Interpretation of the Gospel of John

Стих 17. Помянуша же ученицы Его, яко писано есть: жалость дому Твоего снесть Мя.[102] Это написано в Книге Псалмов (68,10). Жалостью называет здесь ревность, справедливое негодование; снедает, т. е. сильно овладевает, воспламеняет. Следует заметить, что, сделавши бич, Иисус Христос не бил людей, но только устрашил их и удалил, а овец и волов, конечно, ударял и выгнал.

Стих 17. Отвещаша же Иудее и реша Ему: кое знамение являеши нам, яко сия твориши?[103] Чувствуя себя виновными, они не смели запретить Ему, а только сказали: «Если Ты это делаешь, если имеешь на это власть, то какое знамение Своей власти Ты нам представишь?» О великое безумие! Им следовало облагоразумиться и похвалить Иисуса Христа за то, что Он очистил храм Божий от такого позора, а они для доказательства власти требуют знамения, сгорая от зависти и желая напасть на имеющее совершиться знамение. И в другое время они говорили: коею властию сия твориши (Мф. 21, 23)?

Стих 19. Отвеща Иисус и рече им: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю.[104] Как знамение Своей власти Иисус Христос представляет Свое трехдневное воскресение, и храмом называет Свое тело, которое было храмом и жилищем не только души, но и Божества. Сказал: разорите, не побуждая их к убиению Себя, но зная, что они так поступят, Он предсказал это в образной речи. Итак, разорите, т. е. предайте земле, разъедините с душой, нарушьте связь с нею.

Стих 20–21. Реша же Иудее: четыредесять и шестию лет создана бысть церковь сия, и Ты ли треми денми воздвигнеши ю? Он же глаголаше о церкви тела Своего.[105] Постройка первого храма окончена была Соломоном через двадцать лет, а постройка второго — через сорок шесть лет Зоровавелем. Когда был разрушен первый храм вавилонянами, то второй начал строиться в первый год царствования Кира; затем, вследствие зависти и клеветы соседних самарян, постройка остановилась, и в таком положении дело оставалось сорок лет, пока посланный, во второй год царствования Дария Гистаспа, Зоровавель не окончил ее в шесть лет. Таким образом, храм этот строился сорок шесть лет, если считать годы от начала постройки до ее окончания.

Стих 22. Егда убо воста от мертвых, помянуша ученицы Его, яко се глаголаше, и вероваша писанию и словеси, еже рече Иисус.[106] Когда Иисус Христос говорил это, они недоумевали, что это Он говорит, и не веровали. Много такого говорит, что сначала для слушателей было не ясно, а потом стало ясно, чтобы показать, что Он наперед знал то, о чем говорил. Но почему же Иисус Христос не разрешил недоумение и не сказал, что храмом называет Свое тело? Потому что тогда не поверили бы этому, так как было для этого два затруднения: одно — дело воскресения, а другое — то, что живущий в таком храме есть Бог.

Стих 23. Егда же бе во Иерусалимех в праздник Пасхи, мнози вероваша во имя Его, видяще знамения Его, яже творяше.[107] Уверовали в Него, но не твердо. Тверже уверовали в Него те, которые уверовали не вследствие одних только чудес, но и вследствие Его учения, потому что знамения увлекали более грубых, а более разумных — учение и пророчества. Поэтому последние были гораздо тверже первых, и к ним вполне приложимы слова: блажени не видевшии и веровавше (Ин. 20, 29).

Стих 24. Сам же Иисус не вдаяше Себе в веру их…[108] — не вверял Себя им, не полагался на них, как на Своих учеников; но почему?

Стих 24… зане Сам ведяше вся,[109] всякого человека, тверд ли он, или не тверд; или: все у всех.

Стих 25. и яко не требоваше, да кто свидетельствует о человецех…,[110] о каком бы то ни было человеке.

Стих 25… Сам бо ведяше, что бе в человеце,[111] во всяком человеке, как Бог-Сердцеведец.

ГЛАВА III

Стихи 1–2. Бе же человек от фарисей, Никодим имя ему, князь жидовский: сей прииде ко Иисусу нощию…,[112] так как он боялся прийти открыто вследствие надзора со стороны Иудеев, которые презирали всех приходивших к Иисусу Христу.

Стих 2… и рече ему: Равви, вем, яко от Бога пришел еси Учитель…[113] Никодим считал Его пророком, который был послан от Бога, чтобы учить их.