Возможно ли спасение в ХХI веке? Из бесед и проповедей

Но однажды во время молитвы Пресвятой Богородице явился Архангел Гавриил и принес Ей ветвь из райского сада, сказав, что скоро будет Ее успение. Эта весть не опечалила, а обрадовала Ее. Она рассказала об этом явлении нареченному сыну Своему Иоанну и стала готовиться к кончине. Прочих апостолов в то время не было в Иерусалиме: они разошлись по разным странам, чтобы проповедовать о Спасителе. Богоматерь желала проститься с ними, и Господь чудесным образом собрал всех апостолов к Ней, перенеся их Своею всемогущею силою. Не было среди них только апостола Фомы.

Опечалились они, когда узнали, для чего Господь собрал их: горестно им было лишаться Госпожи и общей Матери своей. Но Божия Матерь утешала их, обещая не оставлять их и всех христиан после Своей смерти, всегда молиться о них. Преподав апостолам, собравшимся к Ее смертному одру, множество поучений, Матерь Божия легла и заснула вечным сном. Ученики погребли пречистое тело Божией Матери в Гефсимании.

При погребении совершались чудеса и исцеления, множество народа следовало за пречистым телом. Как ни старались враги христианства, иудейские священники и начальники, разогнать святое шествие, Господь невидимо охранял его. Один иудейский священник, некто Афоний, устремился к одру, чтобы опрокинуть его, но как только руки коснулись гроба, невидимый Ангел отсек их. Афоний, пораженный таким чудом, тут же раскаялся, и был исцелен апостолом Петром.

Через три дня после погребения прибыл в Иерусалим и отсутствовавший по Божию Смотрению Фома. Он был очень опечален тем, что не попрощался с Божией Матерью, и всею душой желал поклониться Ее пречистому телу. Апостолы, жалея его, отвалили камень от могильной пещеры, но не нашли пресвятого тела - Господь взял его на небо. Пресвятая Богородица воскресла не только душой, но и телом, предварив всеобщее воскресение мертвых.

- Слово "успение" - это синоним слова "смерть", но носит оно какой-то особый оттенок. Умер горячо любимый апостолами и всеми христианами человек, но вместо скорби - радость и праздник. Как это совмещается?

- В слове "успение" выражается вера Церкви в то, что человек не умирает, а только засыпает в надежде пробуждения в вечную жизнь, в надежде воскресения. Поэтому для христианина смерти нет, - смерть это только переход в другую жизнь, жизнь будущего века. Поэтому Церковь празднует дни преставления святых как торжества. Наша земная жизнь когда-то кончится, она несовершенна и временна. Земная жизнь это только преддверие вечной, настоящей жизни, можно сказать что это школа жизни. Мы, христиане, живем на земле, надеждой воскресения, верой в то, что рано или поздно мы вступим в эту вечную полноту жизни. Тогда уже действительно можно будет радоваться и веселиться, а сейчас смерть святых людей, Успение Пресвятой Богородицы для нас еще одно свидетельство воскресения, еще один лучик из рая на нашу грешную землю.

- Человеческому разуму, утратившему простоту мировосприятия, очень сложно постигнуть тайну воскресения, ведь никто оттуда не приходил, никто не принес живого свидетельства о воскресении.

- Почему Вы так думаете? Я как священник могу засвидетельствовать много случаев явлений душ из загробного мира. Это не бред и галлюцинации, это действительные факты, и целые книги посвящены описаниям подобных событий. Как пример, могу привести рассказ семидесятидвухлетнего диакона о. Николая из Никополя, простого и смиренного служителя престола Божия. Он подвергся нападению бандитов и был ими фактически убит, но через шесть часов воскрес. Этот рассказ, передаваемый мной дословно, он поведал братии Оптиной пустыни в 1991 г. Это одно из свидетельств воскресения мертвых.

"В этот момент пролетела мысль: Не умру, но жив буду и поведаю дела Господня (Пс. 117, 17). И если бы не было помощи Божией, то как бы я это все помнил!

Для моей смерти было бы достаточно и первых ударов ножом, но когда они закончили с ножом и я лежал, они еще ударили меня чем-то тяжелым. При этом ударе моя голова как бы угрузла в пол, и в этот момент из меня вышел дух. Душа моя сразу пошла во тьму. И такая эта тьма непроницаемая, что такой на земле нет. И мне казалось, что я лечу не часы и не дни, а годы - такой трепет души, - и не знаю, где остановлюсь.

Вдруг я пролетаю эту тьму, открылся свет. Но свет такой, что с нашим светом не сравнить ни в какое время дня. Свет как бы... мрачный. Можно различить какие-то предметы, но точно увидеть - нет, через этот мрак нельзя. Пока моя душа летела по тьме, то визг создавался неземной - с такой быстротой она летела. А когда уже пролетела эту тьму, то уже не с такой быстротой, а как бы какой-то невидимой силой поддерживалась, плавала, как орел, - вот мы видим, орел плавает и машет крыльями, летает, - и меня какая-то сила держала, так что я облетал эту бездну. И бездна - такая страшная, душа трепещет так, что объяснить невозможно! Как бы ожидается конец, а конца все нет. И мне, на мой грешный ум, показалось, что туда может поместиться вся вселенная и не наполнит бездну. Это - страшно... Как назвать это? Страшная такая бездна для грешников... И вот уже шли, как мне казалось, годы, и возврата оттуда, я думал, нет. Никаких мыслей не было, одно только - где остановится моя душа?

Вдруг показалась такая искорка, как от огня, маленькая-маленькая, и летит как бы навстречу моей душе, или духу, или как сказать... И как только эта искорка коснулась моей души - мигом у меня появилась молитовка: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго". Три раза я проговорил полностью, а остальное время, сколько мне там пришлось быть, я только одно кричал: "Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!" И так кричал! Как ребенок взывает к родителям о помощи, так я взывал: "Сыне Божий, помилуй мя!" И при этих словах я стал как бы подниматься вверх. Для меня не было там известно, где верх, где низ, где широта, где высота, - но почувствовал духом, что я начал подниматься вверх. И когда я с этой молитвой достиг обратно своего тела, то со словами: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий" - как будто капельки вливались в мое тело. Но тело было, как льдина, настоящая льдина, никаких движений не было. Но понемножечку стал оживать, почувствовал, что дух уже внутри моего тела, хоть и было оно такое холодное, что ничем я не мог двинуть. Это оттого, что оно в течение шести часов уже захолодело, - такой мороз был, двери открыты, а я на пороге лежал".

- Страх объемлет грешную душу, когда в суету жизни вторгается воспоминание о смерти. Вечная жизнь рано или поздно начнется для каждого из живущих сегодня на земле. Христианин, стяжавший память смертную, непрестанно пребывает в покаянии и вопиет к Богу о помиловании, искренне считая себя достойным вечного наказания. Но человек, лукавствующий перед Богом и ищущий оправданий своему злу, недоумевает: неужели Господь так жестокосерд, что позволил устроение ада?

- Смерть и ад не были созданы для людей. Ад был создан для диавола и последовавших ему бесов. Я думаю, что любой из нас, увидев преступника, который делает несправедливость, творит насилие над кем-то, будет внутренне негодовать и желать, чтобы этот преступник был наказан. Когда земное правосудие наказывает преступника, никто не считает, что это жестоко и немилосердно, так как оно ограждает от этого опасного человека других людей, которым он приносит страдание. Так же и ад был создан для диавола.