St. John Chrysostom, Collected Works. Volume Six. Book Two

Об угождении богатым, какое многие оказывают им, и о корыстолюбии некоторых из них. О скупых, которых называют червями, так как они не уделяют ничего другим. О приобретении мудрости и о свободе; о том, что лучше быть бездетным, нежели иметь дурных детей, и что нет ничего сокровенного для Бога. О тварях, о создании человека и о че­сти, какой он удостоен. О даровании закона, о милосердии и раскаянии, о воздержании от сладострастия, о хранении тайн, о вредном стыде глупца; о раскаянии во грехах и нелюбостяжа­тельности, о мудром и безумном, о дерзкой дочери, о невни­мательности глупого, о твердом уме, о том, что не следует говорить неосторожно. О сокрушении во грехах, о том, чтобы не клясться, о мудрости. О жене злой и доброй, о купцах, о тех, которые выдают тайны; о тех, которые в лицо хвалят, а потом насмехаются; о прощении ближнему прегрешений его; о коварном языке, о том, чтобы давать в долг ближнему не получая процентов, и снабжать нуждающегося; о тщатель­ном воспитании детей, о рабах, о животных, о снах. О бо­ящихся Бога, о жертвах неправедных, о приношениях пра­ведных, о сребролюбии, о сластолюбии, о пьянстве. О том, что природный состав у людей один, но различие наклонностей производит то, что одни благословляются, а другие проклинаются. О врачевании, о том, что не должно слишком предаваться скорби; о том, что должно повиноваться закону и заповедям Божиим, о делах Божиих, о наказаниях, о человеческой жизни, исполненной многих бедствий и забот, о делах Божиих.

Обозрение книги пророка Исаии.

В ней содержится обличение израильтян, описание их бедствий, отвержение (Богом) жертвоприношений и призыв к лучшей жизни. Пророчество о Церкви и будущем мире. Обли­чение израильтян и будущая осада; обличение их роскоши и гордости; отвержение Израиля под образом виноградника. Про­рок укоряет начальников израильских в любостяжании и пьянстве и предсказывает опустошение; угрожает тем, кото­рые предпочитают ложных пророков истинным. Нашествие врагов. Пророк видит видение, в котором были очищены уста его. Царь сирийский вместе с израильтянами идет вой­ною на Иерусалим, и Исаия пророчествует о Христе, об опу­стошении Иерусалима и о нашествии Навуходоносора. Пророчество о верующих во Христа. О силе, гордости и погибели царя ассирийского. О верующих во Христа; о рождении Христа по плоти; о кротости верующих в Него. Пророк предсказывает о погибели Вавилона и иноплеменников. Погибель моавитян. Пророчество о Христе. Погибель Дамаска; бедствия израильтян и спасение их. Погибель Египта. Пророк иносказательным образом предсказывает народам, которые не веруют в Го­спода, бедствия и истребление их нечестия. Исаия получает по­веление ходить нагим. Война мидян и вавилонян против Идумеи и Аравии. Последняя осада Иерусалима Навуходоносо­ром. Предсказание Сомнану, строителю дома, о его погибели. Строи­тели дома, т.