Interpretation of the Gospel of John

Стихи 2–3. Бяху вкупе Симон Петр, и Фома нарицаемый Близнец, и Нафанаил, иже (бе) от Каны Галилейския, и сыны Зеведеова, и ина от ученик Его два. Глагола им Симон Петр: иду рыбы ловити. Глаголаша ему: идем и мы с тобою…[1128] Так как Спаситель теперь не постоянно находился с учениками, а другой Утешитель еще не пришел и проповедь им еще не была совершенно поручена, то они, не имея чего делать, обратились к прежнему своему занятию и занимались рыбной ловлей, но не с корыстной целью, как прежде.

Стих 3… Изыдоша (же) и вседоша абие в корабль…,[1129] который принадлежал Петру или сыновьям Зеведеевым, или же кому-либо из знакомых.

Стих 3… и в ту нощь не яша ничесоже…[1130] Это случилось по устроению Божию, — как об этом дальше еще будет сказано. Вероятно, говорит Златоуст, что и остальные ученики следовали за теми по сухому пути в качестве зрителей, чтобы занять досужное время, и вместе с ними провели ночь.

Стих 4. Утру же бывшу, ста Иисус при брезе: не познаша же ученицы, яко Иисус есть.[1131] Может быть, вид Его нетленного тела показался в большем блеске, чем прежде, или же Он не был узнан учениками по особой на то воле Божией.

Стих 5. Глагола же им Иисус: дети, еда что снедно имате?..[1132] Детьми (παιδια) назвал учеников, воспользовавшись обыкновенным названием работников, и назвал так потому, что они теперь находились в цвете лет и были полны сил для предстоящих им трудов. Говорит Иисус Христос с ними так, как будто хочет купить у них что-нибудь.

Стихи 5–6. Отвещаша Ему: ни. Он же рече им: вверзите мрежу одесную страну корабля и обрящете…[1133] Ученики еще не знали, что это Иисус Христос, хотя должны бы были узнать: каким образом обыкновенный человек мог бы знать, что, закинув сеть по правую сторону лодки, они поймают? Определенно указал Иисус Христос закинуть сеть именно с правой стороны для того, чтобы ловля не показалась случайной.

Стих 6… Ввергоша же…[1134] (Тотчас же ученики повиновались, или потому, что предполагали, что говорящий с ними знает по каким-либо приметам, что в этом именно месте плывет какая-то рыба, или же потому, что сами, может быть, увидели, что она уже бросалась там).

Стих 6… И ктому не можаху привлещи ея от множества рыб.[1135] В отсутствии Спасителя ученики ничего не поймали, а в Его присутствии они захватили сетью множество рыб, чтобы мы знали, что без Него мы не делаем ничего полезного, а с Ним — весьма много. Поэтому должно и нам, повинуясь заповедям Спасителя, трудиться и помнить о правой стороне, потому что эта сторона похвальна (Найди в пятой главе Евангелия от Луки то место, где говорится: такожде же Иакова и Иоанна сына Зеведеова, яже беста обещника Симонови (Лк. 5, 10)[1136] и т. д., и прочитай толкование этого места. Там же найдешь и таинственное изъяснение, которое идет и к данным словам).

Стих 7. Глагола же ученик той, егоже любляше Иисус, Петрови: Господь есть…,[1137] заключив так из удачной ловли и из того, что как будто по повелению Его собралось в одном месте такое множество рыбы.

Стих 7… Симон же Петр слышав, яко Господь есть, епендитом препоясася, бе бо наг, и ввержеся в море.[1138] Иоанн был проницательнее вследствие величия чистоты, а Петр — пламеннее вследствие жара любви. Поэтому Иоанн узнает Иисуса Христа прежде Петра, но Петр приходит к Нему прежде Иоанна. Лишь только Петр услышал, что это — Господь, тотчас бросил все, что у него было в руках, и не дожидаясь, пока судно приблизится к берегу, бросился в море, чтобы скорее придти к Нему. Епендитом называлась льняная одежда без рукавов, покрывающая тело до колен. Она обыкновенно употреблялась рыбаками ради удобства и приличия. Петр был наг, т. е. не имел на себе никакой другой одежды, а только один епендит и то не подпоясанный; быть же совершенно нагим было уже совсем неприлично. Теперь он, подпоясавшись, выразил свое почтение к Иисусу Христу.

Стих 8. А друзии ученицы кораблецем приидоша, не беша бо далече от земли, но яко две сте лактей, влекуще мрежу рыб.[1139] Приплыли таща веревки, при помощи которых тянулась сеть.

Стих 9. Егда убо излезоша на землю, видеша огнь лежащь и рыбу на нем лежащу и хлеб…,[1140] рыбу, лежащую на угольях, а хлеб — отдельно. Все это Иисус Христос создал из ничего, чтобы показать ученикам Свое могущество и, представляя им возможность подкрепить свои силы после трудов, высказать Свою любвеобильную заботу о них.

Стих 10. (И) глагола им Иисус: принесите от рыб, яже ясте ныне.[1141] Говорит так, потому что знал, что ученики поймали. И прежде Иисус Христос сказал: вверзите мрежу одесную страну коробля, и обрящете, тоже потому, что знал, что они поймают. Впрочем, Господь повелел сделать это и для того, чтобы самое дело не показалось каким-либо призраком и чтобы ученики еще более удивились, когда увидят, что рыбы поймано весьма много, рыба весьма большая и, однако, сеть не порвалась.

Стих 11. Влез (же) Симон Петр… Вошел в судно, как более искусный в рыбной ловле, но за ним, конечно, последовали и другие.