Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

Есть грех, называемый духовным сладострастием. Это когда человек выдумывает, ищет и даже требует от Бога духовных переживаний. Все духовные переживания, какие бы они ни были, связаны с радостью - даже плач о грехах заключает в себе радость, как соты содержат в себе мед, по слову прп. Иоанна Лествичника. И человек, который, вкусив эту радость или хотя бы прочитав о ней, начинает усиленно ее искать, впадает в прелесть. Искать нужно только смирения и покаяния. Нам больше приличествует образ апостола Петра, который сказал вошедшему к нему в лодку Господу: Господи, выйди от меня, потому что я человек грешный (Лк. 5, 8). А также почаще можно вспоминать слова прп. Иоанна Лествичника, который говорит: "Отвергай приходящую радость рукой смирения". Но дело в том, что он говорит о подлинной духовной радости. А из современных людей мало кто переживал настоящую духовную радость.

Неофитам 5, людям, недавно обратившимся к Богу - из которых в основном состоит современная Церковь, свойственно такое выдуманное христианство, придуманные экзальтированные радости, поиски высоких состояний. Святитель Игнатий также говорит о том, что многие, начитавшись романов, когда начинают жить духовной жизнью, воспринимают и ее, как роман. Прочитав в святоотеческих книгах или в житиях святых о плаче, они начинают выжимать из себя слезы - получаются не покаянные слезы, а нюни. Большей частью на исповеди я встречаюсь с нюнями - очень неприятными, некрасивыми дамскими слезами, и очень редко я видел людей действительно плачущих.

- Но что такое покаяние, если оно тоже должно приносить радость? Как его искать?

- Святые Отцы очень многообразно определяют покаяние. О покаянии написано огромное количество книг, и в них Отцы пишут, между прочим, и о радости. Радость непременно будет как следствие покаяния. Будет в том случае, если человек действительно достигнет покаяния, потому что покаяние, по своей сути, есть радость освобождения от греха. И в самом покаянии человек уже ощущает радость, чувствует, что грех прощается, душа очищается и освобождается от нечистоты, как человек, который долго не мылся, после мытья чувствует, что он как бы обновился. А тут - душа омывается слезами.

Но покаяние - это труд. Прп. Марк Подвижник определяет покаяние так: "Покаяние есть непрестанная молитва, борьба с помыслами и непрестанное терпение скорбей". Все эти делания включают в себя покаянный подвиг, который должен быть постоянным. Если человек сумеет понять крестное учение, говорящее о том, что из терпения скорбей рождается радость, ему открывается таинство креста. Об этом говорят Святые Отцы. Святитель Игнатий очень много об этом пишет, и все его книги написаны кровью, потому что его жизненный путь - это непрестанные ужасающие скорби, и он хорошо знал, о чем писал.

И когда человек прикоснется к таинству креста, только тогда он действительно прикоснется к настоящей радости, потому что радость Воскресения рождается из крестной смерти. Крестная смерть Спасителя сделалась виной радости для всего мира: "се бо прииде Крестом радость всему миру". Так же и личный крест любого христианина должен стать радостью обновления, радостью Воскресения. Пока мы не освободимся от той греховной смерти, которая в нас живет и действует, пока наша падшая душа не очистится от всех мутных и темных страстей, до тех пор мы вряд ли сумеем ощутить радость встречи с Господом.

- Вы говорите, что не надо искать духовной радости. Может быть, мы просто не можем понять, что такое настоящая духовная радость, и потому не должны искать того, что под ней подразумеваем?

- Я больше всего хотел бы предостеречь от мечтательного христианства: мечтательной радости, покаяния, молитвы, придуманной духовной жизни. Это путь к погибели, это путь в никуда, это путь, которым пошли все еретики, начиная с католиков и протестантов и кончая современными ересями и сектами. Это не радость, это - прелесть, это - бесовское действие. Но к любому христианину, который действительно будет жить по евангельским заповедям, - а самая первая заповедь: покайтесь, ибо приблизилось царство Божие (Мф. 3, 2), - к христианину, который будет приносить покаяние, приблизится царствие Божие. И никак не иначе.

5. Неофит - новообращенный в христианскую веру.

Пасха красная

Тем объясняется то, что Пасху называют "праздников праздник и торжество из торжеств?"

- "Праздников праздником и торжеством из торжеств" Пасху называют потому, что это самый главный праздник для православного человека. Жизнь человека наполнена скорбями, болезнями, несчастьями. И, в общем-то, любой нормальный человек, не только верующий, неудовлетворен земной жизнью. Кто-то пытается разрешить этот конфликт, стараясь получить побольше земных благ, и в этом видит смысл жизни - в стяжании богатства, славы, наслаждений.

Но православные люди понимают, что это тупиковый путь, осознают, что наша жизнь - в Боге. И всякий, кто открыл для себя Господа, понимает, что подлинная жизнь человека - на небесах, а здесь, на земле - подготовка к этой небесной жизни. И поэтому догмат воскресения из мертвых к вечной жизни является самым главным догматом в христианстве. В нем сосредоточены чаяния всякого человека: земная жизнь когда-нибудь кончится и наступит вечная блаженная жизнь.

Благодаря празднику Пасхи нам дано прикоснуться к этому вечному блаженству. Поэтому любой человек, приходящий в храм в эти дни, чувствует какую-то особую радость, какой-то подъем. Кто бы ни был этот человек, пусть даже неверующий, он чувствует, что этот день какой-то особенный, что в храме какая-то особенная, совершенно другая атмосфера. И это не зависит от того, когда человек придет в храм, вечером, т. е. накануне Пасхи, или в сам праздник.