St. John Chrysostom, Collected Works. Volume Six. Book Two
Об Иосифе и целомудрии. Златоуст, т.6, ч.2.
Об Иосифе и целомудрии
Кормчие среди бурного моря, когда ни материк, ни горы, ни холмы, ни мысы какие-либо не помогают им определить положение, обращают свои взоры к некоторым звездам и, по ним направляя свое судно, продолжают благополучное плавание. А ученики Церкви, обуреваемые морем этой жизни, не к звездам каким-либо обращают свои взоры, но, к отцам своим устремляя духовные очи и им последуя с любовью душевною, достигают той же самой (что и они) пристани небесного царства. Потому-то конечно и Господь наш в священных книгах раскрыл жизнь их, чтобы не только, слушая о них, мы похваляли, но чтобы и поревновали подражать их жизни. Зная, что естество людей по природе своей стремится к добру и всегда из честолюбия стремится к лучшему, как бы в качестве некоторых украшений предложил подвиги отцов, чтобы каждый из вас уготовлял себя на какой пожелает подвиг. Итак, лучшим уроком терпения является жизнь блаженного Иова, незлобия — жизнь Моисея, крепости — Давида, поста и молитвы — Даниила, целомудрия — Иосифа и блаженной Сусанны. Прилична и пригодна для юношей жизнь Иосифа, а для юниц, особенно для проводящих брачную жизнь, добродетельный подвиг блаженной Сусанны: ведь у тех и других борьба равносильная. Один из целомудрия поборол страх пред госпожой, другая из любви к целомудрию презрела смертоносные угрозы старцев. Но прежде нам должно описать жизнь блаженного Иосифа, так как он древнее, а потом и жизнь блаженной Сусанны. Итак, блаженный Иосиф, происходивший от благородных родителей, будучи еще молодым, с едва пробившимся пушком на щеках, с прекрасной наружностью, похожей на розу, расцветающую на золотистом подбородке, с зрачками глаз, напоминающими весенние фиалки, с белыми как молоко зубами, пунцовыми губами, с густыми бровями, простирающимися под челом, цвета лилий. По зависти братьев он продается, как им казалось, в рабство, а как Богом было предрешено — на царство; его вели в Египет отроком, почти слабым ребенком, купившие его еще не видели богатства его добродетелей и не подозревали, что добродетель воздержания доставит ему господство над всем Египтом и что вся страна будет спасена им от голодной смерти. И вот приводится он в Египет и продается вторично и тем не менее ни разу не порабощается. Конечно, свободный по духу, хотя бы тысячу раз был продан, никогда не делается рабом; напротив того, кто имеет нрав раба, хотя бы тысячу раз освобождался, никогда не получит свободы, потому что кого собственный характер не освобождает, того безчисленные хартии и чернильные расписки освободить не могут. Итак, ведется в Египет, продается в египетский дом, делается любимцем своего господина, приобретает расположение госпожи. Но любовь господина была добрая, а госпожой овладела нечистая страсть. Тот любил его за его честность, а она воспылала к нему как к орудию наслаждения; и по мере того как тянулось время и его красота расцветала, с тем вместе возрастала ее постыдная страсть и огонь любви пожирал ее сердце тем сильнее. Стараясь обольстить юношу, она пускала в ход все обычные средства для обольщения юных взоров, расцвечивая лицо свое как какой-нибудь луг, натирая щеки румянами, а лоб белилами, и подводя глаза чернью, украшая шею свою и руки золотом, и свои роскошные одежды, пропитывая различными благовониями; одним словом, приготовлена была пагубная ловушка для всех чувств, как она думала, чтобы обольстить юношу, (чаруя) его взоры видимыми украшениями, слух ласками, а обоняние, раздражая благовониями. Но посмотри же, каково мужество этого благородного борца! И я думаю, что Бог попустил юноше подвергнуться искушению, чтобы вместе и скрывающуюся в юноше добродетель обнаружить, и церкви дать в его жизни величайший урок, так как нет никакого блага от отцов, которое не утвердил бы Бог как способ, носящий урок для жизни. Итак, смотри у меня на мужество этого благородного, сколь многое против него сражалось: собственная юность была против него, похоть бушевала внутри, а жена снаружи