Творения

Приготовление второе

В начале, перед причащением, пусть предъидут вера, надежда и любовь.

Должно веровать твердо, что истинное Тело Христово есть именно то, Которое и в утробе Девической зачалось Духом Святым и родилось непостижимо, и на небеса вознеслось, и сидит одесную Бога Отца, - вот это именно, а не какое-либо иное есть Тело Христово и Его Пресвятая Кровь.

Должно иметь надежду, что принимается сие во исцеление души и тела и в жизнь вечную, но не в суд или во осуждение.

Необходимо, насколько возможно, возбуждать в своем сердце любовь к принимаемому Христу. Если жених, хотящий соединиться с невестой своей в одну плоть, имеет к ней теплую любовь, то тем более тепло должен возлюбить Господа Христа тот, кто хочет соединить дух свой с Господом. Если же кто ныне не возлюбит Его, тот не может надеяться, что будет возлюблен Им и в будущей бесконечной жизни вовеки.

Приступать к Причастию Пречистых Тайн следует со страхом, смирением и честным благоговением, помня, к чему приступаем.

Причащающийся пусть верует и твердо помнит, что Тело Христово соединяется с его телом и претворяется в него, и Кровь Христова соединяется с его кровью и претворяется в нее, а также, что он, причащающийся Христа, есть едино с Телом Христовым и Кровью и что все члены его делаются не его, но Христовыми, согласно словам апостола, говорящего ефесянам: "Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его" (Еф. 5, 30), и к коринфянам: "Вы - тело Христово, а порознь - члены" (1Кор. 12, 27). Кроме того, и душа его соединяется с Христовой душой, сила Христа соединяется с немощным человеком, и бывает в нем весь Христос, как и он весь во Христе, осиянный благодатью Христовой. И тогда всякий, если только достойно причащается, становится страшным для бесов и неприступным для всей противной силы. Пусть же знает и то, что Христос пребывает в нем только до тех пор, пока и он сам во Христе пребывает, не отлучаясь от Него никуда своими помышлениями. Если же начнет он помышлять о чемлибо дурном или говорить нелепое, или делать недоброе, то тотчас отходит от него Христос, говоря: "Се, оставляется тебе дом твой пуст" (Лк. 13, 35).

Приготовление третье

С вечера необходимо воздержаться от еды и пития, особенно же во весь тот день, который перед богослужением, следует соблюсти себя трезвым, не объедаться, не пьянствовать, не многословить и быть внимательным к самому себе. Уста с вечера следует вымыть чистой водой, и в ту ночь не предаваться безмерному сну, но бодрствовать и блюсти себя от такого искушения.

Утреннее правило и молитвы ко Причащению следует совершать со вниманием и умилением, в теплоте духа.

От утрени и до службы следует всячески стараться соблюсти молчание и ни с кем не беседовать без нужды. Если же невозможно соблюсти молчание, то не быть многоречивым, но мало и вкратце говорить то, что нужно бывает сказать.

Приступая к служению, необходимо быть чистым не только душой, но и телом, одежды иметь на себе чистые, руки хорошо вымытыми и ногти от излишества своего избавленными. Приступать следует со страхом и великим благоговением, чтобы совершать свое служение с верой и любовью, имея все свои мысли собранными, а не рассеянными и расторженными повсюду. Необходимо весь свой ум вперить в Бога, Которому он предстал служить вместе с Херувимами, невидимо присутствующими и сослужащими, и быть подобным Ангелу, предстоящему Престолу Божию и приносящему теплые молитвы обо всем мире.

Молитвы служебные иерею следует читать с великим вниманием и со всяким благоговением, твердо помня, что Бог невидимо приемлет из уст его каждое слово, как некий многоценный бисер.

Здесь я вспомнил одну ужасную вещь, о которой доложил нам ростовский протопресвитер с протодиаконом, и которую они видели своими очами. В некоей церкви (места и имени не вспомню) иерей служил святую Литургию без книги, называемой Служебником, и без молитв, подобающих службе, говоря только одни возгласы. Когда протопресвитер и протодиакон, увидев это, спросили его, почему он служил без Служебника и без молитв, на то иерей ответил: "Я уже прочел служебные молитвы на дому". Тогда они начали говорить ему, что он нехорошо делает, но тот ответил: "Я от старых иереев научился этому", и даже назвал по имени, от кого он научился.