Творения

Такой духовник уже не духовник, но Иуда, Христов предатель, и даже больше того - сам сатана, клеветник братии нашей, сверженный с неба, от которого великое горе людям, ибо горе, а не спасение бывает от такого духовника, и горе сугубое: горе для самого духовника лишающегося царствия небесного и идущего на вечную погибель, горе и исповедующимся у него через тщетность спасения их и через обесславливание.

Тщетность спасения для исповедующихся происходит вот почему: услышав обличение от духовного отца, они больше не будут вполне откровенно и чистосердечно исповедоваться в своих грехах, не исповедуя же откровенно грехов своих, они останутся с неисцеленными душами, сделаются сынами гнева Божия, и если кому из них случится так умереть, они погибнут навеки.

Лишение же доброй славы происходит так: обесславленные обличением духовника подпадают человеческому осуждению. Ибо многие, поверив словам обличающего духовника, начнут считать обличенных грешниками, осуждать их и упразднять их славу. Апостол говорит: "Для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою" (1Кор. 9,15). Итак, злой духовник не только сам себя подвергает погибели, но и детей своих, которых обличает, и даже тех еще влечет к погибели, перед которыми обличает. О, какое великое горе!

Тайна Святого Покаяния - это, как сказано, тайна, запечатленная Богом. Как тот, который тайну земного царя, написанную на свитке и запечатанную царской печатью, дерзнет самовластно разрушить и, прочитав, поведать всем прочим, подлежит лютым мукам и смертной казни, так и иерей, нарушая тайну исповеди, запечатленную печатью Царя Небесного, и предавая во всеобщее сведение грехи исповедавшихся, подпадает мукам и казням - не только вечным во аде, но и временным здесь, потому что и гражданский закон повелевает, чтобы такому иерею язык "созади ископан" был.

О, духовник неискусный, злой обличитель детей своих духовных, разоритель тайны Божией, соблазнитель мира и виновник погибели многих душ человеческих! Зачем ты выводишь в толпу грехи исповеданные и уже прощенные? Зачем покрытое Богом и потаенное ты делаешь открытым? Зачем смытое болото опять наносишь на омытых? Зачем оскверняешь очищенных? Зачем ушедшее и преданное забвению опять возвращаешь воспоминанием? Ведь предал Бог забвению исповеданные человеческие грехи, ибо Иезекииль говорит в своем пророчестве: "Если грешник покается, то не вспомянутся больше никогда грехи его" (Иез. 33, 1516). А ты, окаянный иерей, помнишь и вспоминаешь грехи твоих духовных детей, когда не должно их вспоминать, и через это делаешься противником Бога. Он однажды прощенные грехи не вспоминает во веки веков, ты же дерзаешь вспоминать их. Каких казней ты достоин за это?!

Предлагая вам это, иереи, я с увещанием молю вас и с мольбой увещеваю вас, чтобы престали вы от такого безумного злонравия и пагубной дерзости. Я напоминаю вам наставление святого Иоанна Лествичника из его "Слова к пастырю": "Бог, слышав исповедание, никогда не является обличителем, чтобы не поразить исповедующихся обличением и не оставить их болеть неисцеленными" (Лествица, 282). Из этих слов Лествичника всякий иерей должен научиться тому, чтобы не обличать и не раскрывать грехов, которые исповедуют Господу пред тобой твои духовные дети, чтобы не поразить их, не отвратить от покаяния и не сделать их неисцельно больными.

