Творения

В Житии святого Епифания, епископа Кипрского (память 12 мая), пишется следующее. Этот великий архиерей Божий имел от Господа ту благодать, что сподоблялся во время приношения Бескровной Жертвы видеть наитие Святого Духа на предложенные Святые Дары, и никогда не оканчивал молитвы возношения, не видя нисшествия Божественного Духа. Когда он однажды служил и творил обычную молитву возношения, то не увидел знамения нисшествия Святого Духа. Тогда он, не окончив молитвы, опять начал читать ее сначала, но и тогда не пришел Дух Святой. Сделав это в третий раз и дивясь тому, что не видит Святого Духа, он стал плакать и умом молиться Богу, чтобы Он известил его, по какой причине лишаются Святого Духа предложенные Дары. Взглянув же на диакона, стоявшего по левую сторону и держащего рипиду, он увидел, что лицо его черное, мерзкое, и что на челе у него проказа. Тогда он взял у него рипиду и с кротостью сказал ему: "Не принимай ныне Причащения Божественных Даров, а иди в дом твой". Когда же тот дьякон отступил от Божественного алтаря, Епифаний тотчас увидел Благодать Духа Святого, сошедшего на предложенные Дары.

По окончании Божественной Литургии святитель, призвав дьякона, спросил у него: "Какой то был грех, который возбранял пришествию Духа Святого на Честные Дары?" Он же чистосердечно признался, что в прошедшую ночь он со своей подругой был в супружеском единении. Тогда святой Епифаний, созвав всех пресвитеров, дьяконов и весь свой клир, сказал им: "Если кто из вас, чада мои, сподобится алтарного служения, снимите сапоги плотских, бессловесных страстей, не подходите к Божественному алтарю связанные сладострастными похотями, последуйте тому, что говорит святой апостол: "Имеющие жен должны быть, как не имеющие" (1Кор. 7,29). Вот еще и в Книге Товииной, глава 6, пишется так: "Ангел Рафаил к юному Товии говорит: "Послушай меня, и я покажу тебе тех, над кем имеет власть демон. Это те, которые женятся, чтобы этим Бога отогнать от себя и от своего разума, и которые так стоят в блуде своем, "как конь и ишак неразумные" (Пс. 31, 9), - над нимито и имеет власть демон"".

Здесь всякий иерей пусть внимает следующему: если непосвященному человеку невоздержное супружество вменяется в грех и он подпадает демонской власти, то тем больший грех будет посвященному, если он без воздержания и страха Божия будет жить в блуде, как неразумный конь и ишак. Таковой недостоин Божественного служения, как читается и в молитве Херувимской: никто из связавших себя плотскими похотями и страстями недостоин приходить или приближаться, или служить Тебе, Царю славы. Итак, мирскому иерею, а также и диакону перед богослужением подобает всячески воздерживаться от плотского супружеского единения.

В Книге Исход, в главе 19, пишется, что людям израилевым, желающим приступить к Божией Синайской горе, было повелено вымыть свои одежды и три дня не входить к своим женам (Исх. 19, 3, 10, 15). Здесь всякий из посвященных пусть внимает тому, что если в Ветхом Завете простым и непосвященным людям, желавшим приступить к горе Синайской, было повелено трехдневное воздержание от жен, то тем более в Новой Благодати подобает воздержаться от женского ложа лицу не простому, но посвященному, как иерею, так и диакону, и желающему приступить не к горе, но к алтарю Божию и Страшному Таинству.

Еще и о Давиде пишется в Первой книге Царств, в главе 21: когда он бежал от Саула, то пришел к иерею Авимелеху и попросил у него хлеба. Авимелех ответил: "Нет у меня простого хлеба, но есть освященный; если люди твои воздерживались от женщин, пусть съедят. Тогда Давид отвечал священнику: мы чисты от женщин с третьего дня по сегодняшний" (1Цар. 21, 45).

И здесь всякий пусть внимает тому, что если тогда ветхозаконных хлебов, имевших только некую малую святость и не пресуществлявшихся в Тело Христово, не подобало никому есть, прежде чем не приготовится и не будет за три дня до того чист от жены, то тем более в Новой Благодати пусть никто не дерзнет приступить к Божественному Хлебу, пресуществленному в Пречистое Тело Христово, если он три дня не будет чист от женского смешения или, в крайнем случае, два дня.

Точно так же и по причащении Божественных Тайн всякий должен воздержаться от своей жены, чтобы не оскорбить в себе Святого Духа и не изгнать Его в тот час от себя.

Приготовление второе

В начале, перед причащением, пусть предъидут вера, надежда и любовь.

Должно веровать твердо, что истинное Тело Христово есть именно то, Которое и в утробе Девической зачалось Духом Святым и родилось непостижимо, и на небеса вознеслось, и сидит одесную Бога Отца, - вот это именно, а не какое-либо иное есть Тело Христово и Его Пресвятая Кровь.

Должно иметь надежду, что принимается сие во исцеление души и тела и в жизнь вечную, но не в суд или во осуждение.

Необходимо, насколько возможно, возбуждать в своем сердце любовь к принимаемому Христу. Если жених, хотящий соединиться с невестой своей в одну плоть, имеет к ней теплую любовь, то тем более тепло должен возлюбить Господа Христа тот, кто хочет соединить дух свой с Господом. Если же кто ныне не возлюбит Его, тот не может надеяться, что будет возлюблен Им и в будущей бесконечной жизни вовеки.

Приступать к Причастию Пречистых Тайн следует со страхом, смирением и честным благоговением, помня, к чему приступаем.

Причащающийся пусть верует и твердо помнит, что Тело Христово соединяется с его телом и претворяется в него, и Кровь Христова соединяется с его кровью и претворяется в нее, а также, что он, причащающийся Христа, есть едино с Телом Христовым и Кровью и что все члены его делаются не его, но Христовыми, согласно словам апостола, говорящего ефесянам: "Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его" (Еф. 5, 30), и к коринфянам: "Вы - тело Христово, а порознь - члены" (1Кор. 12, 27). Кроме того, и душа его соединяется с Христовой душой, сила Христа соединяется с немощным человеком, и бывает в нем весь Христос, как и он весь во Христе, осиянный благодатью Христовой. И тогда всякий, если только достойно причащается, становится страшным для бесов и неприступным для всей противной силы. Пусть же знает и то, что Христос пребывает в нем только до тех пор, пока и он сам во Христе пребывает, не отлучаясь от Него никуда своими помышлениями. Если же начнет он помышлять о чемлибо дурном или говорить нелепое, или делать недоброе, то тотчас отходит от него Христос, говоря: "Се, оставляется тебе дом твой пуст" (Лк. 13, 35).