е. хранители имущества в храме, были из свя­щенников (Ис.22:15). Погибель Тира, и затем спасение его, и иносказательное пророчество о церквах. Погибель Вавилона от мидян и благодарность за нее Богу от пророка. Пророче- ство о верующих во Христа; о погибели диавола от Христа, о пришествии Христа во плоти; о вере во Христа. Пророк уко­ряет израильтян за то, что они, оставив надежду на Бога, возложили ее на египтян, и предсказывает им бедствия, а потом — благополучие. Здесь же содержится пророчество о Цер­кви Христовой, об обращении язычников ко Христу и об опу­стошении Иерусалима. Сказание о Церкви, которое в букваль­ном смысле относится к Идумее и Иерусалиму, но в пере­носном смысле — к отвержению иудеев и благоденствию Цер­кви Христовой. О делах Сеннахирима. Пророчество об Иоанне Предтече и о верующих во Христа. Изображение силы Божией; обличение израильтян за идолопоклонство и напоминание об оказанных народу благодеяниях Божиих. Об устройстве Церкви и о бессилии идолов. Пророчество о Христе и о верую­щих в Него. Пророк укоряет израильтян за грехи и гово­рит, что за непослушание их посланы на них бедствия. О вере во Христа; о том, что Бог оставит народ без жертвоприношений и не будет требовать служения посредством жертв. Пророчество о верующих во Христа. Обличение бесси-лия идолов и изображение силы Божией. Погибель Вавилона; обличение жестокосердия иудеев и пророчество о благоприятных обстоятельствах. Пророчество о Христе и утешение Иерусалима. Пророчество о Христе и апостолах. О рождении Христа по плоти, о страдании Его, воскресении и о множестве верующих в Него. Пророчество о Христе и вместе об израильтянах по буквальному смыслу, а по переносному смыслу — о верующих во Христа. Осуждение иудеев за идолослужение, отвержение по­ста их и указание на другой лучший пост. Далее обличение коварных дел их и замыслов, и пророчество о верующих во Христа. Пророчество о Христе, и об исцелениях души и тела, совершенных Им; об апостолах и прочих верую­щих в Него. О страдании Его. Исповедание пророка, как бы от лица народа, и обличение Господом неверия иудеев; при­нятие верующих в Него, и осуждение идолопоклонства иудеев. О верующих в Господа нашего Иисуса Христа из иудеев. Осуждение неверующих в будущую жизнь.

