The Sacred Biblical History of the Old Testament

1 Цар.15 Саул понимал, что рано или поздно все же произойдет решающее столкновение с филистимлянами, и тщательно готовился к нему. С этой целью он укрепил столицу своего царства город Гиву20*. Но всю свою энергию Саул направил на формирование регулярной армии, зачисляя в нее самых храбрых и мужественных. Командующим армией Саул назначил своего двоюродного брата Авенира. С целью укрепления своего царства он успешно вел войны на востоке с аммонитянами, моавитянами, эдомитянами. Но особенно на юго-востоке беспокоили Израиль амаликитяне. Эти кочевые разбойничьи племена, жившие на Синайском полуострове, с давних времен были постоянными врагами Израиля. И вот наконец, приблизился час расплаты и для амаликитян. Самуил по повелению Божию пришел в Гиву к Саулу и сказал ему: "Теперь иди и порази Амалика и истреби все, что у него; [не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию все, что у него]" (1 Цар. 15:3). Саул быстро собрал армию и пошел на амаликитян. Поход был успешным. Амаликитяне были жестоко наказаны. Воины Саула умерщвляли всех, не щадя даже женщин и детей. Однако Саул и на этот раз проявил своеволие и не до конца выполнил повеление Господа. Ему стало жаль уничтожать богатейшие военные трофеи - овец, волов и другое ценное имущество амаликитян. К тому же он сохранил жизнь царю амаликитян Агагу, взяв его в плен. Узнав о таком самовольном поступке царя, Самуил внезапно явился в лагерь Саула, когда тот праздновал свою победу, и объявил ему волю Божию: "За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем [над Израилем]" (1 Цар. 15:23). Саул не мог не считаться с огромным авторитетом пророка и покорно стал просить у него прощения. Боясь, что известие об их конфликте вызовет брожение в народе, Саул упрашивал Самуила остаться в лагере для жертвоприношения. Но разгневанный пророк повернулся, чтобы уйти. Видя это, Саул хотел силой задержать Самуила и нечаянно оторвал ему край одежды. Тогда Самуил сказал: "Ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя" (1 Цар. 15:28). Самуил все-таки остался на время в лагере, но только для того, чтобы до конца осуществить суд Божий над амаликитянами. Он повелел привести царя Агага к жертвеннику и собственноручно разрубил его на глазах у народа. Вскоре после этого Самуил ушел к себе в Раму и больше до самой смерти не встречался с Саулом. Хотя первый израильский царь и был избран Богом, он не во всем был послушен воле Божией, за что Господь и лишил его особой благодати.

Помазание Давида на царство

1 Цар. 16

Самуил болезненно переносил разрыв с Саулом и долго скорбел о нем. Однажды явился ему Господь и сказал: "Доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя" (1 Цар. 16:1).

Чтобы не навлечь гнев Саула, который с этого времени стал зорко следить за действиями Самуила, пророк решил тайно помазать нового кандидата на царство. С этой целью он взял жертвенное животное и отправился в Вифлеем для жертвоприношения. Старейшины города знали о разрыве между ним и Саулом, поэтому, опасаясь гнева Саула, встретили Самуила не слишком радушно и прямо спросили о цели его прибытия. Но Самуил сумел их убедить, что прибыл исключительно для религиозных целей, и пригласил всех их совершить вместе с ним жертвоприношение. Для участия в жертвоприношении был приглашен и житель Вифлеема Иессей со всем своим семейством. Когда было совершено жертвоприношение, Самуил выразил Иессею свое желание ближе познакомиться с его сыновьями. Иессей по одному, начиная со старшего, стал подводить к Самуилу своих семерых сыновей, но ни одного из них Господь не избрал царем. Тогда Самуил спросил у Иессея, все ли его сыновья пришли с ним, и когда услышал от него, что есть еще один сын, самый меньший, который пасет овец, то велел немедленно позвать его. Вскоре явился к Самуилу и меньший сын Иессея - Давид. Юноша понравился Самуилу. "Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом" (1 Цар. 16:12). Его богато одаренная душа пылала любовью к Богу. Обладая поэтической способностью, Давид уже в юности сочинял дивные псалмы, в которых прославлял Творца Вселенной. Свои возвышенные религиозные чувства он изливал в искусной игре на арфе, которая была неразлучной спутницей в его пастушеской жизни.