нападала, обольщая обещаниями и увлекая лестью; подсылаемые женщины подстрекали его и лесть щекотала и слух и чувство его, — но ничто из всего этого не могло одолеть его. Ни ее ласкам он не поддавался, ни ее обещаниями не увлекался, ни угрозам не уступал, и не предавал богатства добродетелей, но все члены тела своего обуздывал целомудренным помыслом. И после того как всеми этими средствами, находившимися в ее распоряжении, она не могла обольстить юношу, лично сама в какой-нибудь комнате тайно и силою она хотела увлечь его на безпорядочное ложе. Нужно было видеть это величайшее зрелище, не земное, но небесное. Иосиф боролся против угрожавшего искушения, поприще было раскрыто, борьба совершалась, труба звучала, распорядитель борьбы свыше смотрел на состязание и лики ангелов внимательно следили за ней; снизу бесы предлагали награды египтянке, а сверху ангелы увенчивали Иосифа венками; именно египтянке содействовали бесы, а ангелы принимали сторону Иосифа. Велика была борьба, — кто кого победит; ангелы очень заботились об Иосифе, чтобы благовония женские как-нибудь не вскружили голову юноше, или мягкие одежды, или взоры, или внешний вид, или походка, или слух или ласка, или обольщения не ослабили юношу; велика была забота для ангелов, велики были надежды у бесов. Иосиф боролся из-за венца, египтянка сражалась из-за стыда; один — о жизни, другая — о смерти. И что говорилось египтянкой? С одной стороны — обольщения, с другой — угрозы; угрозами она хотела устрашить юношу, а обольщениями очаровать. Угрожая, она говорила: "я — твоя госпожа, ты куплен на мои деньги; с этою целью я тебя и купила; если ты будешь противоречить, тебя ожидают узы и темница, и затем неизбежная смерть; если же послушаешься меня, почести, награды и власть над всем моим домом — все будет в твоих руках. Ты боишься обличения? Ничего не узнают ни муж, ни домашние, положись на меня, согласись со мною — и ты будешь господином всего". Услышав это, Иосиф сказал египтянке: "о, женщина! Я никогда не был рабом: ведь я сын благородных родителей: Авраам и Исаак, беседовавшие с Богом, мои деды, а Иаков, боровшийся с ангелом, мой отец, почему и я смело борюсь с тобой. Я продан тебе по зависти братьев, но имя раба ничем не может повредить благородству моей души. Ведь нередко завистливая туча, набежав, помрачает не надолго светлые лучи солнца, но не производит совершенной тьмы, потому что тотчас разгоняется силою солнечных лучей; точно также и имя раба не потушит сияния моего благородства, потому что спустя немного оно будет рассеяно блеском моего нрава и во всем Египте просияет красота моего благородства. Я куплен тобою — согласен, не отрицаюсь: я и исполняю подобающую мне службу. Я не обманывал тебя, не вредил тебе, не поступал против чести, — чужд коварства, хитрости, безпорочен: ни в чем ты меня обвинить не можешь. И теперь ты принуждаешь меня совершить безумное дело и тайно нашептываешь мне, как змея, думая обольстить меня и смертоносными угрозами склонить к желаемому тобою делу невоздержания? Не обманывайся, госпожа, не смотри на мою юность; может и молодой мех заключать в себе старое вино и новая оправа содержать в себе старинный жемчуг. Ты считаешь меня молодым зеленым побегом, но посмотри на древность моего корня. На вид по природе я очень молод, но сердце мое застарело в исполнении закона. Не обманывайся, жена, ты не победишь мой добродетели, ты не победишь Иосифа, сына Иакова, того Иакова, который еще во чреве матери послужил запинанием для своего брата и потом был в состояния бороться с ангелом: не обманывайся, я борюсь так же, как и отец мой. Напрасно ты думаешь соблазнить меня обещаниями. Что ты можешь, скажи мне, обещать мне столь же великое, как целомудрие? Какое царство может превзойти его, какое сокровище может с ним сравняться? Ты не знаешь, что целомудрие есть небесное приобретение, удел ангелов, дар Божий? Оставь при себе твои обещания: твои почести только обесчестят меня; почет, который ты обещаешь, есть начало стыда; твое золото — порождение земли и добыча тления. А мое золото — порождение Бога, вечное растение.
