The Ascetic Word

Why do you grieve the Physician, not wishing to be healed? Why do you hide your wounds during your healing, and blame the Physician for not healing you? Are you given time to repent, and you neglect repentance? Why then do you blame the Lawgiver for sending death upon you for your neglect? Will you say to death: "Give me time to repent?" Like a snare, that hour will come upon you, and then terror will envelop your mind, and you will ask yourself: "How have my days passed in my absent-mindedness? But what is the use of thinking about this at the time of death, when it is no longer permitted for you to remain any longer in this world?

Therefore, take heed with your mind these words, so that the words of the Lord may touch your ears, if only you believe Him; and He said that on that day we would give an answer also about idle words (Matt. 12:37). And this word of the Lord is sufficient, if our minds are sober. And whoever does not understand what is written and does not listen to what is read, is like a pipe that receives water and does not feel that water flows in it.

Посему кто не станет плакать, кто не будет скорбеть, кто не придет в ужас от того, что Владыка вселенной и Сам и чрез рабов Своих, Пророков и Апостолов, проповедует и вопиет, но нет послушающих? Что же проповедуется ими? "Брак готов, говорит Он, упитанная Моя исколена (Мф.22:4). Жених со славою и великолепием восседает в брачном чертоге и с радостью принимает приходящих, дверь отверста, слуги изъявляют свое усердие. Пока не затворена дверь, спешите войти; иначе, останетесь вне, и некому будет ввести вас туда". И нет разумевающего; никто не прилагает старания; леность и заботы века сего, подобно цепи, связали ум. Божественные Писания и списываем мы правильно, и читаем правильно, а правильно их выслушать не хотим; потому что не угодно нам исполнять то, что в них повелевается.

Кто ж отправлялся в дальний путь без дорожного запаса? как хочется нам, оставив запас свой здесь, ничего не брать с собою в дорогу? Блажен, кто с дерзновением отшел ко Господу, неся не скудный свой запас. Вот и десять дев спять, и рабы куплю деют (Лк.19:13), в ожидании Владыки своего, зная, что приял Он царство, и идет с силою и славою многою, увенчать рабов Своих, которые сотворили добрую куплю на серебро, какое получили от Него, и истребить врагов Своих, которые не хотят, чтобы Он царствовал над ними.

Но как среди ночи, когда род человеческий погружен в сон, внезапно бывает с неба великий шум, и ужасные громы, и страшные молнии с землетрясением, и спящие приходят вдруг в ужас, и каждый припоминает дела свои, и добрые и худые, и поступающие худо, возлежа на ложах своих, ударяют себя в грудь, потому что некуда бежать, негде скрыться, нет времени покаяться в делах своих; земля колеблется, громы устрашают, молнии приводят в робость, глубокая тьма окружает их: так в оный час, подобно самой быстрой молнии, внезапно ужасающей всю землю, страшно вострубит с неба труба, пробудит спящих, восставит от сна усопших от века: небеса сии и силы небесные подвигнутся (Мф.24:29), и вся земля, как вода в море, восколеблется от лица славы Его; потому что страшный огнь предъидет пред лицом Его, очищая землю от оскверняющих ее беззаконий; ад отверзет вечные врата свои, смерть будет упразднена, а согнившая персть естества человеческого, услышав трубный глас, оживотворится. Подлинно, чудное это зрелище - во мгновение ока во аде, подобно множеству рыб, клубящихся в море, бесчисленное множество костей человеческих ходят вокруг, и каждая отыскивает составы свои; все воскресшие взывают и говорят: "слава Собравшему и Воскресившему нас, по человеколюбию Своему!" Тогда праведные возрадуются и преподобные возвеселятся; совершенные подвижники утешены будут за труд подвига своего; мученики, Апостолы и Пророки увенчаются. Блажен, кто сподобится увидеть в оный час, как со славою восхищени будут на облацех в сретение бессмертного Жениха (1Сол.4:17) все возлюбившие Его и старавшиеся совершить всю волю Его. Как здесь возрастил каждый крыло свое, так там воспаряет в горняя: как здесь очистил каждый ум свой, так и там видит славу Его, и в какой мере возлюбил Его каждый, в такой насыщается любовью Его. Удивится в оный час и первый Адам, видя великое и страшное, как от него и супруги его произошли неисчислимые народы и множество родов; но еще больше дивясь тому, что происшедшие от одного естества и от одной твари, иные наследуют царство и рай, а другие ад, прославит он Создателя Бога: слава единому премудрому Богу!

