестить этого батюшку. Если святитель дает такой совет, значит он, наверное, приносит какие-то свои плоды. Это один из путей.

Конечно, обличать священника в грехе - это серьезное дело, и без благословения какого-то достаточно духовного, достаточно мудрого лица, наверное, это делать не стоит, потому что есть такой канон: если кто досаждает священнику, тот да будет отлучен от Причастия.

Ведь так можно и всех начать исправлять. Кстати, многие так и делают: и Патриарх "не такой", и архиереи "не такие", и, естественно, батюшки "не такие" - все вообще "не такие". Поэтому одно дело, когда есть объективные причины и пастырь действительно не на высоте, но бывает, что человеку кажется, что только он один на высоте, а все остальные - ниже его. Это уж другое дело, и, думаю, такие люди нас сейчас и не послушают.

А что делать этому человеку? Наверное, потерпеть немощи пастыря как немощи любого человека. Мы не обязаны считать духовным отцом пастыря, которому не доверяем, который, на наш взгляд, не совсем такой человек, как нам хотелось бы. Мы имеем полное право поискать себе духовного отца в другом приходе или в монастыре. Быть прихожанами одного храма, а духовника иметь в другом - это не возбраняется ни Святыми Отцами, ни канонами Православной Церкви.