Обозрение книги пророка Иеремии.

В ней содержится предсказание израильтянам будущих бедствий от Навуходоносора. Обличение идолопоклонства израильтян и напоминание о благодеяниях Божиих им, и о бедствиях, которые они потерпели за то, что положились на египтян. Обличение бессилия идолов и осуждение самих израиль­тян за принесение в жертву людей, Обличение израильтян и указание на тяжесть, в сравнении с их преступлениями, пре­ступлений иудеев; предсказание израильтянам благоприятных обстоятельств, если они обратятся к Богу, и исповедание про­рока, как бы от лица народа. Нашествие вавилонян, плач пророка о будущем опустошении, и описание самого опустоше­ния. Порицания народу за то, что среди него не оказалось никого столь праведного, чтобы остановить гнев Божий, и обличение нечестия народа. О том, что Иерусалим будет разрушен Навуходоносором не до основания. Нашествие вавилонян и осуж­дение непослушания израильтян, не хотевших слушать про­рока. Обличение лжепроков, обольщавших народ, потому что когда Иеремия говорил, что будет война, — они говорили: нет, будет мир. Отвержение жертвоприношений, нашествие царя ва­вилонского и обличение неисправимой воли иудеев. Бог уве­щевает иудеев сделаться лучшими, и угрожает, что, если они не сделаются, то подвергнутся тем же бедствиям, как из­раильтяне; а Иеремии запрещает молиться о них. Отвержение жертвоприношений, осуждение иудеев за невнимательность и за человеческие жертвы, которые они приносили бесам. Предска­зание о том, что место, где стоит идол их, будет для них гробом и что некоторые из убитых даже не будут преданы погребению. Еще о нашествии неприятелей и плач Иеремии о не­честии иудеев. Осуждение иудеев, как необрезанных серд­цем; увещание — не служить идолам; плач как бы от лица народа о будущих бедствиях и обличение от Бога. Увещание израильтянам — слушать Бога; осуждение отцов их, и пред­сказание им будущих зол. Опять запрещается Иеремии мо­литься о них. Пророк плачет, подвергаясь козням иудеев в Анафофе, и по этому поводу предсказывает ожидающую их погибель. Иеремия получает повеление скрыть пояс и предска­зывает, что народ будет пресыщен и опьянен бедствиями. О бездождии. Пророку запрещается молиться о народе; Бог от­вергает всесожжения их и посты, и угрожает бедствиями лжепророкам, которые говорили, что несчастья не постигнут народ. Пророк умоляет Бога; но Бог говорит, что Он не послушает, хотя бы даже Моисей и Самуил ходатайствовали за них, и предаст их на меч и смерть, на голод и плен и на жертву всем бедствиям. Иеремия молит Бога об отмщении тем, которые поносят его, а Бог говорит ему: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим (Иер.15:19). Иере­мия получает повеление не вступать в брак, не плакать и не участвовать с израильтянами в обрядах при погребении умер­ших. Пророчество об апостолах и о Христе. Пророк предре­кает слова неверующих в Него и молится о наказании их; затем увещевает иудеев хранить субботу. Пророк посы­лается в дом горшечника. Иногда Я скажу, говорит Бог, о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его: но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, не искореню. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его (Иер.18:7-10). Эта глава полезна для обличения иудеев, когда они станут говорить, что Бог обе­щал им блага, потому что они, не уверовав в Господа на­шего Иисуса Христа, сами сделались виновниками своих бед­ствий. Далее пророк предсказывает о кознях иудеев против него и молится о наказании их за то, что они воздали злом за добро. Иеремия получает повеление взять глиняный сосуд и, засвидетельствовав злодеяния народа, разбить сосуд пред его глазами и сказать: так сокрушится Иерусалим! Когда Пас-хор посадил Иеремию в колоду, пророк предсказывает ему ожидающие его бедствия (Иер.20). Потом, негодует не по­рицающих его, молится о наказании их и проклинает день своего рождения. Царь Седекия посылает узнать от Иеремии, отступит ли от него Навуходоносор; а Иеремия говорит, что сам Бог будет воевать против иудеев и царя Седекии; если же народ захочет добровольно предаться Навуходоносору, то спасется, и царь не погибнет, если, оставив свое нечестие, за­хочет внимать повелениям Божиим. Пророчество против Иоакима и Иехонии и пастырей, и осуждение лжепророков. Иере­мия предсказывает иудеям благоприятные обстоятельства, на­роду, оставшемуся