Творения

Такого мучения еще недостаточно было для злобных иудеев. Хотя и все Тело Его было как бы одна рана, однако еще и главу Его святую венцом, сделанным не из камня драгоценного, но терновым увенчала злобствующая мачеха, еврейское сонмище, и терновыми колючими иглами так изранили, искололи Его пресвятую главу, что шипы проходили до самого мозга, причиняя неописуемые страдания незлобивому Агнцу Христу, Спасителю и Искупителю нашему. Размышляя обо всем этом умом твоим, боголюбивая душа, ужаснись и, с трепетом пав на землю, со слезами твори молитву "Отче наш" (поклон).

Богомыслие святое! Пойдем еще за Христом по пути Его, ибо, взяв Иисуса, повели Его злые мучители, пошел Он, неся Крест, на котором должен быть распятым. Крест же тот был очень тяжел, ибо, как говорят некоторые церковные учители, он был в длину пятьдесят стоп, то есть пятьдесят шагов. И такую то тяжесть нес на плечах Своих Сын Божий, уже и без того крайне измученный.

Помысли, каковы должны были быть Его страдания, когда причиненные Ему раны снова терзались, стираемые такой тяжестью крестного древа. Но и еще к тому присоединяли удары и толчки, и, наконец, так измучили, что Он падал на пути, не будучи более в силах нести Крест. Тогда заставили Симона Киринейского нести Крест Его до Голгофы, к которой направлялись.

Ты же, душа правоверная, идущая вслед за своим Учителем, присоединись к идущей за Иисусом с прочими женами плачущей и рыдающей Матери Его, Преблагословенной Деве Марии. Ты так же плачь и рыдай. Расторгни твое затверделое и окаменелое сердце, чтобы и тебя утешил идущий на вольную страсть Сын Божий, чтобы и тебе сказал, как и тем, которые следовали за Ним: "Дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших" (Лк. 23, 28).

О превожделенное наше утешение, Христос Спаситель наш! Сподоби нас радостно Тебя узреть, когда придешь со славою Твоею судить живых и мертвых. Тогда и нас, вспоминающих Твои святые страдания, прими в царство Твое и сподобь нас радостно наслаждаться в нескончаемые веки лицезрением Тебя. Так говоря или помышляя, произнеси молитву "Отче наш" (поклон).

Еще, богомыслие святое, вспомни и то, как Ему, Спасителю нашему, с крайней жестокостью пригвождали ко Кресту пречистые Его руки и ноги железными, острыми и длинными гвоздями, какие страдания терпел тогда и сколько источилось Крови. Думаю, что тогда до последней капли Он источил ее за нас. Так вот вознесли Его на Крест... Тогда возможно было пересчитать все кости Его, как и пророк Давид говорит от Его лица: "Пересчитали все кости Мои" (Пс. 21, 18).

Некоторые церковные учители усматривают три тягчайшие болезни Христовы. Первая - когда растянули Его на Кресте столь люто, что все члены Его расступились и их можно было пересчитать. Вторая - в том, что при таких ужаснейших страданиях Он видел многих неблагодарных за такое Его благодеяние и неверующих. От этого Он жестоко мучился сердцем Своим и молился Богу, Отцу Своему, как сказал апостол: "Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение" (Евр. 5, 7).

Третья болезнь была в том, что Спаситель наш крайне сокрушался сердцем Своим, когда видел стоящую при Кресте Мать Свою, пораженную в сердце, как оружием, ужасным горем и печалью, согласно сказанному Ей Симеоном: "И Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35). Спаситель наш, видя Ее как бы мертвую от печали, плачущую, страдающую и со слезами к Нему вопиющую: "О, Сын Мой, как терпишь Ты смерть лютую и позорную?! Не могу терпеть, видя Тебя так страждущим!". Слыша это и видя Ее, люто страждущую Материнским сердцем и снедаемую печалью, Он крайне болел Своим сердцем. Некоторые учители об этом так рассуждают, что если бы собрать воедино страдания всех мучеников, страдавших за Христа, сколько бы их ни было, соединить их и сравнить их со страданием Пречистой Девы Марии, то оказалось бы, что Она страдала больше всех и, если не телом, то душой ужасно мучилась и болела о неповинно страждущем Сыне Своем и Боге. Читая об этом или размышляя, говори Богородице: "Богородице Дево, радуйся" (поклон).

13. Семь слов Спасителя на Кресте

Святое богомыслие! Не хочешь ли и еще побыть при распятом на Кресте Спасителе нашем и слышать последние Его сладчайшие слова, которые изрек Он на Кресте и которых по счету семь?

Первое. Молясь о распинающих, Он так сказал Отцу Своему: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23, 34). Вспоминая это, боголюбивый человек, и ты прощай своим врагам согрешения, молясь, чтобы прощены были их согрешения. Также и сам с умилением и слезами проси прощения у Бога, говоря: согрешил, прости мне!

Второе. Когда проходящие мимо хулили Его, качая своими головами, и говорили: "Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Если Ты Сын Божий, спаси Себя Самого и сойди со Креста" (Мф. 27, 40; Мк. 15, 29), тогда и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. Иисус, слышав, как неблагодарный народ и враги Его даже на Кресте оскорбляли Его своей неблагодарностью и поносили Его, возопил громко, говоря: "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил!" (Мф. 27, 46). Вспоминая эти слова Христовы, и ты воскликни к Нему в великом умилении сердца, воскликни к Богу, говоря: "Боже Сыне, Слово Божие, Христе Спаситель мой, страждущий ради меня на Кресте плотью, услышь меня, вопиющего Тебе: Боже Мой, зачем Ты оставил меня? Подыми падшего! Оживи умерщвленного множеством грехов, чтобы не погиб я во грехах! Прими мое покаяние и человеколюбно помилуй!"

Третье. Один из повешенных с Ним злодеев хулил Его, говоря: "Если Ты Христос, спаси Себя и нас" (Лк. 23, 39). Другой же останавливал его, говоря: "Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал". И сказал он Иисусу: "Помяни меня, Господи, когда приидешь во царствие Твое! И сказал ему Иисус: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23, 43).

Размышляя об этом милостивом слове Христовом кающемуся разбойнику, приступим и мы к Нему с усердным покаянием, исповедуя грехи свои подобно тому, как и благоразумный разбойник не скрыл своих грехов, но исповедал, что по заслугам и за грехи он страдает. Кроме того, он исповедал еще и то, что Сын Божий был неповинен, и веровал, что Он не просто человек, но Господь. К Нему и вопль свой он направил, потому что верил в Него, как в Царя и Господа Бога Истинного. Поэтому и казнь, учиненная над ним, была вменена ему в наказание за его грехи, и отошел он, по словам Господа, в Его царство. Итак, возопием к Нему с покаянием и мы, подобно разбойнику: "Помяни меня, Господи, когда приидешъ во Царствие Твое!"(Як. 23, 42)