Conciliar Epistles

Пятая глава содержит наставления пастырям и пасомым, Апостольское благословение и заключительные приветствия.Пастырей Апостол увещает пасти стадо Божье, надзирая за ним не по принуждению, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божьим, но подавая пример стаду.Три основных черты истинного пастырства указывает здесь св. Петр:"Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно" — т.е. пастырь должен быть исполнен любовью к своему великому делу, должен чувствовать к нему призвание свыше, чтобы не быть наемником, а истинным пастырем, любящим своих духовных овец (5:2) [1];"Не для гнусной корысти, но из усердия" — это вторая черта доброго пастырства, которая называется бескорыстием. Это не то значит, что пастырь ничем не должен пользоваться от своих пасомых (см. 1 Кор. 9:7 [2], 13-14 [3]), а лишь то, что он не должен пастырствовать ради прибыли и личной выгоды, не должен вымогать деньги за свои труды;"И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду" — пастырь не может не иметь духовной власти над своими пасомыми, но эта власть не должна носить характера деспотизма и произвола, что возникает из самолюбия и гордыни. Истинный пастырь должен являть собой добрый пример своему стаду — тогда он легко, без принуждения, приобретет необходимый авторитет и духовную власть над ними (5:3) [4]. За такое доброе пастырствование Апостол обещает "неувядаемый венец" от Пастыреначальника — Христа (5:4).Пасомых Апостол призывает повиноваться своим пастырям и во всем проявлять смирение. "Также и младшие", то есть рядовые верующие, "повинуйтесь пастырям". "Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать"."Подчиняясь друг другу" значит, что каждый в своем положении должен подчиняться старшим, начальственным над ним лицам, и тем проявлять смирение, которое одно только привлекает на человека благодать Божью (5:5-7) [5].Апостол призывает к трезвению и духовному бодрствованию, указывая, что враг человеческого спасения диавол, "ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" — т.е. подобно свирепому льву, диавол, вечно дышащий ненавистью, стремится погубить всех неосторожных и легкомысленных. Противостоять ему надо прежде всего "твердою верою", ибо вера соединяет со Христом, Которого диавол боится (5:8-9).

Апостольское Благословение и приветствия 5:10-14

Заканчивает свое первое послание святой Петр благопожеланиями от Бога — быть твердыми, непоколебимыми в вере, передает привет от церкви в Вавилоне и от "сына своего Марка", и преподанием "мира во Христе Иисусе" (5:10-14). Именно этот Марк написал свое Евангелие со слов апостола Петра. пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия. ^ Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? ^ Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. ^ и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; ^ Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. ^

Первоначальное назначение, побуждение к написанию и цель послания

Как видно из 3 гл. 1 ст. этого послания [1], оно написано было тем же малоазийским христианам, как и первое послание. В этом втором послании Апостол Петр с особой силой старается предостеречь верующих от развратных лжеучителей, деятельность которых, по-видимому, стала еще более опасной, чем прежде. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает Апостол Павел в своих так называемых "пастырских посланиях" к Тимофею и Титу. Большое сходство в обличении этих лжеучителей мы находим также с обличениями Апостола Иуды. Оба Апостола совершенно одинаковыми чертами изображают погибельных и развращенных еретиков, лжеучение которых угрожало вере и нравственности христиан (сравни 2 главу послания святого Петра с посланием святого Иуды). Эти лжеучения имели свой корень в безнравственности и языческой гордости. Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл. ^

Время и место написания послания

Для определения этого могут служить слова святого Петра в 1 гл. 14 ст. этого послания: "Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне". Следовательно, послание это написано незадолго до мученической кончины святого Апостола Петра, последовавшей, как гласит предание, в 67 году. А так как это второе послание написано после первого, то его со всей вероятностью можно отнести к 65-66 гг. Последние годы своей жизни апостол Петр, по тому же преданию, провел в Риме, где и скончался мученической смертью вместе с апостолом Павлом. Отсюда естественно заключить, что второе послание Петрово написано в Риме. Это как бы его предсмертное завещание.

Подлинность этого послания

Второе послание апостола Петра в древнейшей христианской Церкви, по-видимому, не так было распространено, как первое, а потому высказывались сомнения в его подлинности. Его не было в сирийском переводе Пешито. Но указания и намеки на существование этого послания мы находим уже у таких Апостольских мужей, как святой Климент Римский, Ерма, Варнава, Поликарп. Ясные указания на него имеются у Иустина-мученика, Иринея и Феофила Антиохийского.По свидетельству Евсевия, Климент Александрийский писал даже толкование на это послание. Ориген прямо приводит это послание, не скрывая сомнений в его подлинности. В IV в. Евсевий помещает его в составе соборных посланий, причисляя его, впрочем, к спорным. Иероним в своем каталоге принимает это послание, как подлинное. Дидим Александрийский не сомневается в его каноничности. С IV века все сомнения в его подлинности прекращаются.Большая часть послания несомненно носит на себе отпечаток личности Апостола Петра, как и первое послание. Если же и есть иногда различие в языке, по сравнению с первым посланием, то оно не так значительно и легко может объясняться тем, что святой Петр, при простом своем образовании, не мог сохранять твердую и строго определенную печать слога во всех частностях и подробностях своих писаний. Общий же характер послания несомненно Апостольский и именно Петров.

Содержание послания

Второе послание Петрово имеет всего три главы со следующим содержанием:Первая глава: Надписание и приветствие (1-2). Восхождение по добродетелям (3-9). Убеждение в твердости указанием на кончину (10-15). О преображении Христовом (16-18). Ветхозаветное пророчество (19-21).Вторая глава: Лжепророки и лжеучители (1-3). Примеры божественного наказания (4-9). Подробнейшая характеристика лжеучителей (10-15). Пример Валаама (15-16). Продолжение характеристики (17-19). Горе им (20-22).Третья глава: Лжеучители и лжеучение о втором пришествии Христовом и конце мира с новым небом и новой землей (1-15). Апостол Павел (16). Последние наставления 17-18).

Первая глава

Первую главу можно назвать поучительной, вторую — предупредительной, а третью — пророческой.

Первая глава