Interpretation of the Gospel of John

Verse 34... And I bear witness that this is the Son of God. [69] But where did he testify to this? This is not written anywhere. Without a doubt, he testified to this, but it was omitted by the Evangelists, as well as many other things.

Verses 35–36. In the morning stood John, and two of his disciples. And when he saw Jesus coming, he said, Behold the Lamb of God. [70] It is not by chance or without necessity that John says this about Jesus Christ, but because his preaching has not yet touched the senseless Jews. Although no one asked him about Jesus Christ, yet he is forced to say the same thing again, and by repeating these words he awakens, as it were, the slumbering mind of the Jews. Just as the bridegroom does not speak to the bride about anything at first, nor does he take her himself, but the bridegroom's friend conducts all the negotiations and hands the bride over to him, and when he takes her, he will win her over so much that she forgets all that has gone before, so now Jesus Christ is silent, and John prepares everything for Him. who is therefore called His friend, as he who is present at the marriage, and arranges all things for the bridegroom; but having received from him the Church betrothed to Him, Jesus Christ so endeared it to Himself that it immediately forgot all that had gone before. And just as at a marriage it is not the bride who comes to the bridegroom, but he to her, even though he be the king's son, and she is completely simple, so it was here. The great Bridegroom Himself came to the most humiliated bride and, uniting with her, did not allow her to remain there any longer, but took her and took her to her father's house, that is, to heaven.

Стих 37. И слышаста его оба ученика глаголющаго, и по Иисусе идоста.[71] Хотя слушали многие, но услышали только эти, разумеется, ушами душевными, а другие услышали телесными. Из учеников Иоанна пошли тогда за Иисусом Христом только двое, а многие другие остались, и пошли, конечно, желая сблизиться с Ним.

Стих 38. Обращься же Иисус и видев я по себе идуща, глагола има: чесо ищета;[72] не потому, что не знал этого проникающий в самые помышления людей, но для того, чтобы вопросом этим приблизить их и внушить им смелость, так как они, вероятно, стыдились и боялись, как незнакомые.

Стих 38. Она же реста Ему: Равви, еже глаголется сказаемо учителю, где живеши,[73] Хотя они ничему еще не научились у Иисуса Христа, однако называют Его учителем, указывая этим причину, вследствие которой они следовали, именно чтобы услышать что-либо полезное, и таким образом включали сами себя в число учеников. Говорят: где живеши, желая побеседовать с Ним в жилище и спокойно.

Стих 39. И глагола има: приидита и видита.[74] Не обозначает Своего жилища, желая, чтобы они шли и чтобы еще больше ободрились.

Стих 39… Приидоста и видеста, где живяше, и у Него пребыста день той. Бе же час яко десятый.[75] Обозначает время, указывая этим на любознательность учеников и человеколюбие Учителя, так как они не были удержаны тем, что солнце было уже близко к закату, и не извинялись временем или чем-либо другим. Если в другом месте Иисус Христос говорит, что Он не имеет, где главу приклонить (8, 20), то говорит это не о жилище вообще, но о собственном; а собственного Он не имел, а пользовалися чужими. Что ученики пробыли у Него тот день, об этом евангелист сказал, а то, что они научились, пропустил, как само собою подразумеваемое; в одну ночь они настолько успели, что на следующий день сами вышли привлекать других. Необходимо поэтому и нам не отговариваться никаким временем от слушания всего Божественного, но все другое оставлять на втором плане. Все житейские дела должны иметь время, а для этого всякое время должно быть прилично.

Стих 40. Бе (же) Андрей, брат Симона Петра, един от обою слышавшею от Иоанна и по нем шедшею.[76] Умолчал об имени другого, или потому что он не был известен и знаменит, или потому что это был сам пишущий, как говорят некоторые.

