St. Nina's Garden

Итак, я слышал, что к вам пришел какой-то учитель несторианский и был посвящен вами в епископы, что меня сильно удивило, потому что такой человек заслуживает не посвящения, но наказания и отлучения от общества верующих. Действительно, волк никогда не приходит в стадо овец без ущерба для них, а если он бывает там, то затем, чтобы поссорить и разогнать их. То же можно сказать про вора, который является затем, чтобы похищать, убивать и разрушать, как говорится в Писании Господнем. "Ибо они воры, разбойники, волки похитители". И еще: "мнимые апостолы, вероломные работники, украшая себя подобием агнца, но в сущности суть волки похитители". Добрый пастырь, который пожертвовал собой для блага овец, приказывает нам остерегаться подобных людей. Во время второго пришествия Он отделит их на левую сторону, говоря им: "Отойдите от Меня, проклятые" и т. д. И еще: "Я вас не знаю", и даже разделит их на две половины и поместит часть их в среду неверных и пошлет в места, приготовленные для диавола и ангелов его. Я знаю, что вы поступили так по неведению. Итак, возвратитесь и взывайте со слезами раскаяния, восклицая с пророком: "Господи! Грех юности моей и неведения моего не помяни!" Не позволяйте куджику 118 оставаться среди верующих. Прикажите строго-настрого, чтобы никто в вашей области не смел принимать его в дом и давать ему пищу и чтобы никто из верующих не кланялся ему. Именем Господним запрещаем кланяться подобным людям. Вы же подавайте милостыню бедным и покайтесь, ибо покаяние есть прекращение грехов. Сказано: если ты грешил, обратись; напротив того, если будете продолжать грешить после раскаяния, вас будут сопровождать в жизни скорби и воздыхания. Сказано: "Пусть возвращаются те, которые ищут Господа, ибо Он ждет их возвращения". Еще сказано: "Грядите ко Мне, и Аз прииду к вам". Теперь не вспоминайте зла, не разыскивайте преступления, потому что знаете заповеди, не переставайте делать добрые дела.

Вот заповедь Святого Писания: "Люби Господа Бога твоего". Божия заповедь приказывает любить Бога с чистым сердцем и непритворною верой. Написано: "Да люби Господа Бога твоего всем сердцем и душею" и т. д. Это первая заповедь, в которой содержатся все другие. Сохраняйте веру и исповедание святых отцов, которую приняли и передали нам 318 святых отцов Никейского Собора, 150 Константинопольского и 200 Ефесского. Поймите еще исследование и истолкование веры, которое происходило во время царствования царя Кабада, греки приняли веру халкидонскую, но наша и ваша страна отстранили и отвергли эту веру 119. Существует список, в котором подтверждается единение веры между нами обоими 120. Не разрывайте согласия, учрежденного между нами отцами нашими. Не отделяйтесь от нас, не оставляйте учения вашей юности, не забывайте обязательства, принятого перед Богом, и не говорите, как греки 121. Не обращайте вашего сердца к Египту, вспомните, что вы ушли из Египта от фараона, который притеснял вас, от страшного начальника греков 122, от жестоких надзирателей, которые налагали на вас строгое невольничество 123. Не сопротивляйтесь пророку, который говорит, что "эти люди не остались в общении с Богом и не хотели идти прямо". И еще: "Их же сердца опять обратились к Египту". Не опирайтесь на слабый тростник, потому что он причинит вам большое зло; не разрушайте ограды, утвержденной нашими святыми отцами на скале веры, потому что тот, кто разрушит ограду, будет поражен змием; тот, который потрясает царя, при этом сам получит смертельный удар. Будьте тверды в вере, согласно трем святым соборам, утвержденным единогласно и письменно нашими и вашими святыми отцами, так же как и мы утвердили их веру 124, существующую в наше время. Удаляйтесь как можно больше от постыдного Халкидонского Собора и неприемлемой грамоты Леона 125. Проклинайте всех еретиков древних, средних и новых веков, на которых отцы наши наложили анафему и которых проклинаем и мы; удаляйте всех нечестивых из вашей среды, потому что сказано: "Удаляйте злых из среды вашей". Господь говорит: "Уходите из среды злых, не прикасайтесь к оскверненным, и Аз приму вас". Прогоните из вашей области и земли Киса, чтобы злое не вкоренилось и не отравило многих в мире. Вспомните, что вы поставили себя под покровительство святого католикосства (армянского) и что чистосердечно исполните богослужение, которое вверили мы вам, будучи покровителем вашего существования, и по нашей любви к вам исполнили вашу просьбу, определив вас католикосом этой страны, которая, правда, ваша родина, но вы давно уже ее покинули, чтоб поселиться и жить среди греков. Но благодать Духа, который даровал вам это духовное звание, изъяла вас, так сказать, силой, из плавки, произведенной жестокостью греков.

Да будет слава Господу Богу на островах морей, и да святится имя Его в самых отдаленных землях. Итак, - не будьте причиной вашей гибели, и Боже сохрани, чтоб не пало проклятие Божие на народ вашей страны, по словам пророка: "Страна сия была истреблена проклятием, ибо жители ее согрешили, и спаслось только малое количество из них", и еще: "Господь Бог ниспошлет бесчестие вашей славе и лишит вас почтения", и еще: "Когда Господь все возьмет, Он наложит свою руку на гордых и на тех, которые, воображая себя умными, составляли недобрые намерения". Я вам выразил письменно несколько моих грустных дум, но именно любовь к Богу заставила меня сообщить вам эти слова. Да благословит вас Бог, и напишите мне ответ, соответствующий заповедям Господа. Да хранит вас Бог!"

