«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

The second part deals with the duties and responsibilities of parents for the proper upbringing of children and especially emphasizes the importance of parental example, this "silent edification" by parents of children, as well as the role of the mother in the family. The Elder also emphasizes that parental tenderness and love for children are the main prerequisites for their natural and normal development.

Третья часть тома посвящена детям. В ней идёт речь об их радостях и трудностях - от младенчества до зрелости, а также об их обязанностях перед родителями. Уважение и любовь детей к родителям - не только в детском, но и в зрелом возрасте - есть залог того, что они получат благословение Божие.

В четвёртой части Старец даёт читателям простые и практические советы о духовной жизни в семье. Эти советы помогают детям и родителям ежедневно опытно переживать Евангелие - независимо от того, находятся они дома или на работе. Старец говорит и о том, что работа, которой занимается человек, не должна мучить его постоянной душевной тревогой, но содействовать его духовному совершенству.

Пятая часть посвящена различным испытаниям, которым подвергаются люди в своей жизни. Старец подчёркивает то, какое [великое] утешение и силу Бог даёт людям, если они не просто терпят ниспосланные им испытания, но и славословят за них Бога. Болезнь, увечье, клевета - это благословения для человека, который уловил глубочайший смысл жизни. Переживаемыми страданиями человек расплачивается за свои грехи или же зарабатывает себе небесную мзду.

Наконец, в шестой части собраны ответы Старца на вопросы о том, как правильно относиться к смерти и как к ней готовиться. Старец разъясняет, в чём состоит истинное утешение людей, скорбящих о потере близких, и подчёркивает, насколько помогают усопшим заупокойные службы, молитва и милостыня, совершаемые об их упокоении. Просто и образно Старец рисует картину будущего Страшного Суда и вечной жизни.

Собранные в настоящем томе поучения Старца могут, с одной стороны, помочь подвизающимся мирянам с большой верностью продолжить свой "добрый подвиг" (ср. I Тим. 6, 12). С другой стороны, они могут разбудить совесть людей, мучающихся вдали от Бога, возжечь в них желание стать сознательными членами Церкви и радоваться в маленькой общинке своей семьи тому миру, который даёт духовная жизнь. Одновременно Старец подчёркивает, что в браке необходимо соблюдение всех заповедей Божиих, которые "тяжки не суть" (I Ин. 5, 3). К примеру, если один из супругов жертвует собственной волей и оказывает послушание другому, то он поступает так от любви и поэтому не чувствует себя угнетённым, но переживает сладкое утешение.

Возможно, современному человеку, привыкшему к "расхлябанным законам" нынешнего общества, некоторые суждения Старца Паисия покажутся максималистскими и невыполнимыми. Но, взглянув на слова Старца в свете Евангелия, читатель убедится, что они являются его точным, бескомпромиссным выражением. То, к чему всегда стремится Старец, - это совершенство во Христе. Однако его богопросвещенное пастырство долготерпит человеческую немощь и использует святоотеческую икономию[1], разумеется, не опускаясь при этом до компромисса с грехом. Примерами из жизни прошедших времён Старец помогает современному человеку понять, что Бог есть Бог Живой и "действуяй вся во всех" (I Кор. 12, 6). Он действует не только в будущей жизни как Мздовоздаятель, но и в жизни настоящей - как нежный, любящий Отец. Однако человек должен показать своё благое произволение и подъять свой малый подвиг. Немного потрудившись, мы многое принимаем. Подъять этот малый труд человеку необходимо - чтобы дать Богу "право вмешиваться" в его жизнь многой божественной помощью.