в Иерусалиме с Седекиею, предвозвещает под образом смокв нашествие Навуходоносора, и всем на­родам предвозвещает погибель под образом чаши. Пред­сказывает о разрушении Иерусалима. Священники берут Иере­мию и обрекают на смерть, но он избегает опасности. Про­рок получает повеление наложить на себя оковы и сказать по­слам иноплеменников, чтобы они советовали царям своим покориться Навуходоносору, потому что Бог угрожает смер­тью тем, которые не покорятся ему. Такое же увещание он предлагает и Седекии, и народу, и священникам. Но лжепро­рок Анания говорит против пророка Иеремии, утверждая, что священные сосуды будут возвращены, равно как и Иехония, сын Иоакима, брата Седекии. И сокрушил ярмо пророка. По­тому Иеремия посылается возвестить ему смерть в том же году, что и исполнилось. Иеремия предсказывает бедствия лжепроро- кам в Вавилоне, а народу продолжительный плен и буду­щее возвращение из плена. На это вознегодовал Самей и уко­рял священника за то, что он не запретил Иеремии произно­сить такие предсказания. Потому Бог угрожает Самею поги­белью. Далее утешительная речь к израильтянам. Иеремия указывает время, когда они возвратятся из Вавилона. Это было время Пасхи (Иер.31:8); и у Ездры можно видеть, что они возвратились в праздник опресноков. Таким образом, иудеи явно обличаются в заблуждении, потому что они еще ожидают описанных в этом месте благ, которые уже осуществились. Далее пророчество об убитых Иродом младенцах. Пророчество о новом завете. Иудеи до сих пор еще ожидают опи­санного в этом месте восстановления города, между тем оно уже совершилось тогда, когда они возвратились из Вавилона. Иеремия получает повеление купить поле своего дяди, и, купив, говорит: город предан, а Ты повелеваешь купить поле? Бог отвечает ему: настоящие бедствия посылаются за грехи народа, но настанет время, когда город снова населится. Иеремия пред­сказывает Седекии, что он будет взят в плен, и обли­чает тех, которые, отпустив на свободу рабов, снова пора­ботили их, и угрожает великими бедствиями. Он повеле­вает сыновьям Ионадава построить дом; но они отказываются. Иеремия получает повеление написать все, что он пророчество-вал об израильтянах, для того, чтобы иудеи, услышав снова об ожидающих их бедствиях, убоялись хотя этого. Он по­ручает сделать это Варуху; и он сделал. Написавши, он прочитал иудеям. Когда услышали об этом начальники, то донесли царю Иоакиму. Тот, взяв книгу, сжег ее. Тогда Иере­мия получает повеление написать другую такую же книгу, и предсказывает царю бедствия за такой дерзкий поступок. Про­рочествует о взятии Иерусалима. Иеремию берут и заключают в темницу; когда он был вызван оттуда Седекиею, то гово­рит ему, что он будет взят в плен, и просит о себе, чтобы его не отсылали снова в темницу. Но начальники схва­тили его и бросили в грязный ров. Его вывел оттуда Авде­мелех. Когда царь опять позвал его к себе, пророк пред­сказывает ему спасение, если он захочет добровольно выйти к врагам; а если не захочет, то погибнет весь город и его самого постигнут великие бедствия. Так как царь не согла­сился выйти, то неприятель пришел, и город был взят с Седекиею. Вельможи Навуходоносора отнеслись к Иеремии благо­склонно. Авдемелеху пророк предсказывает спасение. Полу­чив от архимагира позволение идти, куда угодно, Иеремия идет к Годолии, которого Навуходоносор поставил начальником над оставшимися в Иудее. К Годолии собрались рассеяв­шиеся по селам иудеи. Измаил убивает Годолию и некоторых других и взяв с собою народ, собравшийся к Годолии, ухо­дит в страну аммонитскую. Когда же увидел его Иоаннан, один из начальников, преданных Годолии, то Измаил убежал только с восемью человеками, и начальство над наро­дом принял Иоаннан. Иеремию просили, чтобы он помолился о них Богу; он советовал им не ходить в Египет, потому что Бог угрожает смертью, если они переселятся туда, но не убедил их. Когда они дошли до Тафнаса, Иеремия убеждает их не покланяться идолам. Так как они противоречили, то он предвозвещает им великую гибель и царю египетскому предсказывает погибель Египта; говорит также о погибели и других иноплеменников, моавитян, аммонитян и идумеев, Дамаска и Елама, о погибели Вавилона и возвращении иудеев оттуда. Говорит, как взят был Иерусалим и как после бесчестия была оказана честь Иоакиму, который добровольно сдался Навуходоносору с своею матерью.