Какими глазами будешь ты смотреть на своего мужа, изменить которому теперь готова? Какие объятия раскроешь тому, которого убить хотела? Какими речами будешь ублажать того, чье ложе, насколько от тебя зависело, ты осквернила? Вспомни, что ты ему обещала: как ты обещалась хранить верность ему и целомудрие, как клялась любить его больше самой себя. Подражай, жена, горлице; она, соединившись с одним супругом, с другим уже не сочетается; и если случится, что самец ее сделается добычей ястреба или попадет в когти орла, она не отдается другому самцу, но остается ждать всегда любимого и умирает от тоски по нем. И страх Божий, и закон евреев, и чистота жизни древних — все научает тебя, жена, подражать ей". Сказав это и увидев, что она все-таки с безстыдством держится за его одежду и объята пламенем страсти (потому что страсть еще более разгорается, когда не может овладеть предметом желания), как мужественный борец, сбросивши одежды свои и ее вместе с одеждами почти повергнув на землю, обнаженный бежал от грязного преступления. Целомудрие восторжествовало над страстью: египтянке остались листья невоздержания, а сын Иакова унес плод правды. Торжество на небе сопровождало победу Иосифа: радовались ангелы, плакали бесы, увенчивался Иосиф, предавалась позору египтянка. Но ее раздражила эта победа, и она обращается к извету, клевещет своему мужу на Иосифа, приписывая ему намерение опозорить ее. "Зачем, говорит, ввел ты сюда молодого еврея потешаться над нами?" Негодует муж и бросает его под стражу. Необходим, конечно, был светильник для сидевших во мраке, питатель для голодных, утешение для обуреваемых, врач для изнемогающих. В эту же темницу ввергаются и два евнуха фараоновы; они видят сны и не могут уразуметь их; обращаются к Иосифу; он разъясняет их значение. Евнухи извлекаются из темницы: на них оправдывается все, что предсказал Иосиф. Видит сон сам фараон; истолкователя нет; евнух вспоминает об Иосифе; выводят его из темницы. И заметь, какая тайна: из-за сна он был продан, из-за сна и освобожден. Что же дальше? Он изъясняете фараонов сон, царь оценивает остроту его ума и освобождает его для управления царством, вверяет ему власть над всем Египтом. Вступив во власть, Иосиф во время голода благодетельствует всем — и туземцам, и иноземцам, и врагам, и друзьям, и пришельцам. Приходит в Египет его отец; вместе с отцом кланяется ему и его мать. Хотя она и умерла во время пути, но, тем не менее, в лице мужа поклонилась и она: ведь муж и жена одна плоть. Приходят и братья его — одиннадцать, кланяются ему, — так и исполнилось видение, какое видел Иосиф: солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне (Быт.37:9). Почему одиннадцать? Потому что Иуда удавился; ведь проданный Иосиф был прообразом Христа, проданного Иудой. Видишь, как он был оправдан целомудрием, как за целомудрие царствует на небесах? Все это сказано нами, чтобы и вы подражали его жизни, воздавали Богу ту же самую славу. Нужно нам сказать и о блаженной Сусанне, тем более, что мы уже обещались; но так как лучше отпустить слушателей тогда, когда они готовы послушать, чем тогда, когда от пресыщения у них явится отвращение, то оставим беседу об этом до другого дня, если будет угодно Богу, теперь же поспешим к таинственной чаше, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
О Сусанне
О Сусанне. Златоуст, т.6, ч.2.
