{http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=745}

And can the suffering of John the Baptist now be compared with the glory that shone upon him from beyond the grave? "John's mortal vessel was thrown to the ground," says Chrysostom, "but the unflickering lamp of his spirit shone with the bright light of faith and those in hell." The lamp of his spirit shines also to us, who exist in the darkness of earthly life.

After his death, John the Baptist, having descended into hell, preached to the righteous of the Old Testament the coming deliverance from their bonds by the appearance of Christ the Savior. He descended from hell with Christ after the Resurrection of Christ and was vouchsafed many crowns in heaven as a virgin, as a desert dweller, as a preacher of repentance, as a prophet, as Christ's Forerunner and Baptist, and, finally, as a martyr. The headless body of the righteous man was buried with honor by his disciples near Samaria together with the prophets Elisha and Obadiah.

Блаженная же глава его, претерпев поругание от безумной Иродиады, со временем явилась в славе, и свет этой славы уже не мог затмить ничто в мире. И Церковь поет: «Ирод безумный отсекает главу Предтечи, Христос же содевает его, яко Крестителя, главу Церкви, веры сиянием и проповедью о явшемся в мир Спасителе...» А нечестивое семейство пожало плоды своей беззаконной жизни и гнусного своего злодеяния над праведником Божиим. Ирод, мучимый преступной совестью своей, во все дни оставшейся жизни видел на трапезах своих главу Иоанна Предтечи и слышал грозный обличающий его голос: «Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Вскоре оклеветанный племянником пред римским императором, он был сослан в ссылку в Испанию, потеряв при этом все свое царство, а не только обещанную плясавице половину его.

Саломия, испросившая по наущению своей матери милости для себя в убийстве пророка, погибла в водах реки, провалившись под лед. Шея ее была перепилена обломками льда, на котором висела она, исполняя ногами в воде страшный танец, начатый на безумном пире.

Ирод и Иродиада по преданию были поглощены живыми землею. Зинула земля, и ад расступился, приняв души их. И горькая память их, как беззаконников и убийц, хранится лишь в связи с вечной памятью праведника, которая жива и по сей день.

А пример жизни святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня научает нас, как жить, угождая Богу, как спасаться в мире греха. Он учит нас жаждать явления Господа и Спасителя в нашей личной жизни всегда. Он учит нас всегда и во всем желать познания воли Божией о нас.

Иоанн Предтеча и по сей день проповедует нам, что первый шаг на пути нашей встречи с Господом есть покаяние и очищение от скверны греха. Будем же каяться и творить достойные плоды покаяния.

В память святого пророка и Предтечи Иоанна, в воспоминание его мученической кончины Церковь с первых времен христианства причислила этот день к великим праздникам, ибо мученическая смерть праведника стала вратами к вечной славе и радости. Церковь положила этот день отмечать строгим постом в обуздание человеческих страстей, послуживших причиной столь тяжких грехов, и еще в память великого постника, постившегося всю жизнь.

И другая особенность настоящего дня – это особое поминовение всех воинов, за веру и Отечество живот свой положивших, всех на полях брани убиенных, как бы последователей мученического подвига святого пророка Иоанна, отдавшего жизнь свою всю без остатка за Слово Истины, за веру, за людей.

И последнее, что являет нам сегодняшний праздник и что необходимо нам начертать на скрижалях своих сердец. Уходящего с земли человека Божественная правда ведет в «место его», в место, соответствующее его явным желаниям и тайным стремлениям. После смерти человек соединяется с теми ценностями, которые его сердце на земле выбрало и полюбило. Уже на земле в человеке начинаются и рай, и ад. Будем молить Предтечу Христова Иоанна стать для нас Предтечею на пути ко Христу, молитвой своей за нас избавляя от страшного призрака зла, так часто напоминающего нам о себе грехами, вторгающимися в жизнь нашу.

«Умолим Предтечу благосердствовать Троицу, от страстей бесчестия избавити нас». Аминь.

29 августа (11 сентября) 1994 года

Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице. Спасение человека совершается только верой и только в Церкви