Стих 41. Обрете сей прежде брата своего Симона и глагола ему: обретохом Мессию, еже есть сказаемо Христос.[77] Это слова сильно радующегося: мы нашли Того, Кого искали, пришествие Которого ожидали, Которого предвозвестили Писания. Просвещенный ими, он узнал, что это Христос. Смотри, как даже рыбаки были внимательны к Писаниям, а мы, даже постоянно обращающиеся с ними, не столько внимательны.

Стих 42. И приведе его к Иисусови…[78] Разумеется сказал то, что слышал от Него, потому что братскому родству, искренней дружбе вполне свойственно сделать и брата участником блага; а может быть, он и не сказал того, чему сам научился, но сказал только: обретохом Мессию, привел его к Иисусу Христу, заботясь только об одном, именно — привести его и передать Иисусу Христу, зная, что Сам Он научит его всему.

Стих 42. Воззрев же нань Иисус рече: ты еси Симон сын Ионин: ты наречешься Кифа, еже сказается Петр.[79] Начинает открывать Свое Божество предсказанием, так как пророчество не меньше чудес привлекает людей и, кроме того, не возбуждает зависти. Его чудеса люди неразумные порицали: о Веельзевуле, говорили, изгонит бесы, а о пророчествах ничего не говорили. Таким способом Иисус Христос воспользовался по отношению к Симону и Нафанаилу, а относительно Андрея и Филиппа Он ничего не открывает, так как Андрей был привлечен свидетельством Иоанна, а Филипп руководствовался примерами прежде последовавших за Иисусом Христом. Относительно Петра Иисус Христос открыл чей он был сын и как назовется. Найди в четвертой главе (18 ст.) Евангелия от Матфея объяснение слов: ходя же при мори Галилейстем, виде два брата, Симона, глаголемаго Петра, и Андреа брата его, вметающа мрежи в море,[80] в третьей главе (16 ст.) от Марка: и нарече Симону имя Петр, и пятой главе (2 ст.) от Луки изъяснение слов: рыбарие же отшедше от нею, измываху мрежы[81]. Все это относится сюда. Итак, Симона назвал Петром, а Иакова и Иоанна — сынами грома, показывая, что Он есть Тот Самый, Который и в Ветхом Завете переменил имена, и Аврама назвал Авраамом, Сару — Саррой и Иакова — Израилем. Некоторым Он давал имена при самом рождении, а некоторым после. Чья добродетель должна была заблистать с первого же возраста, тех он называл тотчас же, а чья — после, тем и имена давал после.

Стих. 43–44. Во утрии (же) восхоте изыти в Галилею: и обрете Филиппа и глагола ему: гряди по мне. Бе (же) Филипп от Вифсаиды, от града Андреова и Петрова.[82] На другой день Иисус Христос хотел идти, но не на другой день находит Филиппа, а потом, именно после призвания Петра и Андрея, Иакова и Иоанна, как это можно узнать у других евангелистов. Но почему же этот евангелист не упомянул о том, как Иисус Христос привлек их, ходя при море Галилейском? Потому что это передали Матфей и Марк; а так как они пропустили то, что относилось к Филиппу, то этот евангелист рассказывает. Сказал ему Иисус Христос: гряди по Мне. Зная, что и Филипп сильно желает последовать за Ним, услышав о Нем от последовавших прежде, но боится, Иисус Христос уничтожает его страх. А евангелист говорит, и из какого города он происходил, именно из Вифсаиды, города малого и незнатного, чтобы ты знал, что немощная мира этого избрал Бог.

Стих 45. Обрете Филипп Нафанаила…, конечно, после того, как последовал за Христом.

Стих 45… и глагола ему: Егоже писа Моисей в законе и пророцы, обретохом…[83] Познакомившись с Иисусом Христом, он тотчас делается провозвестником Его и, зная, что Нафанаил, сведущ в законе и Писаниях пророческих и что он весьма осторожен в этом отношении, как это и Христос засвидетельствовал, и самое дело показало, — отсылает его к Моисею и пророкам, чтобы этим сделать свое свидетельство об Иисусе Христе более достоверным.