Сын Человеческий

- Доколе будешь Ты томить душу нашу? Если Ты - Мессия, скажи нам открыто.

- Я сказал вам, - ответил Он, - но вы не верите. Дела, которые Я творю во имя Отца Моего, свидетельствуют о Мне.

Однако они ждали от Него других "дел". Если бы Он поднял мятеж, как Иисус бар-Абба (Варавва), если бы Он собрал вооруженных людей и двинулся на гарнизон Пилата, они бы пошли за Ним. А вместо этого Он говорит им о вещах малопонятных и трудноисполнимых:

Вы не верите, - сказал Иисус, - потому что вы не из овец Моих... Овцы Мои голос Мой слышат, и Я знаю их, и они следуют за Мной, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут они вовек, и не похитит их никто из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне дар, - больше всех; и из руки Отца не может похищать никто. Я и Отец - одно.

Ропот ужаса прошел по толпе. Он делает Себя Сыном Божиим! Нужно немедленно покарать Его за богохульство. Напрасно Иисус указывал им на слова Писания, где все верующие названы "сынами Божиими". Фанатики не хотели входить в рассуждения. Аргументом их были только камни. На этот раз Иисус, лишь чудом избежав смерти, ушел на Елеон.

Его прощание с городом было печальным: Иерусалим, Иерусалим, убивающий пророков и камнями побивающий посланных к нему! Сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как птица свой выводок под крылья, и вы не захотели. Вот оставляется дом ваш пуст. Говорю вам: не увидите Меня, доколе не скажете: Благословен Грядущий во имя Господне!19.

Примечания.

1Ср.: Лк24:21.

2Мал4:5-6; Мишна, Эдуйот, I,5; VIII,7; св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 8,49.

3Мф17:10-13; Мк9:11-13; ср.Мф11:14.

4Мф22:1-14.

5Лк13:23-28.

*Ср. Ис14:13-15.

6Мф11:21-24; Лк10:13-15. Содом и Тир в данном контексте означают предел нечестия.

7См.гл.7, прим.10.

8Лк13:31-33. Согласно некоторым толкованиям, три дня, о которых говорил Христос, - апокалиптический символ срока испытаний. Ср.Дан7:25, где сказано о трех этапах этого срока.

9Мф8:19-20; Лк9:57-58.

10Ин7:1-10.

11Лк13:6-9.

12Лк9:51-56. Лука относит этот эпизод к последнему путешествию Господа в Иерусалим. Однако тогда Он пришел из Заиорданья (через Иерихон). Прямой же путь из Галилеи вел через Самарию. Слова "Вы не знаете, какого вы духа" и далее - отсутствуют в древнейших рукописях, но смысл их вполне гармонирует с учением и стилем речей Иисуса.

13Посещение Христом Иерусалима в праздник Кущей описано у Ин7-8. Ряд толкователей выдвигал гипотезу, что диалоги, приведенные там, есть лишь иллюстрации к учению Иоанна о Боге-Слове. Однако в этих главах больше, чем в других местах Евангелия, подчеркивается человеческая природа Христа (напр., Ин8:42-55).