Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

Следует ли на утрене по 8-й песни канона произносить возглас: «Богородицу и Матерь…», когда на утрене не полагается пение «Честнейшую»?

Возглас «Богородицу и Матерь Света» есть не что иное, как приглашение иерея или диакона к пению песни Богородицы: «Величать душа моя Господа» и к прославлению Богоматери песнию «Честнейшую херувим». Само собою понятно. Что такое приглашение будет неуместным, когда не полагается «Честнейшая», и когда поются особые праздничные припевы «Величай, душе моя» (см. Типик. гл. 20 ср. последование служб в праздник Рожд. Пр. Богородицы и др.). В таких случаях, по обычаю, существующему в некоторых епархиях, диакон, вместо возгласа «Богородицу и Матерь Света», поет первый праздничный припев: «Величай, душе моя», а затем уже певцы поют другой праздничный припев и ирмос.

О возгласе пред великим славословием: «Слава Тебе, показавшему нам свет»

Означенное возглашение пред великим славословием в одних церквях произносит священник, а в других диакон. Кто же, по уставу, должен произносить? Вопрос этот буквально разрешается самим церковн. уставом. Так, в гл. 9-Й на лист. 18 (изд. 1859) и в служ. в 1-й понед. Великого поста на листе 379 ясно сказано, что возглашает таковый настоятель. Но на это заметим, что там говорится о службе седмичной и постовой, когда диакон не участвует в служении утрени, следов. священник, кроме всего прочего, возглашает и «Слава Тебе, показавшему нам свет». Это недоумение можно разрешить частью указанием того же церков. устава, хотя «по наведению», частью обычаем большинства в церквах России и повсеместно на Афоне. В церковном уставе в гл. 2-й на лист. 7-М читаем определительно, что «по окончании 8-й песни, покадив св. трапезу, возглашает диакон: «Богородицу и Матерь света в песнях возвеличим»; ниже: «по возгласе от священника: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя» тоже возглашает диакон: «Свят Господь Бог наш» в настоящий глас». Таким образом, в короткое время диакон произнес уже два возгласа или славословия. О возгласе же пред славословием великим буквально в церковном уставе не сказано. Кто должен произносить: «Слава Тебе, показавшему нам свет»; но сказано: «слава, стихира евангельская, ряд. И ныне, Богородичен, глас 2-й «Преблагословенна еси, Богородице Дево». «Славословие великое». Но это умолчание церковного устава отнюдь не дает места заключению, что сказанный возглас должен произносить диакон; напротив, оно дает разуметь, что возглашение «Слава Тебе»… пред славословием великим, на основании общего правила устава, должен произносить священник, а не диакон, о чем, как об исключении из общего правила устава, непременно было бы сказано определенно. В большинстве церквей в России и на Афоне, в монастырях и скитах слова: «Слава Тебе, показавшему нам свет» возглашает настоятель или священник; а Афон должен быть авторитетом для церквей и даже монастырей российских в отношении к совершению богослужения. Да и по соображению так должно быть. До великого славословия царские врата были затворены, священник стоял в алтаре на своем месте в одной епатрахили; теперь же царские врата отверзты, священник предстоит пред св. престолом в обличении, а диакон в стороне его: прилично ли же сему последнему, младшему служителю, стоящему со стороны священника, произносить высокий и многознаменательный сей возглас? Составитель «Руководства к христианской молитве в духе православном» говорит: всенощное бдение у первенствующих христиан продолжалось всю ночь, так что священник вместе с утренним светом возглашал: «Слава Тебе, показавшему нам свет»: что можно видеть и теперь в большей части монастырей и приходских церквей (стр. 160. Пис. о богослуж. стр. 68). А в чине обрядов той же первенствующей церкви говорится, что предстоятель, взяв в руки свешник и став с ним среди царских врат, осенял предстоящих и всегласно возглашал: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Такое осенение и возглашение на утрене именно от предстоятеля совершенно согласуется с осенением им же народа на литургии преждеосв. Даров, когда он, а не диакон, произносит: «Свет Христос просвещает всех». В «Пособии к изучению устава богослуж. Правосл. Церкви» прямо сказано: «После хвалитных псалмов и стихирь следует великое славословие. Когда поется — «Всякое дыхание»… тогда, после пения стихиры на слава и ныне, настоятель говорит: «Слава тебе, показавшему нам свет», певцы поют великое славословие: «Слава в вышних Богу» (стр. 325). И в другом месте говорится: «Слово «бдение» значит бодрствование, провождение времени без сна. Сим словом означается церковная служба, которая начинается после солнечного захождения, «по еже зайти солнцу мало», и может продолжаться «всю ночь до появления света, так что уже при появлении свет иерей взывает: «Слава Тебе, показавшему нам свет» (стр. 153, 154) (Р.д.С.П. 1873 г. №14).

Следует ли отверзать царские врата при пении великого славословия?

По уставу не положено сего отверзания, но в киевских церквах (Последов. утрени, вечерни и полунощи., изд. Киево-Печерской Лавры 1861 г., л. 9 на обор.) есть этот обычай (Ц. В-к 1897, №21).

Следует ли отверзать царские врата при пении великого славословия на воскресных и праздничных всенощных и утренях?

Следует, так как в известном «Последовании утрени, вечерни и полунощницы», издан. Киево-Печерской Лавры 1861 г., указывает (лит 9-й на обороте), что на «Славе» (стихир «на хвалите») диакон отверзает врата, а иерей в фелони стоит пред престолом; к нему «от десныя стоит пред престолом; к нему «от деснчя страны стоит и диакон. По окончании стихиры иерей «велегласно» возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет». (Что возглас этот должен делать священник — см. в конце 7-й гл. Типикона). (Ц. В-к 1901 г. №11).

Благопристойно ли, чтобы во время пения великого славословия все молящиеся были коленопреклоненными?

Нельзя видеть неблагопристойности в том, что выражает собою чувство умиления и истинно религиозной настроенности, хотя бы даже это было в тот период года, когда земных поклонов и коленопреклонений и не полагалось уставом (Ц. В-к 1900 г. №36).

Нужно ли затворять царские врата после славословия на всенощном бдении?

Царские врата отверзаются при пении славословия великого по уставу константинопольской церкви, каковой обычай принят в киевских церквах (см. послед. утрени, вечени и полунощницы, изд в Киеве 1861 г., л. 9-й на обор.). Устав же на отверзание царских врат в это время и на оставление их отверзтыми до отпуста утрени указывает лишь в последовании утрени в Страстную субботу (см. никольского «Пособие к изучению устава», изд. 6, 1900 г., стр. 79, примеч.) (Ц. В-к 1901 г. №36).

Правильно ли поступают некоторые священники и диаконы, произнося на всенощном бдении «исполним всенощную молитву нашу», или на сугубой ектени «прихожан св. храма сего» вместо «братии св. храма сего»?

Неправильно. Нельзя по своему усмотрению изменять богослужебный чин (Ц. В-к 1893 г. №10).