Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

- Как достойно провести Светлую седмицу?

- Страстная седмица - время особого труда. Духовного труда, труда над собой. Время сораспятия на-шему Господу, который идет на Голгофу распинаться за наши грехи. Светлая седмица - время Воскресения Господа. Здесь мы ликуем с учениками Христовыми о Его Пресветлом Воскресении, благодарим Бога за свершившееся величайшее таинство. Поэтому Светлая седмица - время радости, время благодарения. Конечно, прежде всего самое приличное место для христианина на Светлой седмице - это храм.

Пасхальное богослужение совершенно особое. Оно имеет на душу не просто какое-то эстетическое воздействие. Оно оказывает духовное воздействие, дает особую пасхальную духовную радость. Любой православный человек, кто бы он ни был, всегда испытывает на Пасху радость. И всю Светлую седмицу эта радость продолжается, потому что самое главное содержание в жизни христианина - это Господь, а самое главное событие на Светлой седмице - это Воскресение Христово. Поэтому христианин радуется и ликует. И, конечно, наиболее приличное место для выражения этой радости - это храм Божий.

В остальное время принято поздравлять друг друга с Пасхой, проводить время дома за чтением духовных книг. Молитвенное правило сокращается, т. е. оно не сокращается, а заменяется. Вместо утренних и вечерних молитв читаются пасхальные часы, они коротенькие, небольшие, но есть такие ревнители - по несколько раз их прочитывают. И пасхальный канон можно читать или петь в домашних условиях.

Светлая седмица - это время отдыха. Время отдыха от трудов телесных прежде всего, и даже от трудов духовных. То есть в это время можно пойти в гости к нашим православным знакомым, не для злословия и празднословия, а чтобы поздравить друг друга с праздником. Посидеть за праздничным столом, поговорить о каких-то духовных вещах. Вообще в это время можно всячески отдохнуть.

- А какие виды отдыха допустимы для православного человека?

- Нужно избегать крайностей как в Страстную седмицу так и в Светлую. Если в Страстную седмицу некоторые люди накладывают на себя излишний пост, труды, непосильные для их здоровья, на которые у них нет физических сил, то в Светлую седмицу пускаются в иную крайность - начинают излишне отдыхать. Начинают заниматься чревоугодием, даже пьянством. Святитель Феофан Затворник говорил, что нужно опасаться весны вообще и в частности Светлой седмицы. Надо быть осторожными. Так некоторые люди впадают в крайности, и доходят даже до падения. То есть человек начинает давать себе льготы, как говорит свт. Феофан, переходит какие-то рамки, и радость о Господе переводит в непомерную телесную радость. За таким "отдыхом" действительно может следовать падение.

- Можно ли на Светлой седмице читать поминальные молитвы и Псалтирь по усопшей?

- Келейно, домашней молитвой, поминать усопших можно, но Псалтирь вообще не читают на Светлой седмице. Достаточно почитать ваш помянник с именами близких вам усопших людей. Можно спеть краткое заупокойное молитвословие "Со святыми упокой". В храме панихида не служится. Если, скажем, кто-то умирает на Пасху, на Светлой седмице, естественно, его хоронят и совершают чин отпевания. Но чин отпевания - пасхальный, радостный, благодарственный, хотя в него включены некоторые заупокойные молитвословия. Поэтому некоторые отдельные молитвословия можно петь, а полную панихиду ни дома, ни в храме служить не стоит. Также не следует по усопшему читать Псалтирь.

Как достойно встретить Господа?

Батюшки, некоторые люди смущаются тем,что не испытывали радости после причастия Святых Христовых Тайн. Что можно им посоветовать?

- Святитель Феофан Затворник пишет о таких случаях, когда человек не испытывает радости после причастия. Так, например, умирающая монахиня, не ощутив такой радости, решила, что она причастилась в суд и осуждение. Святитель Феофан отвечает ей, что поскольку она причащалась на смертном одре, то тело было уже омертвевшее, бесчувственное. Поэтому она и не испытала радости. Причастие было не в суд и не во осуждение, и это доказывается прежде всего именно тем, что здоровье ее после Причастия поправилось, она ожила. Может быть, если причастилась бы в другой раз, почувствовала бы радость.

Человек состоит из души и тела, и в этой пасхальной радости причастия участвует не только его душа, но и тело, и в частности, нервы. Если человек страшно болен, пребывает в бесчувствии, в утомлении болезнью, он действительно может ничего не ощутить. И вообще, по свидетельству Святых Отцов, Божия благодать по большей части действует невидимым образом. Она спасает нас, меняет нас, но нам не полезно видеть эти перемены, потому что мы тут же начинаем превозноситься, что-то приписывать себе, мнить о себе нечто. Мы не можем увидеть в себе Божию благодать по нашему недостоинству, хотя благодать эта действует объективно.

Благодать Божия поселяется в душе человека, начиная с момента его крещения. И дальнейшая жизнь христианина есть раскрытие этой благодати путем исполнения воли Божией и заповедей Евангелия. А раскрывается она в разных людях по-разному: в одном - в первый час, в другом - в одиннадцатый. (Так и таланты: этому Бог дал одни, другому - другие, это решает Господь.)