О Сусанне
Охотно исполняем свой словесный долг пред вами: хотя и не все, что должны, но отдадим, сколько имеем. Наше усердие готово отдать и более должного, но встречает препятствие в бедности слова, почему согласно обещанию отдаем вам вместо многого немногое. Впрочем, если кто из вас самое малое из нашей беседы захочет сравнить с усердием нашего сердца, то в сравнении с долгом не найдет здесь недостатка, так как усердие наше восполнит то, чего недостает в словах. Ведь и Бог, когда видит ничтожные жертвы бедняка и щедрые блага, принимает их с равною честью, а часто даже приношения бедняка ценит выше, потому что взирает не на сумму денег, а на усердие сердца. Доказательством сказанного является рассказ о бедной вдовице, положившей две лепты в церковную сокровищницу: в очах Господа ее ничтожная жертва была гораздо ценнее, чем жертвы богачей, бросавших золото, так как Бог не нуждается в деньгах, но (ищет) искреннего и чистого сердца. Вот и мы из глубины искреннего сердца, как бы в живые сокровищницы Божии, ввергая данное нам от Бога слово, заплатим вам долг слова. Помню, я обещался вам поведать для общего назидания о подвиге целомудрия блаженной Сусанны, обещался именно вчера, когда пред нами Иосиф боролся с египтянкой и явил нам подвиг целомудрия. Вот и Сусанна пусть выступит на этом всенародном зрелище, где и Бог, и ангелы, и мужи, и жены смотрят; пусть выступит и преподаст нам урок, как юнейшим из жен нужно за целомудрие бороться до смерти. Конечно, эта блаженная Сусанна, будучи благородного происхождения, от младых ногтей пребывавшая в домашних покоях, прекрасная по красоте и усвоившая себе чистые нравы, когда красота ее юности расцвела, была обручена к сопряжению законного брака.
Ведь большая часть грехов у нас порождается чувствами души. Наша душа, как бы девица в каком-нибудь чертоге, спокойно пребывает в центре сердца, а за нею подобно служанкам ухаживают пять чувств. Какие чувства? Зрение, вкус, обоняние, слух и осязание. И вот, если никакое чувство не портится и не заблуждается, то и душа сохраняет свою чистоту и невинность; если же случится, что зрение, оставшись без кормчего, уязвится видом юношеской красоты и сильный порыв страсти посредством глаз проникнет в сердце, тотчас душа, объятая бурею похоти, утопает во грехе, ее целомудрие терпит крушение со всеми его последствиями. Подобное крушение испытал Давид и так изобразил его: вошел во глубины морские, и буря потопила меня (Пс.68:3). Подобным образом и слух, если поддастся чарам благозвучия, то, склонивши к ним мысль всецело, увлекшись блудными песнями, ниспровергает душу. Вкус, объядением и многим вином располагаемый к пьянству и сладострастью, развращает душу. Обоняние, будучи связано излишними благовониями юношей, вместе с собою увлекает к падению и душу. Итак, душа, — подобно тому, как иная дева подпадает влиянию глупых служанок, — пленяется чувствами, предаваясь греху невоздержания. А грех, овладевши всеми чувствами, подобно вору тайно проникает в тайники сердца, а затем, проникнув, совершенно обнажает его от залога целомудрия и обкрадывает. Но конечно та блаженная охраняла свои взоры, вид, походку, слух, взгляды, обоняние, вкус, осязание, и была в полном смысле, по словам премудрости, запертый сад, заключенный колодезь (Песн.4:12). Именно виноградник, которого никто не может обобрать, напоминала блаженная, источавшая ароматы целомудрия, и была похожа на источник, запечатленный верою, из которого никто из беспорядочных не мог похитить красоты целомудрия. Страстью к ней воспылали двое из народных старейшин, иже мняхуся управляти паствой, и каждый из них, снедаемый пламенем страсти, стыдился открыть другому тайный огонь сердца. И вот однажды каждый из них тайно от другого пошел подсматривать за Сусанной; встретившись и испытавши друг друга, они признались друг другу на счет причины, по которой они пришли сюда; тогда, составивши союз на греховное дело, они старательно обсудили злой умысел и стали выжидать время, когда могли застигнуть Сусанну наедине. Случилось, что в один