Обозрение книги пророка Иезекииля.

            Пророк созерцает видение херувимов и получает от Бога повеление говорить израильтянам. Переносится Духом к пленникам и побуждается Богом безбоязненно и усердно воз­вещать нечестивым и праведным путь к жизни и напоми­нать заповеди Божии. Получает повеление затвориться в доме и предвозвестить осаду Иерусалима под образом кирпича и сковороды. Также получает повеление проспать известное число дней на одном боку и тем возвестить предстоящие народу бед­ствия в плену. Предсказывает под образом хлебов, приго­товленных на коровьем помете, и посредством разделения своих волос — смерть и рассеяние народа. К этому присоеди­няет предсказание об опустошении города и истреблении идо-лов. Созерцает беззакония и идолослужение народа. Затем го­ворит о доживших до погибели города. Опять видит херуви­мов и предсказывает бедствия городу. Говорит о верующих во Христа. Затем предсказывает пленение народа при Седе­кии и ослепление самого Седекии Навуходоносором. Говорит, что эти бедствия постигнут их не спустя долгое время, но скоро. Угрожает лжепророкам, и бедствия, каким подверг­нется народ, называет неотвратимыми, так что ни Иов, ни Даниил, ни Ной не могут спасти сынов его. Возвещает окон­чательную погибель иудеев под образом виноградной лозы. Изображает первоначальное безобразие народа, пока Бог не сделал его Своим, и красоту народа после того, как Бог сделал его Своим; затем — его идолослужение и постигший его за то плен. Показывает глубину его беззаконий, чрез срав­нение с Содомом и Самариею, хотя беззакония эти и сами по себе велики. Блага же, которые он предсказывает, в словах: Я восстановлю союз Мой с тобою (Иез.16:62), можно относить к верующим во Христа. Предсказывает нашествие Навуходоно­сора. Отвечает тем, которые говорили: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина (Иез.18:2). О матери царя Се­декии. Говорит старейшинам о беззакониях отцов их. Слова: на Моей святой горе, на горе высокой Израилевой, — говорит Господь Бог, — там будет служить Мне весь дом Израилев, — весь, сколько ни есть его на земле; там Я с благоволением приму их, и там потребую приношений ваших и начатков ваших со всеми святынями вашими (20:40). Эти слова можно относить к верующим во Христа. Пророчество о Фемане, об Израиле и сынах Аммона. Изобра­жаются беззакония и грехи Израиля, и священников, и началь­ников, и лжепророков. Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел (22:30). Об идолопоклонстве народа израильского в Египте и в по­следующее время и о бедствиях; о том, что им не позволено будет даже плакать о приключающихся бедствиях. Говорит против аммонитян, и идумеев, и других иноплеменников, и Сора, под именем которого разумеют Тир. Предсказывает великие бедствия властителю Тира и Сидона, Египту и царю египетскому. Угрожает стражу народному, если он не будет предвозвещать народу, для которого поставлен стражем, о на­сылаемых от Бога бедствиях. Говорит, что нечестивый не погибнет за прежние беззакония, если обратится и станет де­лать угодное Богу, а праведный не спасется за прежние правед­ные дела, если, изменившись, сделается нечестивым и непра­ведным. К пророку пришел некто с известием, что Иеру­салим взят; при этом пророк обвиняет иудеев за то, что они не внимают предсказаниям пророков. Пророчествует и против пастырей израильтян и обещает, что им дан будет один пастырь, что и сбылось при Зоровавеле; между тем бес-стыдные иудеи утверждают, что и этого еще не было; но это сбылось, как я сказал, при Зоровавеле. Пророчествует про- тив идумеев и возвещает израильтянам благоприятные об­стоятельства, которые Бог обещает иудеям не потому, чтобы они были достойны, но чтобы имя Его не бесчестилось. Пророк приводится на поле и произносит пророчество над сухими ко­стями. Пророчествует и о Зоровавеле, что он один будет начальником иудеев. Это можно разуметь и о Господе нашем Иисусе Христе. Пророчествует о Гоге и Магоге, которые напа­дут на иудеев, по возвращении их из Вавилона, но будут побеждены. Некоторые разумеют это в иносказательном смысле о Церкви, и о диаволе, и о гонениях, которые в разное время воздвигаемы были нечестивыми царями. Предсказывает о построении храма и восстановлении законного богослужения, чего также еще ожидают иудеи; но это сбылось при Ездре и Зоро­вавеле. Предсказывает о построении города и о воде, которая мало-помалу вытекает и прибывает; все это можно относить к обращающимся ко Христу, которые были мертвы, прежде нежели уверовали, и ожили, когда уверовали.

Обозрение книги пророка Даниила.