Кирион, получив от Моисея такого рода послание, остался верным себе. Хотя он пишет в своем послании Моисею, что Кис, поставленный им в епископы, устранен, но на самом деле этого не произошло. Он желал только успокоить своего старца, оказавшего ему свое покровительство в занятии столь высокой кафедры. В конце своего ответного послания - дает довольно резкое замечание Моисею, что по надлежащему порядку не следовало бы ему вмешиваться в дела Грузинской Церкви.

Вынужденный на ответ, Кирион отправил следующее послание, адресованное на имя католикоса Моисея и прочих епископов его.

"Вам, моему благочестивому учителю, другу святых, Моисею, католикосу Армении, и всем епископам, вашим сослуживцам, от Кириона, католикоса Иверского, посылаю низкий поклон и от имени епископов, моих сослуживцев, и осеняю вас моим святым крестом 126. Получив письмо, которое писали мне, и выслушав от моего епископа словесное поручение, советы и поучительные речи, которые велели передать мне, как мой учитель и настоящий отец о Господе, мы преклоняемся перед вами и благодарим вас за попечение. Но я, епископы и старшие моей страны держали совещание и нашли, что не должно мешать приходить тем, которые причисляются к кающимся; но, видя неверность Киса, мы его отстранили и запретили всем ему кланяться. Что касается ваших слов, что "у меня есть еретики, мы этому не хотели бы верить, но должны верить свидетелям, достойным доверия", то они бесполезны. Мы сами знаем, что у нас делается. А о том, что вы писали, что происходило в царствование царя царей Кабада, мы знаем, что это так было, и слышали это от многих 127. Что касается "союза ваших и наших отцов, так же как и утверждения веры", мы всему этому остаемся верны; относительно же теперешнего союза вашей и нашей земли, все что вы нам пишете, соблюдается без перемены. Наконец, соответственно вашим письменным и словесным приказаниям относительно Киса, мы его уже удалили, как выше упомянуто, и запретили его принимать. Впрочем, мы во всем подчиняемся вашим приказаниям. Да благословит вас Бог, и молитесь за нас!"

Моисей, получив вышеозначенное послание Кириона, успокоился - удалением Киса и изъявлением ему в учении видимой покорности. Однако, как видно из дальнейшего хода действий, Кис не был отстранен от епископства и по-прежнему оставался при особе Кириона в качестве советника и помощника его, а только Моисей был успокоен.

Император Маврикий уведомлен был об образе действий Кириона и весьма сочувственно отнесся к ним, поощряя его ревность за истину православного учения. Сатрап великой Армении Сумбат смотрел на дело безучастно, зная, что император и царь Бакар энергично поддерживали Кириона.

Кирион, человек твердо и ясно сознающий свое положение и глубоко убежденный в истине святого Халкидонского Собора, отнесся весьма легко к увещаниям Моисея, своего благодетеля, не придав его посланию никакого значения. Он хотел открыто восстать против учения Армянской Церкви, но не хотел беспокоить старца, в то же время скрывая в душе жестокий удар, который хотел нанести в пределах Грузинского царства.

Наконец Моисей, после тридцатилетнего правления Армянской Церковью, умер в 594 году. Кафедра католикосская осталась праздной. Правление Церковью поручено было бывшему вартабиеду 128Вартану-Кертогу, сделавшемуся еще при жизни Моисея его викарием.

В это время Кирион желал во что бы то ни стало ограничить власть католикоса Армянского в пределах Грузинской Церкви окончательным присоединением Ранской области к своей епархии, так как эта пограничная область, лежащая между Грузией и Персией, в церковном отношении переходила то в руки армян, то грузин. Епископы Цуртага были ставленниками то католикосов грузинских, то - армянских, и само население этой провинции состояло наполовину из армян. Поэтому в управлении выходила путаница.

Грузия имела на эту область более прав, чем Армения, так как жители этой провинции обращены были в христианство грузинским царем Бакаром I, а этнографически Ранская область входила в состав грузинских земель.

Для этого Кирион, желая на будущее время разрешить всевозможные сомнения и положить предел всякого рода по этому поводу возникавшим распрям, постановил, чтобы Цуртагские епископы поставлялись непременно и исключительно Мцхетскими католикосами. Достигнув, таким образом, своей цели, он прервал навсегда все отношения между Церквами Мцхета и Двина и навсегда устранил армян от вмешательства в дела грузинской иерархии.

Цуртагская область, находясь на границах Армении, Грузии и Персии, с православным населением своих жителей имела несчастье находиться под управлением в то время епископа Моисея, ученика католикоса Моисея II, явного врага кафолической Церкви. Епископ Моисей помимо клятвы, данной Кириону, быть верным православному учению Церкви, стал проповедовать в своей епархии монофизитское учение и неопытных совращал к своему заблуждению. Это очень не нравилось энергичному Кириону, но при жизни католикоса Моисея II приходилось ему терпеть, но как только узнал о смерти католикоса, немедленно вызвал к себе епископа Моисея для востребования от него отчета в поступках.