Любуясь Давидом, Самуил услышал голос Божий, повелевающий ему: "Встань, помажь его, ибо это он" (1 Цар. 16:12). Повинуясь голосу Божию, Самуил взял рог с елеем и в присутствии братьев помазал Давида на царство. Обряд совершился в кругу семьи, и никто в Вифлееме не догадывался, что в городе находится будущий царь Израиля. С того времени, как Самуил помазал Давида на царство, Дух Господень отошел от Саула и стал почивать на Давиде, а Саула стал возмущать злой дух. Мучимый злым духом, царь сделался мрачным и подозрительным, он часто страдал от приступов невыносимой тоски. Чтобы как-то успокоить мятущийся дух отверженного Богом царя, приближенные посоветовали

Саулу найти искусного музыканта и во время приступов слушать хорошую музыку. Вскоре был найден и талантливый музыкант, прекрасно играющий на арфе. Им оказался скромный пастушок из Вифлеема, по имени Давид. Так впервые встретились два израильских царя: один отверженный, другой благословленный Богом. Саул полюбил юного Давида и даже сделал его своим оруженосцем. Дивная игра Давида на арфе, сопровождаемая богодухновенными песнями, успокаивала душу Саула и возвращала ему здоровье; но вот опять началась война израильтян с филистимлянами. Саул срочно начал собирать армию, а Давид вернулся к себе на родину в Вифлеем и продолжал пасти овец.

Героический подвиг Давида

1 Цар.17

Филистимляне, перейдя границу Израиля, расположились лагерем у города Сокхоф. Саул двинулся навстречу филистимлянам, преграждая им путь в свое государство. Обе армии расположились в боевой готовности на двух холмах друг против друга. Ни та, ни другая сторона не решались первыми вступить в бой; тогда из лагеря филистимлян на долину, разделяющую оба лагеря, вышел воин богатырского телосложения по имени Голиаф. Закованный в тяжелый панцирь, вооруженный громадным мечом и длинным копьем, он приблизился к израильским отрядам и закричал: "Зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами" (1 Цар. 17:89). Разумеется, среди воинов Саула не нашлось ни одного храбреца, который решился бы на поединок с этим исполином. Убедившись, что никто не хочет сражаться с ним, Голиаф выкрикивал израильтянам всевозможные оскорбления. Так продолжалось в течение сорока дней. Саул был бессилен что-либо сделать. Смельчаку, который примет вызов Голиафа, он обещал большую награду, освобождение от налогов и руку своей старшей дочери. Но великан внушал всем такой ужас, что смельчаков не находилось.

