Conciliar Epistles

Начало послания и весь его тон и характер дают понять, что оно написано после Евангелия от Иоанна Так, первые слова послания указывают на другое произведение того же писателя и даже выражения из него: "что было от начала, что мы видели и слышали, возвещаем вам" (1-З ст.).Об этом святой Иоанн изложил в своем Евангелии, а здесь как бы только напоминает для утверждения христиан в истинной вере. Вот почему издревле в Церкви утвердилось предание, что это послание написано святым Богословом спустя некоторое время после Евангелия, то есть, вероятно, в самом конце I-го столетия.Так как последние годы своей жизни святой Апостол Иоанн провел в Малой Азии и именно в г. Ефесе, где и окончил поприще своего земного служения, то несомненно и первое послание его написано в Ефесе.

Первоначальное назначение послания, побуждение к написанию его

По содержанию первого послания можно заключить, что назначалось оно для христиан малоазийских церквей, уже давно основанных и состоявших в значительном большинстве более из язычников, чем из обращенных иудеев (см. 1 Иоан. 5:21) [1]. Из содержания послания видно, что ко времени его написания чрезвычайно умножились в Малой Азии те утонченные гностические лжеучения, которые сменили собой и грубое плотское иудейство, и язычество, и против которых боролись уже святые Апостолы Иуда и Петр в своих соборных посланиях и святой Апостол Павел в своих пастырских посланиях.Опасность грозившая малоазийским церквам со стороны этих лжеучителей и побудила святого Апостола обратиться к ним с соборным посланием. На это есть ясные указания в самом послании (2:19-22 [2]; 4:1-3 [3], 5 [4] и др.).Эти лжеучители-гностики отвергали Божество Иисуса Христа и достоинство Его, как Спасителя мира, отвергали поэтому и действительность Его воплощения, кичились своей мнимой мудростью (2:3-4 [5], 29 [6]; 4:6 [7]), послабляли порокам (3:4) [8], утверждали, что знание дает человеку право на полную свободу, нравственный разгул и разврат, которому и предавались.Соответственно этому общий характер послания увещательный и обличительный, хотя прямой полемики и нет. Апостол имеет в виду ту же цель, как и в Евангелии — утвердить веру в Иисуса Христа, как Сына Божьего, чтобы все получили посредством этого жизнь вечную и были в Истине и Любви. Дети! храните себя от идолов. Аминь. ^ Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. ^ Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. ^ Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. ^ А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины ^ Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него. ^ Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения. ^ Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. ^

Содержание послания

Первое послание Иоанново состоит из пяти глав со следующим содержанием:Первая глава: Несомненная истинность благовествования о Слове жизни (ст. 1-4). Бог — свет (5). Общение с Богом и Христом (6-10).Вторая глава: Христос — умилостивление за грехи всего мира (1-2). Познание Его и общение с Ним, как со светом в любви (3-11). Возможность этого общения для всех (12-14). Любовь мира — противоположна Христианской любви к Богу (15-16). Последняя година, антихрист и антихристы (17-19). Истинное учение Христово, в противоположность антихристианскому (20-29).Третья глава: Сыны Божьи и дети диавола (1-10). Братская любовь к ближнему и ненависть (11-18). Успокоение сердца в Боге (19-22). Вера и любовь (23-24).Четвертая глава: Дух Божий и духи-обольстители (1-6). Любовь Божья и любовь к Богу (7-10). Любовь к ближним (11-12). Любовь к Богу и ближним (14-21).Пятая глава: Победа верующего над миром (1-5). Три свидетеля об одном на Небе и на земле (6-9). Внутреннее свидетельство верующего (10-13). Дерзновение верующего (14-15). Согрешающий брат (16-19). Бог истинен (20-21).

Экзегетический разбор первого послания Иоаннова

Первое послание Иоанново состоит из пяти глав со следующим содержанием:Первая глава: Несомненная истинность благовествования о Слове жизни (ст. 1-4). Бог — свет (5). Общение с Богом и Христом (6-10).Вторая глава: Христос — умилостивление за грехи всего мира (1-2). Познание Его и общение с Ним, как со светом в любви (3-11). Возможность этого общения для всех (12-14). Любовь мира — противоположна Христианской любви к Богу (15-16). Последняя година, антихрист и антихристы (17-19). Истинное учение Христово, в противоположность антихристианскому (20-29).Третья глава: Сыны Божьи и дети диавола (1-10). Братская любовь к ближнему и ненависть (11-18). Успокоение сердца в Боге (19-22). Вера и любовь (23-24).Четвертая глава: Дух Божий и духи-обольстители (1-6). Любовь Божья и любовь к Богу (7-10). Любовь к ближним (11-12). Любовь к Богу и ближним (14-21).Пятая глава: Победа верующего над миром (1-5). Три свидетеля об одном на Небе и на земле (6-9). Внутреннее свидетельство верующего (10-13). Дерзновение верующего (14-15). Согрешающий брат (16-19). Бог истинен (20-21).

Первая глава

В своем I-м послании святой Иоанн беседует с верующими, как отец с детьми, совершенно безыскусно, не следуя строгому порядку в расположении мыслей и часто повторяя одни и те же выражения. Поэтому трудно разделить содержание его послания на самостоятельные отделы. Для запоминания достаточно обозначить по порядку глав некоторые выдающиеся в них мысли, к которым прочие относятся, как соподчиненные.

