Творения

Почему она Апостольская? - Потому что предана нам от святых апостолов и имеет власть апостольскую, то есть священство.

Кто и на ком учредил и утвердил Церковь? - Христос на Себе Самом учредил и стяжал ее кровию Своею, а не двумя перстами или бородою.

Что в человеке представляет собою образ Божий? - Душа невидимая, разумная, живая, бессмертная и свободная, имеющая власть над всею землею, и три душевных силы: ум, слово и дух, как о том пространно рассуждает преподобный Иоанн Дамаскин в своем слове, приложенном к книжке "Православное исповедание о святых иконах", изъясняя третий вид икон.

Объясни это более наглядно и подробно на примерах. - Как душа обладает невидимой силою, невидимым существом и природой, так и Бог невидим; и как душа разумна, так и Бог есть Господь разумов: "Кто разуме ум Господень? или кто советник Ему бысть? О глубина богатства, премудрости и разума Божия!" (Рим. 11, 33-34). Как душа жива и бессмертна, так и Бог есть прежде век и вовеки живущий и все Собою оживляющий; и как Бог в Своем хотении самовластен и обладает всеми тварями, так и человека Он сотворил свободным, чтобы он обладал рыбами морскими и птицами небесными и всею землею.

Как душа помещается во всем теле и ни один член тела не живет без души, так и Бог Божеством Своим исполняет небо, землю и весь мир, и ни одно место не может быть без присутствия Божия; но Бог не вполне таким же образом наполняет мир, как душа наполняет тело, ибо Он и во всем мире не может вместиться, и если бы создал тысячу тысяч миров, то и тогда в них не вмещался бы.

Итак, именно душой, а не телом человек создан по образу Божию? - Да, точно и подлинно душой, хотя и не совершенно, ибо кто может сравниться с Богом?

Почему же тогда в заупокойной стихире о мертвом теле написано: "Вижу во гробе лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту безобразну и безславну?" - Эта стихира есть творение преподобного Иоанна Дамаскина, который в указанном выше своем слове о святых иконах признает, что образ Божий находится в душе, а не в теле: равным образом и во второй книге о православной вере, в 12-й главе, он написал о человеке так: "Образ Божий в человеке состоит в разуме и в свободе, подобие же в добродетели, в уподоблении по возможности". Этот святой подобное же написал и в указанном слове о святых иконах. "Четвертый вид икон, - говорит он, - составляют изображения, начертания и образы, воссоздающие пред нами невидимые и бестелесные существа, насколько они могут быть представлены телесно и быть доступными нашему смутному знанию, - Бога и ангелов; ангелов, то есть бестелесных невидимых духов мы, не можем видеть, каковы они сами по себе, почему они являются нам и изображаются в телесном образе, и этот образ называется ангельским, хотя и не в буквальном смысле, а лишь потому, что прообразует в ангелах духовные силы". И о Боге надлежит рассуждать так же, как рассудил тот же святой в первой книге, в 11-й главе, говоря: "Все то, что о Боге говорится в телесном смысле, говорится символически, то есть гадательно, прообразовательно и имеет некоторый высший смысл; ибо Божество просто и лишено видимого образа. Так, под очами, веждами и зраком Божиим мы разумеем Его над всем промышляющую мощь и Его совершенное знание", - подобным же образом преподобный пространно рассуждает там и о других выражениях о Боге в телесном смысле, о чем и мы уже отчасти говорили. Отсюда надлежит признать, что в силу того, что Бог многократно является пророкам в нашем телесном образе и в Писании Ему приписываются наши телесные члены: очи уши и проч., уже и наш телесный вид и красота может называться образом Божиим, - однако не в точном и собственном смысле, как душа, но в качестве некоторого отдаленного примера и преобразования; основанием к этому может также служить и явление Бога Слова, по Апостолу: "Бог явился во плоти" (1 Тим. 3,16). Надлежит также разрешить вопрос о том, следует ли в душу человеческую веровать ввиду того, что она является точным образом Божиим. Но если так, то надлежит веровать и в телесные вещества и другие создания, прообразующие Бога. Так, например, тот же святой Дамаскин в указанном слове о святых иконах написал: "И в создании мы видим образы, знаменующие смутно Божественные явления, так, когда мы говорим, что Святая Троица прообразуется чрез солнце, свет и лучи". Ведь и солнце имеет в себе образ Божий, однако не будет ли безбожно веровать в солнце, как веровали и теперь веруют персы и язычники; и если раскольники веруют в бороды и в два перста, то не ведут ли они себя в таком случае по примеру тех же персов и язычников?

Можно ли назвать Отцом Христа и Духа Святаго? - Можно, но нашим Отцом, а не в Божестве.

Почему Их можно так называть? - Потому что Христос искупил нас Своею кровью, Дух же Святый всякого верующего осеняет Своею благодатью и освящает чрез крещение и прочие таинства. И как Христос, так и Дух Святый вместе с Отцом являются нашим Творцом и Жизнеподателем; посему как Бог Отец является Отцом нашим, так равно и Христос, и Дух Святый, и евангельская молитва: "Отче наш, Иже еси на небесех" содержит в себе обращение ко всем трем лицам Божества.

Таков ли Отец как изображается на иконах: старик и с бородой? - Никоим образом; если и ум, присущий душе нашей, не может быть изображен, то тем более Бог, создавший нас, не может быть изображен красками в видимом образе; но так как Он является в таком виде пророкам и назван был ими Ветхим денми, то Святая Церковь с общего согласия узаконила на святых Соборах изображать Его так, почитать и признавать в виде старца Ветхого денми, то есть предвечного и безначального, не имеющего ни начала, ни конца дней Своих.

А Сын таков ли, как изображается на иконах? - Так как Сын имеет человеческую плоть и есть совершенный человек и совершенный Бог, то Он и изображается так, как явился на земле - в человеческом образе, иногда в младенческом возрасте, иногда в возрасте совершенном, хотя само Его Божество, как Слово, не может быть изображено.

А Дух Святый не голубь ли? - Никак, но я сказал уже, что только явление Его состоялось в голубином образе, каковому невидимому Его изображению мы и поклоняемся благоговейно; Сам же по Себе Дух изображен быть не может.

Когда мы веруем в Церковь, то в кого веруем? - Веруем во Христа, Главу Церкви, в учение Христово евангельское и апостольское, в святые тaинcтвa, пpeдaнныe Христом.

Молится ли Христос о нас ныне на небесах? - По Божеству Христос Господь не молится, но, как Избавитель наш, Он молился на земле Отцу Своему, особенно же на кресте и был услышан, ныне же является постоянным Ходатаем за всех нас перед Богом Отцом на небесах вследствие Его услышанной молитвы, которую Он возносил на земле, и вследствие того, что Его плоть, пострадавшая и вознесшаяся, приносится в Бескровной Жертве.