день Сусанна по обычаю вышла в сад мужа, чтобы выкупаться по случаю жары; и когда она послала служанок, чтобы они принесли мыло, тотчас старцы кинулись к ней, схватили ее, как волки овцу, желая утолить огонь похоти, и Сусанна одна оказалась среди двух львов, никто не мог помочь ей, ни служанка, ни раба, ни ближний, ни друг, ни сосед, — если бы не наблюдал за этим свыше Бог, этот незримый Свидетель, который мог, конечно, в самом начале воспрепятствовать покушению старцев, но попустил быть борьбе, чтобы обнаружить скрытую добродетель и целомудрие Сусанны и разоблачить невоздержание старцев, а вместе с тем женам дать величайший урок в великом подвиге Сусанны. Велика была битва, великое состязание предстояло Сусанне, большее, чем Иосифу. Ведь тот, будучи мужем, боролся с одною женщиною, а эта, будучи женою, имела противниками двух мужей. Великое это было зрелище и удивительное: женщина сражалась против двух мужчин, — но еще более замечательным покажется оно, если вы обратите внимание на то, где совершилось нападение: в саду, где и змей обольстил Еву. Итак, когда все было готово для борьбы, отверзлись небеса, прозвучала труба, открылась арена; распорядитель борьбы свыше следил за состязанием и лики ангелов приникнув наблюдали; змей действовал в беззаконниках, а вера в целомудренной жене. Та и другая сторона очень заботилась о победе: старцы о том, чтобы не потерпеть поражения от женщины, а Сусанна — чтобы не погубить свое целомудрие; тем демоны приготовляли награду за победу, а Сусанне ангелы готовили награду за целомудрие, Держат Сусанну беззаконники и прежде всего на словах состязаются с нею. Что же они говорят? Мы — старейшины народа, нам вверен закон, мы имеем власть вязать и решить. Здесь никто не увидит: вот, двери сада заперты и никто нас не видит, и мы имеем похотение к тебе, поэтому согласисьс нами и побудь с нами. Если же не так, то мы будем свидетельствовать против тебя, что с тобою был юноша, и ты поэтому отослала от себя служанок твоих (Дан.13:20,21). И смотри, сколько затруднений окружало Сусанну: клевета в невоздержании, страх смерти, огласка на весь народ, ненависть мужа, ненависть родных, досада от домашних, и — одним словом — возмущение всего дома. Но ничто это не могло победить рассудка целомудренной: в ее сердце жила надежда на Бога. И она говорила, стеная: тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших. Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом (22, 23). Увы, мне, кого я считала пастырями, в тех вижу волков; кого считала пристанью для обуреваемых, те причиняют мне кораблекрушение. Не оскверняйте моего целомудрия, я не навлеку стыда на моих родителей, не обесчещу своего семейства, не огорчу своего мужа, не разрушу моего брака с ним нечестивой беседой с вами: я предпочту беззаконную смерть, беззаконному ложу. Для меня муж существует не в соприкосновении только телесном, но и в расположении души, и черты моих родителей я всегда содержу в себе. Побойтесь Бога, видящего нас, постыдитесь ангелов присутствующих; подумайте, что вы делаете; вспомните закон, который вы читаете и который гласит: не пожелай жены ближняго твоего (Второз.5:21). Сказавши это, она закричала, призывая свидетелей их насилия, закричали вместе с нею и старцы; прибежали рабы Сусанны и служанки и видят с нею двух старцев. И когда старейшины сказали слова свои на Сусанну, слуги ее чрезвычайно были пристыжены, потому что никогда ничего такого о Сусанне говорено не было (ст. 27). Наутро было великое собрание: еще предстояло судебное состязание или победа о венке. Собрался весь народ — мужчины, женщины, дети; опять началось зрелище; внизу люди не знали, свидетелями чего они были, а на небе ангелы знали самое дело. Пришли старцы, полные беззакония; призывают Сусанну, как те думали на позор и смерть, а как у праведного Судии было предрешено — в жизнь и славу вечную. И говорят они народу: и сказали они перед народом: пошлите за Сусанною, дочерью Хелкия, женою Иоакима. И послали. И пришла она, и родители ее, и дети ее, и все родственники