Я же, смиренный архиерей, властью архиерейской вам иереям повелеваю не только не обличать и не раскрывать, но также и не тщеславиться тем, что для кого-либо ты являешься духовным отцом и что такие-то твои духовные дети, чтобы тем хвастаньем, иерей, ты не дал людям какого-либо знака к догадкам и измышлениям о чьем-либо грехе. Довольно с тебя того, что все приходящие в твою церковь люди знают тебя своим духовником. Для чего же тебе еще нужно хвалиться твоей духовностью? Какая похвала в омовении кого от болота? Какая честь в том, чтобы очищать чужой двор от гноя? Какая слава в том, чтобы отирать чей-либо кал? Ведь когда ты слушаешь грехи твоего духовного, которые он пред тобой исповедует Богу, когда ты, разбирая их властью иерейской, данной тебе от Бога, разрешаешь его, омываешь его от болота, очищаешь гной из его душевного двора и отираешь кал от его совести, то какое тебе в этом тщеславие и гордость?

Духовничество даровано иереям от Бога для того, чтобы послужить человеческому спасению, а не для тщеславия, гордости, суетного превозношения и излишнего властительства над духовными детьми. Если и дана от Бога иерею власть вязать и разрешать грехи, то эта власть действует только в то самое время, в которое совершается Таинство Исповеди и покаяния, а после исповедания грехов духовник не должен вспоминать исповеданного, как и власти господственной над духовными детьми иметь не подобает. Если же впредь кто из иереев, пребывающих в таковом неисправлении, станет известен по имени нашему смирению, такой подвержен будет нами суду и грозному наказанию, как непокорный Богу и противящийся нашему архиерейскому увещанию.

Если нашему смирению станет известно еще и то, что некоторые из нерадивых иереев, имеющих под собой немалую паству человеческих душ, не заботятся, как подобает, о их спасении, ленятся ходить к больным, чтобы их исповедать и причастить, не хотят посещать убогих и нищих, но ходят только к богатым, убогих же и нищих презирают, так что многие из-за их нерадения умирают без исповеди и без Причастия Божественных Тайн, то таким нерадивым иереям я напоминаю слово Христа из Евангелия: "Горе вам, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете" (Мф.23,13). Напоминаю еще сказанное и в Иезекиилевом пророчестве, "кровь погибшего грешника Бог хочет взыскать от руки пастыря" (Иез.3,18). Господь Христос еще и так говорит в Евангелии: "Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих" (Мф.18, 14). Если же погибнет кто по нерадению иерея, то какой ответ он даст о погибшей душе?

Послушайте, иереи, какой ответ о стаде вашем придется вам дать в Судный день, послушайте святого Златоуста, говорящего так: "Если кто по небрежности погубит хоть одного из паствы своей, то не разрушит ли этим все свое спасение? Не лучше ли ему было бы, "если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море?" (Мк.9, 42) Ибо весь мир не стоит одной человеческой души". Что же можно сказать об иерее, который по небрежности своей погубил многие души? Не погрузится ли он в неугасимом геенском огне?

Итак, заповедью Бога мы заповедуем иереям, чтобы всячески заботились о спасении человеческих душ, как днем, так и ночью, чтобы не презирали убогих и нищих, но равно относились бы к ним, как и к богатым, ибо во время грозного испытания им придется дать равный ответ о всех, о каждом равно спросит от иерея Сам Владыка Христос - как о нищем, так и о богатом.

Если же какой иерей имеет весьма большую паству человеческих душ и поэтому не может сам досмотреть за всеми, то придельный иерей пусть помогает ему в хождении к больным с Божественными Тайнами, для исповеди и пусть способствует ему в исполнении прочих христианских обязанностей.

Эти увещания и заповедания я вкратце предложил вам, иереи, для того, чтобы вы приняли их с послушанием и пребыли бы достойными своего звания. Тогда вы получите милость Божию и пребудут с вами молитвы и благословение нашего смирения. Если же кто окажется непослушным и противящимся, если кто вознегодует и пребудет неисправленным, то такой сам увидит, какой он понесет суд, ибо не дремлет гнев Божий и не медлит погибель его. Мы же, смиренные, считаем себя чистыми от погибели такового, от которой да избавит всех Своим милосердием Христос Бог наш. Аминь.

18. Приготовление иереев к Божественному Причащению