Творения

О небо! О земля! О бесчувственное творение! Смотри и внимай, как чувственные и разумные твари причиняют столь великую и нестерпимую обиду Создателю своему! Не медли более, возьмись за свое оружие!

Небо, убей их молнией и громом! Море, залей их страшным потопом! Солнце, луна и звезды и прочее огненное естество, произведи свое действие, сожги в пепел неблагодарных и исполненных злобы к Благодетелю своему! А ты, земля, разверзи свои недра, низведи в преисподнюю тела и души не только тех, которые убивают, но и тех, которые неблагодарны за это страдание. А ты, огненное естество, жги адским огнем бесконечно, ни на один час не давай отрады, но всегда умножай и распространяй лютые муки!

И все это совершилось бы, если бы Бог, страждущий плотью, не удержал этого всемогущей силой Своей, терпя жестокие страдания по любви к роду человеческому, ибо Он всем желает спасения, а не погибели. Итак, если кто христолюбец, тот пусть, размышляя об этом, говорит Ему молитву "Отче наш" (поклон).

Святое богомыслие и боголюбивая душа! Молю тебя, не отступай к мирской суете, не приносящей тебе пользы, но, размышляя обо всех тех страданиях, остановись и хоть немного вникни в них. Посмотри мысленными очами на лицо Христа твоего, и ты увидишь, что злобствующим людям недостаточно было видеть Его всего израненного, но, кроме того, еще и лица Его, уже всего заплеванного, коснулись и, закрывая его, били.

Некоторые церковные учители, размышляя о том, почему закрывали Его пресвятое лицо, рассуждают так: "Поскольку лицо Христа, Спасителя нашего и Бога, было исполнено неизреченной красоты, согласно словам Псалмопевца: "Ты прекраснее сынов человеческих" (Пс. 44, 3), и было исполнено умиления, то потому не просто били, но закрывали его, пока и само лицо не сделали безобразным, ибо от жестоких ударов оно все посинело и окровавилось".

Приди и стань здесь, все чувственное создание, и смотри на Царя твоего: можешь ли узнать, Кто это? Весь жестоко изранен, весь в крови, не имеет даже "вида и красоты" (Ис. 53, 2), а ведь все это Он терпит за твое невоздержание, ибо грехи твои так сильно изранили Царя славы. Поэтому перестань отныне досаждать Ему, примирись чрез Святое Покаяние и не уязвляй более превозлюбленного твоего Искупителя, ибо все выстрадал Он за грехи твои, согласно написанному о Нем в пророчестве: "Он взял на Себя грехи наши и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши" (Ис. 53, 4 - 5). Размышляя об этом, произноси молитву "Отче наш" (поклон).

И еще не отступай от богомыслия, христолюбивая душа! Слушай Христа Спасителя, говорящего через пророка: "Все проходящие по, пути! Взгляните и посмотрите, есть ли болезнь такая, какая постигла Меня?" (Плач. 1, 12).

Такого мучения еще недостаточно было для злобных иудеев. Хотя и все Тело Его было как бы одна рана, однако еще и главу Его святую венцом, сделанным не из камня драгоценного, но терновым увенчала злобствующая мачеха, еврейское сонмище, и терновыми колючими иглами так изранили, искололи Его пресвятую главу, что шипы проходили до самого мозга, причиняя неописуемые страдания незлобивому Агнцу Христу, Спасителю и Искупителю нашему. Размышляя обо всем этом умом твоим, боголюбивая душа, ужаснись и, с трепетом пав на землю, со слезами твори молитву "Отче наш" (поклон).

Богомыслие святое! Пойдем еще за Христом по пути Его, ибо, взяв Иисуса, повели Его злые мучители, пошел Он, неся Крест, на котором должен быть распятым. Крест же тот был очень тяжел, ибо, как говорят некоторые церковные учители, он был в длину пятьдесят стоп, то есть пятьдесят шагов. И такую то тяжесть нес на плечах Своих Сын Божий, уже и без того крайне измученный.

Помысли, каковы должны были быть Его страдания, когда причиненные Ему раны снова терзались, стираемые такой тяжестью крестного древа. Но и еще к тому присоединяли удары и толчки, и, наконец, так измучили, что Он падал на пути, не будучи более в силах нести Крест. Тогда заставили Симона Киринейского нести Крест Его до Голгофы, к которой направлялись.

Ты же, душа правоверная, идущая вслед за своим Учителем, присоединись к идущей за Иисусом с прочими женами плачущей и рыдающей Матери Его, Преблагословенной Деве Марии. Ты так же плачь и рыдай. Расторгни твое затверделое и окаменелое сердце, чтобы и тебя утешил идущий на вольную страсть Сын Божий, чтобы и тебе сказал, как и тем, которые следовали за Ним: "Дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших" (Лк. 23, 28).

О превожделенное наше утешение, Христос Спаситель наш! Сподоби нас радостно Тебя узреть, когда придешь со славою Твоею судить живых и мертвых. Тогда и нас, вспоминающих Твои святые страдания, прими в царство Твое и сподобь нас радостно наслаждаться в нескончаемые веки лицезрением Тебя. Так говоря или помышляя, произнеси молитву "Отче наш" (поклон).

Еще, богомыслие святое, вспомни и то, как Ему, Спасителю нашему, с крайней жестокостью пригвождали ко Кресту пречистые Его руки и ноги железными, острыми и длинными гвоздями, какие страдания терпел тогда и сколько источилось Крови. Думаю, что тогда до последней капли Он источил ее за нас. Так вот вознесли Его на Крест... Тогда возможно было пересчитать все кости Его, как и пророк Давид говорит от Его лица: "Пересчитали все кости Мои" (Пс. 21, 18).

Некоторые церковные учители усматривают три тягчайшие болезни Христовы. Первая - когда растянули Его на Кресте столь люто, что все члены Его расступились и их можно было пересчитать. Вторая - в том, что при таких ужаснейших страданиях Он видел многих неблагодарных за такое Его благодеяние и неверующих. От этого Он жестоко мучился сердцем Своим и молился Богу, Отцу Своему, как сказал апостол: "Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение" (Евр. 5, 7).