Среди израильских воинов было три старших сына Иессея. Однажды Иессей позвал Давида, дал ему продуктов и послал в израильский лагерь навестить своих братьев. Давид пришел к месту сосредоточения войск как раз в тот момент, когда Голиаф насмехался над трусостью израильтян и оскорблял их Бога. Возмущенный его наглостью, Давид воспылал любовью к Богу и решил наказать необрезанного филистимлянина. О своем намерении выйти на поединок с Голиафом Давид сказал своим братьям и рядом стоящим воинам. Братья, опытные воины, высмеяли его, а когда он продолжал стоять на своем, разгневались не на шутку и велели ему немедленно возвращаться домой к своим овцам. Слух о храбром пастушонке распространился среди воинов и дошел до царя. Саул позвал Давида в свой шатер и по-отечески сказал ему: "Не можешь ты идти против этого Филистимлянина; чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей". Но Давид стоял на своем. Видя такую решительность храброго юноши, Саул согласился и сказал ему: "Иди, и да будет Господь с тобою" (1 Цар. 17:33:37). Царь надел на него свою броню и шлем, опоясал его своим мечом и велел ходить по шатру, чтобы убедиться, сможет ли Давид двигаться в тяжелых доспехах. Но Давид почувствовал себя в них неловко и заявил, что предпочитает сражаться в своей обычной пастушеской одежде. Тогда Саул разрешил ему поступить так, как он хочет. Взяв свой пастушеский посох, пращу и сумку, Давид отправился в долину, где в это время находился Голиаф. По пути он остановился у ручья, выбрал себе пять гладких камней и положил их в сумку. С этими доспехами и с надеждой на помощь Божию он смело пошел навстречу Голиафу. Когда Голиаф увидел юного Давида, с, посохом в руках, он не мог удержаться от смеха и презрительно крикнул ему: "Что ты идешь на меня с палкою [и с камнями]? разве я собака?" (1 Цар. 17:43). Но тут он, наверное, решил, что израильтяне делают из него посмешище, прислав к нему подростка. Ругаясь и проклиная Давида своими богами, он грозился бросить тело смельчака хищным птицам и зверям. В ответ на поток оскорблений Давид сказал своему противнику: "Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле и что не мечом и копьем спасает Господь". (1 Цар. 17:4547). На обоих холмах воцарилась напряженная тишина. Филистимляне с нетерпением ждали, когда их непобедимый великан нанесет противнику смертельный удар, а израильтяне с чувством сожаления следили за отважным юношей, который с такой наивной самоуверенностью шел навстречу неминуемой смерти. Голиаф, держа в руках копье, готовился к удару. Уверенный в своем превосходстве, он даже не следил за движениями своего противника. Давид тем временем быстро достал камень из сумки, вложил его в пращу, стремительно побежал навстречу богатырю и изо всех сил бросил камень из пращи. Камень, просвистев в воздухе, вонзился в лоб Голиафа, и тот беспомощно рухнул на землю. Давид мгновенно бросился к оглушенному великану, схватил его огромный меч и одним ударом отрубил ему голову. Неожиданное поражение вызвало в лагере филистимлян невообразимую панику. Израильтяне, воспользовавшись замешательством противника, накинулись на них с такой яростью, что все филистимское войско обратилось в бегство. Израильтяне преследовали филистимлян до их городов Геф и Аккарон. После битвы Давид преподнес Саулу в качестве трофея голову Голиафа, а оружие великана повесил в своем шатре. Но главным трофеем Давида в этом единоборстве была военная слава и популярность среди израильского народа.

Слава Давида и ревность Саула

1 Цар. 18

В награду за доблестный подвиг Саул доверил Давиду командование отрядом воинов. Сын Саула и наследник престола Ионафан с первой же встречи "полюбил Давида, как свою душу" (1 Цар. 18:3). В знак признательности он подарил ему свой плащ, тунику, лук, меч и пояс. Давид, несмотря на юный возраст, прекрасно справлялся с обязанностями военачальника. Слух о подвиге юного Давида быстро разлетелся по всему Израилю. Когда войско возвращалось с поля битвы, женщины, старые и молодые, выходили из городов и восторженно приветствовали победителей. Под аккомпанемент музыкальных инструментов они плясали и пели песни. И вот среди этих песен подозрительное ухо Саула услышало оскорбительный для него припев: "Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!" Мрачное подозрение запало в душу царя по отношению к юному герою, и он с обидой сказал окружающим его: "Давиду дали, десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства" (1 Цар. 18:78). Терзаемый ревностью и завистью, Саул потерял покой и опять начал бесноваться. Для успокоения духа царя позвали Давида. Юноша вошел к царю и стал умилительно играть на арфе. Но музыка на этот раз не помогала Саулу. В его душе горела злоба на Давида. Вдруг он схватил копье и метнул в Давида. Юноша в последний миг уклонился и копье вонзилось в стенку. Увидев, что Господь хранит Давида, Саул с этого времени стал бояться его и решил любыми средствами от него избавиться. С этой целью он назначил его командовать отрядами в тысячу человек и послал на войну с филистимлянами. Но юный военачальник и на этот раз шел от победы к победе, завоевывая все большую славу и любовь народа.