Первая глава

Несомненная истинность благовествования о Слове жизни 1:1-4

Послание начинается удостоверением истинности благовествования "о Слове Жизни" и о целях этого благовествования, "чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение с Отцом и Сыном его Иисусом Христом", и чтобы "радость ваша была совершенна".Как в своем Евангелии, так и здесь святой Иоанн именует второе Лицо Пресвятой Троицы "Словом". Апостол свидетельствует, что будет говорить не о том, что знает только по наслышке, a o том, чему он сам был очевидцем, слышателем и свидетелем. "Да радость ваша будет совершенна" — о чем он писал ранее в своем Евангелии 15:11 [1] и 17:13 [2] (ст. 1- 4).

Бог — свет, общение с Ним через Сына Его 1:5-10

Здесь содержится чрезвычайно важное благовествование о Богочеловеке. Бог свет есть. Он — начало и источник всякого света, всего благого, всего справедливого и бессмертного! Он является всеистиной, всеблагом, всесправедливостью, всебессмертием и ни в коем случае не является и не может быть началом и источником зла, греха и лжи. Благая весть состоит в том, что Христос говорил и показал Своей жизнью, что поскольку Бог есть бесспорно и безусловно свет, то в Нем нет ни следа тьмы: никакой тмы. Где тьма в Богочеловеке? Где грех в Нем? Никто и никогда не укажет в Нем ни единого греха, поскольку Он был совершенно безгрешен. Тьма происходит от греха, а грех от дьявола, который является совершенной тьмой. Поскольку дьявол есть дьявол (греч. клевещущий), все, что в нем, является сущностью, противоположной Богу. Бог есть Свет, дьявол — тьма. Бог есть Жизнь, дьявол — смерть. Бог есть Истина, дьявол — ложь. Ведь Господь наш Иисус Христос как истинный Бог может сказать про Себя: Я Свет миру (Ин. 8:12), "Я — Свет жизни".Дьявол же может сказать противоположное: "я есть тьма миру", "я есть тьма жизни". Единственно из-за него мир, люди не могут увидеть смысл этого мира и цель жизни. Своей тьмой дьявол затмевает глаза людей, чтобы они не видели, что есть в сущности своей мир и что есть воистину жизнь. Если человеческие глаза могут видеть, то необходимо существует Христос. Только со светом Христа мы видим. Поэтому, если мы не видим, всуе имеем глаза.Апостол объясняет условия и законы, на которых зиждется общение с Богом: хождение во свете — "если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем" (ст. 5-6);общение друг с другом — "если ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха" (ст. 7);Исповедание грехов — "если исповедуем грехи наши",не сознаем только их, а именно исповедуемся в них открыто перед Богом и перед свидетелем Его, уполномоченным вязать и решить (Иоан. 20:22-23), то "Он... простит нам грехи наши" (ст. 8-9). "Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым", то есть отвергаем все учение Христово об искупительной жертве Его за грехи людей (ст. 10).Как Он является Светом, так и мы должны стать светом. Как Он во свете, так и мы — во свете. Как Он в Истине, так и мы. Все с Его вочеловечением стало нашим. Тот, Кто есть Вечная Жизнь, принес с небес на землю то, что есть с Ним и что существует по причине Его, и это есть не что иное, как вечная истина, вечная благость, вечная премудрость и все остальные вечные, совершенные и Божественные блага. И все их Он принес с небес на землю, чтобы они стали нашими. Ведь вечная жизнь становится нашей, если мы живем с Божественным и боговдохновенным благом. Если живем так, Божественные силы этих совершенных благ устраняют нас от всякого греха, очищают нас от всякой грязи. Понятно, что все эти совершенства составляют сущность Богочеловеческой Личности. Иными словами, это Его Кровь и Его Тело, и где Его Божественная Кровь, там и вся вечная жизнь. И как в Богочеловеке Его Кровь есть Его жизнь, то через Него и от Него и по причине Его — жизнь даруется и нам. Богочеловек — это Тот, Кто распространяет вечную жизнь в людях, и совершенство Его с их содействием соединяет их в новую общность, бессмертную, Богочеловеческую, вечную, в одно тело Церкви. Кровь Богочеловека Христа, которая изливается непрестанно, очищает от всякого греха и все объединяет, все сочленяет в Его Богочеловеческое тело. Его Пресвятая Кровь нас очищает, омывает и руководит к святости, к истине, к правде, к любви. И человеческая сущность просвещается, озаряется неописуемой чистотой и блаженством. Поэтому евангелист благовествует: Если же во свете ходим, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякаго греха.Спаситель пришел в наш мир, чтобы спасти нас от греха, о чем нам провозглашает непрестанно это благовествование. Однако, когда говорим, что не имеем греха, то делаем Бога лжецом. Зачем Он говорит, что пришел нас спасти от греха, когда мы не имеем греха? Он пришел в мир, потому что мы грешны. Признавая греховность нашу, мы признаем и нужду в спасении и освобождении от греха. Так слово Его в нас и слово Его есть Его Евангелие, Евангелие спасения. "Человекопоклонники" говорят: "Мы не имеем греха и, следовательно, не имеем нужды в Спасителе. Он не является для нас необходимым, поскольку нас не от чего спасать. Если мы имеем какой-либо недостаток, мы его ликвидируем посредством культуры, науки, просвещения и технологии. В целом Бог для нас не необходим". Так человекопоклонники расценивают Спасителя как самонадеянного лгуна и, соответственно, врага человечества.Обратим внимание, что св. Иоанн пишет это христианам, т.е. людям, которые уже были омыты от своих грехов в таинстве крещения. Прежние грехи прощены, но шрамы грехов остались, необходимо залечить и совершенно изгладить из себя все чуждое Богу. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. ^ Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. ^