Творения

Ранено сердце сердобольное, милосердное, сострадательное к бедствующим. Мир ранил сердце Христово за то, что Христос всем сердцем возлюбил мир. Теперь мы знаем, как Христос всем сердцем возлюбил неблагодарный мир: "так возлюбил Бог мир, что отдал (сердце) Сына Своего Единородного" (Ин. 3, 16).

Сильно разожжено было сердце Христово, и разожжено любовью к человеку, безмерно горящей, а чтобы прохладиться немного от того жара, изволил принять внутрь сердца Своего холодное железо, дабы холодный ветер прошел теплоту сердечную: ребра открыл как дверь, сердце же, приняв рану, стало как открытое оконце. Поднимись же, север, и приди, юг, и повейте в сердце Возлюбившего нас, сгорающего смертно от безмерной любви к нам.

Писание назвало Христа Бога Огнем, говоря: "Бог наш есть Огонь поядающий!" (Втор. 4,24). Бог есть Огонь как потому, что всем светит, так и потому, что всех согревает, и "ничто не укроется от теплоты Его" (Пс.18, 7). Тот Огонь, сильно разогревшись любовью к роду человеческому, прохлаждается своими собственными источниками - Кровью и водой, истекшими из ребер.

Моисей некогда ударил жезлом в пустыне камень, и потекли воды: поразил воин копьем в бок Камня Христа, и "тотчас истекла Кровь и вода" (Ин. 19, 34).

О мучительская рука, дерзнувшая мучительски коснуться ребер Христовых! О каменные сердца, решившиеся на такое убийство! Но придет время, когда "воззрят на Того, Которого пронзили" (Ин. 19, 37).

Господь наш источил из пречистых ребер Своих два источника: Крови и воды. Вода для омовения нашего, а Кровь для освящения, вода для утоления жажды нашей, а Кровь для исцеления нашего. "Жаждущий, идите все к водам" (Ис.55, 1), больные душами и телами, приступите к целебной Крови Непорочного Агнца Христа: не славой Его, но "ранами Его мы исцелились" (1 Петр. 2, 24).

Кто были те люди, которые сосали "мед из камня" (Втор. 32, 13)? О дражайший наш Камень, Христос! Мы пием сладость от пречистых ребер Твоих. О сладость, сладость, насыщаться которой ненасытным желанием мы хотим всегда! О сладость, сладость, которой наслаждаться всегда прелюбезнейшею любовью мы усердствуем! Слово Божие, Сын Девы! Ты - весь желание, весь сладость!

Ты - наш Отец, ибо породил нас к жизни смертью Твоей: Ты - Мать наша, ибо питаешь нас любовью Своей; мы же дети Твои, сосущие, как молоко, Кровь Твою. О сладость, превожделеннейшая сладость! О сладость, прелюбезнейшая сладость!

Ни очи наши не желают отвернуться в иное какое место от видения прелюбезных нам ран Твоих, ни уста не желают куда-либо уклониться от целования пресладких нам ран Твоих, ни сердце наше не желает прилепиться к чему-либо иному, кроме Тебя. Если кто и любит что-либо иное, пусть любит, как хочет, нам же "Тебе, Богу нашему, прилепиться благо есть" (Пс.72,28). О сладость, сладость, не определимая никаким языком! О сладость, сладость, неисповедимая никаким языком!

Мир сей окаянный, весь во зле лежащий (см. 1 Ин, 5, 19), преисполнен горечи горше меры, Господь же наш открыл в ребрах Своих источник неизреченной сладости, несравненно превосходящей всю чувственную сладость, желая усладить полынный и желчный мир. Но увы мне! Всуе пренебрегается эта сладость. О мир, окаянный мир! Чем ты хочешь усладить твою горечь, если презираешь сию сладость?

Но я пренебрегаю суетным миром, я на себя смотрю.

"Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь - твердыня моя и прибежище мое" (Пс.17, 2 - 3).

Что иное мы можем любить, кроме Тебя, Прелюбезнейшего Господа нашего, Которым мы желаем быть любимыми во все века? Чем иным усладим горечь нашу, если не Тобой, Сладчайший Иисусе, Которым надеемся сладко насыщаться во всей бесконечной жизни? Только Ты Сам всели в нас любовь, которой желаешь, дай нам, чтобы мы любили Тебя и возлюбили Тебя. Дай нам, чтобы мы желали Тебя и жаждали Тебя, распали нас в любовь Твою, Слово Божие, Единородный!

Гвозди и копье, которыми Ты, Господи, был ранен ради любви к нам, да будут вонзены в сердца наши, чтобы мы возлюбили Тебя, Господа. Раны Твои, Иисусе, да научат наши сердца любовному поранению к Тебе. Любовь Твоя, Владыка, да пленит нас в любовь Твою. "Влеки нас, и побежим за Тобою" (Песн. 1,3).