St. Nina's Garden

Из слов Вахтанга, сказанных католикосу Петру, видно, что целью нашествия Кабада на Грузию было, во-первых, желание его подчинить всю Грузию своему владычеству и непременно принудить грузин к отречению от христианства и новыми силами восстановить в ней идолопоклонничество.

Война эта имела характер чисто религиозный, поэтому грузины теперь всеми силами приготовились к отражению врага как Креста Христова, так и самого царства. Вахтанг с одним отрядом своего войска, с эриставами Джуаншером и Адарнасом стал при реке Уджармо, а другой отряд оставил в Мцхете и поручил эриставам Димитрию, Нерсе и Бивритиану.

Персы ворвались в Грузию и заняли юго- восточную часть ее, называемую Камбечоани, или Камбизоани, бесчеловечно опустошив все, что попалось им на пути. Наконец спустя некоторое время обе стороны сошлись лицом к лицу на берегах Уджармо, где произошла жестокая трехдневная битва. Потери с обеих сторон были одинаковы.

Третье утро было роковым для грузин. Густой туман расстилался на берегах реки, и обе стороны дошли почти до самых царских палат. Город Уджармо представлялся в пылу битвы, подобно Иерусалиму при Тите. У самых палат царь нанес смертельный удар сыну Кабада, Бартаму, и знамением его победы была отрубленная голова царевича. Но зато в это же самое время сам получил смертельный удар в грудь стрелой, пущенной в него персом. Победа, как следовало, осталась за грузинами. Враги были прогнаны до города Рустави, лежащего на берегах Куры, а оттуда и за самые пределы царства. Рана Вахтанга оказалась смертельной.

Предвидя скорую кончину, царь пригласил к себе католикоса, царицу и всю знать и со слезами просил их хранить веру, завещанную отцами, беречь царство, не расторгать союза с греками, снова подтвердил царство и корону за сыном своим Дачи и, приобщившись Св. Тайн Тела и Крови Христовых от рук самого католикоса Петра, мирно отошел в небесные селения в 499 году, на 60-м году от роду и на 52-м году славного своего царствования, для принятия мзды за труды своих и венца мученического.

Вся Грузия потряслась, узнав о кончине своего царя. Плач и рыдание огласили все концы царства. Народ, оплакав любимого царя, защитника Церкви и царства, похоронил его с великой честью в новом Мцхетском храме, перед святым мироточивым столбом.

Теперь на престол Грузии взошел сын его Дачи. Новый царь наследовал благочестие и веру своего отца. Первым делом своим поставил возобновление храмов 106 и городов в разоренных частях Грузии. В царствование его скончался католикос св. Петр, и по завещанию Вахтанга царь Дачи на католикосский престол возвел архиепископа Самтаврского Самуила.

По сказанию летописца, достойный царь Дачи пожелал обратить в христианство кахетинских горцев. Для этого отправил к ним послов с приглашением принять евангельскую проповедь.

Они по жестокости своих нравов отказались исполнить желание его и таким образом остались идолопоклонниками до времени св. сирийских отцов. Царствование его (f 514 г.) и сына его Бакура II (f 528 г.) прошло довольно мирно для Грузинской Церкви. При следующем царе Парсмане V Церковь лишилась своего католикоса Самуила. На место его возведен был Тавпечаг. Недолго правя Церковью, скончался и этот католикос, на упраздненный престол которого возвели теперь Чирмага.

* * *

Ветхозаветная Церковь основана Богом. Она передана делателям - иудейскому народу. Новозаветная Церковь основана Богочеловеком. Она передана другому народу, составившемуся из всех народов, христианам. Иудеи должны были дать отчет Богу в сохранении дара Божия, в управлении и распоряжении даром Божиим. Так как поведение их оказалось преступным, то они устранены - впрочем, когда уже они устранились произвольно в духе, - и подвергнуты казни. Равным образом потребуется отчет от христиан, как они употребили вообще установление Божие - новозаветную Церковь - и частные установления в ней, каково монашество.

Святитель Игнатий Ставропольский

99. Свидетельство об этом факте смотри между прочим в послании святейшего патриарха Иерусалимского Досифея к карталинскому царю Ираклию II ("i' 1710 г.) и католикосу имеретинскому Григорию, писанном в Адрианополе в сентябре 1701 года. Дражайший документ древности тщательно сохранился только в богатейшей библиотеке владетелей Мингрелии кн. Дадиани в г. Зугдиде; он напечатан в "Грузинском духовном вестнике" за апрель 1866 года.

100. Крест был поставлен Вахтангом в Никозском храме, отделанный золотом и драгоценным камнями и имевший вокруг надпись, свидетельствующую о его принесении из Иерусалима самим царем; царица Русудань (t 1247 г.) обновила его снова, в этом храме он находился до царя Георгия XIII (t 1800 г.), в царствование которого, к несчастью для Грузии, пропал бесследно в управление Никозской епархией епископа Афанасия, который с потерей столь драгоценного сокровища отрешен был царем от кафедры и послан в Иоанно-Крестительскую пустынь, что в степях Караягских, на восток от города Тифлиса, откуда по смерти царя снова воз вращен на кафедру наследником грузинского престола царевичем Давидом. Эта та самая часть Животворящего Креста, о существовании которой известно было всему Востоку и Западу.