Увы, увы, возлюбленные мои! Что мне делать от стыда в оный час, когда окружат меня знакомые мои, которые, видя меня в этом образе благочестия, ублажали меня, между тем как внутренно полон я был беззакония и нечистоты, и забывал испытующего сердца и утробы Господа. Там действительный стыд, и жалок, кто там будет постыжден. Щедротами Твоими заклинаю тебя, о Человеколюбивый и Благий, не поставь меня на левой сторон с преогорчившими Тебя козлищами, не скажи мне: не вем тя, но по благоутробию Своему дай мне непрестанные слезы, дай сокрушение и смирение сердцу моему и очисти его, чтобы соделалось храмом святой благодати Твоей. Ибо хотя я грешен и злочестив, однако же непрестанно ударяю в дверь Твою; хотя я ленив и нерадив; однако же вступил по крайней мере на путь Твой.

Блажен, кто сподобится ее; но жалок, кто лишится ее.

Умоляю вас, возлюбленные, излейте за меня сердца свои и помолитесь о мне, припадая к благому и человеколюбивому и единородному Сыну Божию, чтоб сотворил со мною милость Свою, и избавил меня от множества беззаконий моих, и вселил меня в кругу селений ваших, в ограде благословенного рая, где был бы я в соседстве с вами - наследниками Его. Поелику вы чада возлюбленные, а я презренный пес, то бросьте мне крупиц от трапезы вашей, чтоб исполнилось на мне написанное: ибо и пси ядят от крупиц, падающих от трапезы (Мф.15:27).

Итак, возлюбленные, излейте за меня молитвы свои, и вместе приложим старание о жизни нашей. Ибо все преходит, как тень; возненавидим мир, и что в мире, и плотское попечение, и не будем иметь иного попечения, как только о спасении своем, как и Господь наш сказал: кая до польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою (Мф.16:26)?

Духовные купцы мы, братия, и подобны купцам мирским. Купец каждый день высчитывает прибыль и убыток; и если потерпел убыток, прилагает старание и заботится, как бы вознаградить потерю. Так и ты, возлюбленный, каждый день, и вечером и утром, тщательно размысли, до чего доведена купля твоя. И вечером, войдя в храмину сердца своего, рассчисли и спроси сам себя; "не прогневал ли я чем-нибудь Бога? Не сказал ли праздного слова? Не был ли беспечен? Не огорчил ли брата моего? Не оговорил ли кого? И когда пел устами псалмы, тогда ум мой не мечтал ли о чем мирском? Не возрождалось ли во мне плотское пожелание, и не с удовольствием ли занимался я им? Не уступил ли я над собою победу земным заботам?" Если потерпел ты от сего ущерб, то постарайся прибрести утраченное; воздыхай, плачь, чтоб опять не впасть в то же. А утром опять займись с самим собою и спроси: "как прошла эта ночь? Получил ли я в нее какую прибыль от купли своей? Бодрствовал ли ум мой вместе с телом? Лились ли слезы из очей моих? Не был ли отягчен я сном во время коленопреклонения? Не приходили ли мне на ум лукавые помыслы, и не занимался ли я ими с приятностью?" Если побежден ты был этим, то постарайся исцелиться, приставь стража к сердцу своему, чтоб не потерпеть опять того же. Если так будешь попечителен, то сохранишь в целости куплю свою; а таким образом соделаешься благоугодным Господу своему и принесешь себе пользу.

Будь же внимателен к себе, чтоб не вдаться тебе когда-либо в леность; потому что преобладание лености - начало погибели. Подражай пчеле, и всмотрись в дивную ее тайну, как с рассеянных по земле цветов собирает она свое произведение. Проникни мыслью своею на эту ничтожную тварь.

Подобно сему и ты, возлюбленный мой, будь, как пчела, и из Божественных Писаний собери себе богатство, и некрадомое сокровище, и предпошли оное в небо.

И земные князья, когда пожелает кто из них идти в дальнюю сторону, посылают вперед себя служителей с богатством своим, чтобы, пришедши на готовый покой, остановиться там. Так и ты, возлюбленный, предпошли богатство свое в небо, чтобы приняли тебя в обители святых. Не будь нерадив в продолжение сего краткого времени, чтоб не каяться нескончаемые веки.

Не слышишь разве, что говорит Господь нам: в мире скорбни будете (Ин.16:33)? И еще сказал Он: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк.21:19).