Избираются Даниил и его друзья, поручаются начальнику евнухов, питаются семенами и, представленные царю, оказы­ваются мудрейшими из всех. Навуходоносор видит сон и приказывает умертвить волхвов, которые не могли открыть и истолковать его. Даниила и его товарищей, подвергавшихся опас­ности, Бог спас, открыв самому Даниилу тайну сна. Приве­денный к царю, Даниил рассказывает сон и объясняет его. Камень, отсеченный без содействия рук, есть Христос, а то, что он отсечен без содействия рук, означает, что Христос родился от Девы без мужа. Навуходоносор, поставив исту­кан, повелевает всем поклоняться ему, и трех отроков не­ поклонившихся ввергает в печь. Когда же люди, находив­шиеся у печи, были убиты, а отроки прославляли Бога, то царь, вызвав их и увидев невредимыми, удивился силе Божией, почтил отроков властью над иудеями, и дал повеление каз­нить всякого, кто будет хулить Бога. Навуходоносор видит сон, и когда мудрецы вавилонские опять не могли истолковать его, Даниил изъясняет его и советует царю искупить свои беззакония милостынею. Спустя немного времени, сон сбылся и Навуходоносор прославил Бога. Когда, по приказанию царя Валтасара, сына Навуходоносорова, принесены были священные сосуды, и пиршествовавшие пили из них, явилась кисть руки и начертала на стене письмена, которые мудрецы вавилонские не могли прочитать; а Даниил прочитал и объяснил, и за то облекли его в порфиру, надели на него золотую цепь и про­возгласили его третьим начальником в царстве. Дарий Ми­дянин, приняв царство и поставив Даниила главным началь­ником, принужден был начальниками и сатрапами издать указ, что всякий, кто в течение тридцати дней станет просить чего-нибудь у какого-нибудь другого человека или у бога, а не у царя, будет ввержен в ров, наполненный львами. Когда это состоялось, то они, заметив, что Даниил молится Богу, об­виняют его и принуждают царя ввергнуть его в ров. Царь ввергнул его туда, но когда пришел и нашел его невреди­мым, то вывел его изо рва, а тех, которые ввергли его, по­губил вместе с их женами, отдав их львам. В то же время он издал указ, чтобы все боялись Бога. Даниил ви­дит видение о зверях, под образом львицы — царство асси­рийское, под образом медведицы — мидийское и персидское, под образом рыси — македонское, под образом четвертого зверя — римское. Пророчествует о Христе и о нечестивом Ан­тиохе, потому что он есть тот малый рог, который вытеснил три прежние рога. Предсказывает, как Александр Македон­ский разрушит царство персидское, разумея под овном царя персидского, а под козлом — Александра Македонского. По­следнее видение, рассказанное в этой книге, видение о царице южной описывается, как говорят, в книге Маккавеев. Да­ниил сокрушает Вила и умерщвляет дракона; опять ввер­гается в ров и остается невредимым, а виновников того, что он был ввержен, самих бросают в ров, и львы по­жирают их.

Книга пророка Осии.

Пророк получает повеление взять себе женою блудницу и рождаемых от ней детей назвать: нареки ему имя Изреель, потому что еще немного пройдет, и Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева, и положу конец царству дома Израилева (Ос.1:1). Обличает народ в прелюбодеянии, предсказывает ему бедствия, а после бедствий некоторое благополучие. Слова: заключу в то время для них союз с полевыми зверями и обручу тебя Мне в верности (Ос.2:18,20) можно относить к верующим во Христа. Опять получает повеление взять жену прелюбодейную, в знак погибели иудеев, и обличает их, и народ и свя­щенников, во многих и тяжких грехах; обличает их и в пьянстве, и в прелюбодействе, и в гневливости. Осуждает их за то, что они, оставив надежду на Бога, надеялись на ассириян и полагались на египтян, и предсказывает им наказания. Говорит, что Ефрем, сделавшись сильным вслед­ствие полученной им помощи, не надлежащим образом во­спользовался своим благоденствием. Бог указывает на Свою заботливость об израильтянах и на их неблагодарность к Нему и предсказывает им несчастья.

Книга пророка Иоиля.

Пророк говорит о погибели плодов земных и убеж­дает умилостивлять Бога. Предсказывает нашествие царя ассирийского, и затем возвещает некоторые блага. Предска­зывает о ниспослании апостолам языков. Пророчествует о погибели язычников, случившейся после возвращения из Вавилона при Зоровавеле. Впрочем, это место имеет и ино­сказательное значение.

Книга пророка Амоса.