ее. И пришла Сусанна, как долженствовавшая умереть за целомудрие, стеная с великим горем и скорбя, не о том, что ей предстояло умереть, но о том, что оставляет опороченное имя родителям, о том, что предстояло оставить поношение роду, потому что у нее не было ни одного свидетеля того, что совершилось в саду. Многие оплакивали ее, — друзья, знакомые, родители, соседи; муж был опечален; дом ее скорбел, и она сама была потрясена; мрачная, плачущая, скорбящая, в великом сокрушении сердца стояла она пред собранием. Зрелище было всеобщим — и Бог, и люди, и ангелы (принимали в нем участие). Поднимаются два старца, эти волки в образе пастырей, возлагают на нее руки, и змей-клеветник говорит их устами. Что он говорит? Когда мы ходили по саду одни, вошла эта с двумя служанками и затворила двери сада, и отослала служанок; и пришел к ней юноша, который скрывался там, и лег с нею. Мы находясь в углу сада и видя такое беззаконие, побежали на них, и увидели их совокупляющимися, и того не могли удержать, потому что он был сильнее нас и, отворив двери, выскочил. Но эту мы схватили и допрашивали: кто был этот юноша? но она не хотела объявить нам. Об этом мы свидетельствуем. И поверило им собрание, как старейшинам народа и судьям, и осудили ее на смерть (ст. 36-41). И повели Сусанну на смерть, и никто не заступился за истину, никто не выступил свидетелем, кроме одного Бога. Он попустил совершиться бывшему, чтобы обе стороны довели свое дело до конца, беззаконники свою злобу и клевету, а блаженная Сусанна свою твердость в целомудрии до смерти. Видишь, до каких пор Бог попускает? Он оставляет праведных в искушениях, испытывая подобно золоту в горниле, как поступил и с Авраамом. Исаак был ведом на всесожжение, жертвенник был устроен, дрова уложены, а овцы нигде не было. Берет отец нож, а овцы нет; заносит руку для удара, и тогда только Бог гласом Своим останавливает его руку. Это я сказал, чтобы каждый из вас, когда впадает в искушения, хотя бы и близок уже был к смерти, не отчаивался в помощи Божией, но ожидал ее до конца. Вот и Сусанну уже вели на смерть и ни откуда не было помощи. Когда она увидела, что помощь со стороны людей невозможна, она обращает свою мысль к свидетелю верному на небесах, к недремлющему Оку, и восклицает: Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его! Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня, и вот, я умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня (ст. 42, 43). И услышал ее сказавший: возопиешь, и Он скажет: вот Я! (Ис.58:9). И когда она ведена была на смерть, возбудил Бог святой дух молодого юноши, по имени Даниила, и он закричал громким голосом: чист я от крови ее! Тогда обратился к нему весь народ и сказал: что это за слово, которое ты сказал? Тогда он, став посреди них, сказал: так ли вы неразумны, сыны Израиля, что, не исследовав и не узнав истины, осудили дочь Израиля? Возвратитесь в суд, ибо эти ложно против нее засвидетельствовали. И тотчас весь народ возвратился, и сказали ему старейшины: садись посреди нас и объяви нам, потому что Бог дал тебе старейшинство. И сказал им Даниил: отделите их друг от друга подальше, и я допрошу их. Когда же они отделены были один от другого, призвал одного из них и сказал ему: состарившийся в злых днях! ныне обнаружились грехи твои, которые те делал прежде, производя суды неправедные, осуждая невинных и оправдывая виновных, тогда как Господь говорит: "невинного и правого не умерщвляй". Итак, если ты сию видел, скажи, под каким деревом видел ты их разговаривающими друг с другом? Он сказал: под мастиковым. Даниил сказал: точно, солгал ты на твою голову; ибо вот, Ангел Божий, приняв решение от Бога, рассечет тебя пополам. Удалив его, он приказал привести другого и сказал ему: племя Ханаана, а не Иуды! красота прельстила тебя, и похоть развратила сердце твое. Так поступали вы с дочерями Израиля, и они из страха имели общение с вами; но дочь Иуды не потерпела беззакония вашего. Итак скажи мне: под каким деревом ты застал их разговаривающими между собою? Он сказал: под зеленым дубом. Даниил сказал ему: точно, солгал ты на твою голову; ибо Ангел Божий с мечом ждет, чтобы рассечь тебя пополам, чтобы истребить вас. Тогда все собрание закричало громким голосом, и благословили Бога, спасающего надеющихся на Него, и восстали на обоих старейшин, потому что Даниил их устами обличил их, что они ложно свидетельствовали; и поступили с ними так, как они злоумыслили против ближнего, по закону Моисееву, и умертвили их; и спасена была в тот день кровь невинная (ст. 45-62). И исполнилось сказанное Давидом от лица Сусанны: прильнула душа моя к Тебе, а десница Твоя восприяла меня, т.е. беззаконные старцы; а они напрасно искали (погибели) души моей, сойдут в преисподнюю земли, потому что ангел Божий с мечом в руках ожидает их, чтобы рассечь их; преданы будут мечу, будут добычею лисицам. Царь же возвеселится о Боге — муж Сусанны; прославится всякий, клянущийся Им, то есть, верующий Ему, ибо заградились уста говорящих неправду, — неправедные уста беззаконных старцев (Пс.62:9-12). Тогда горе родителей ее обратилась в радость; муж ликовал, прославляя Бога; родные радовались, соседи веселились, весь дом ее торжествовал, и — одним словом — всенародный был праздник и для Бога, и для ангелов, и для людей. Видел ты в женском теле мужскую душу? Видел женское целомудрие, память которого с победой остается вечной? Эта женщина прославлена пред людьми, возвеличена пред ангелами, увенчана Богом; ей подражайте, жены, чтобы с нею и вы удостоились чести от Бога во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Слово о трех отроках и о печи вавилонской
Слово о трех отроках и о печи вавилонской. Златоуст, т.6, ч.2.
Слово о трех отроках и о печи вавилонской
1. Новое, поистине, и величайшее зрелище благочестие представляет лик трех отроков, выдержавший в Вавилоне прекрасное состязание и чудом мученичества поразивший всю вселенную. Слава святых не ограничивается местом и память о праведных не исчерпывается временем, но в память вечную будет праведник (Пс.111:6). Поэтому и в том случае, когда мученичество совершено в древнейшее время, подвиг терпения воспевается во все века. Память истории сохраняет для нас события, чтение делает известными дела, а слово как на картине изображает и беззаконие тирана, и исповедание святых, и печь, пылающую огнем, но не попаляющую вопреки велению мучителя, и неугасимую угрозой огня веру мучеников. Впрочем, что препятствует нам изложить подвиги поистине боголюбезных и преблаженных отроков по порядку с начала? Навуходоносор царь, или вернее тиран (таково должно быть настоящее имя этого гонителя), хотя и был обладателем Вавилона, но по душе был варвар, а по нраву неукротим. Опьяненный великим богатством, неправдой и нечестием, он дошел до забвения своей природы и, не считая себя человеком, требовал, чтобы ему поклонялись как Богу. Развитие в нем этой чрезмерной гордости было обусловлено, с одной стороны, свойственным ему безумием, а с другой — долготерпением Божиим, потому что Бог терпит нечестивых, попуская их нечестию для упражнения благочестивых. Сделал беззаконник золотое изображение, то есть золотую статую, и созданных по образу Божию принуждал поклоняться образу, который он сделал. Великое честолюбие побудило его дать своему истукану высоту шестьдесят локтей, а ширину шесть; вместе с тем он позаботился о соразмерности частей и изяществе произведения, чтобы не только размерами, но и красотой истукана обеспечить победу лжи, восставшей против истины. Итак, искусство сделало свое дело, золото блестело, вестник трубил, мучитель угрожал, печь пылала, а так называемые мусикийские органы возбуждали безумных к безбожию; вообще вся обстановка этого зрелища была направлена к тому, чтобы совершенно подавить ум зрителей. Однако, не смотря на все, нечестивое повеление не могло превозмочь над святыми. Но когда сильный поток обмана, подобно великой буре, всех увлек в пучину идолослужения, эти три прекрасные отрока, непоколебимо утвердивши себя в благочестии как бы на какой скале, устояли среди потока неправды. Они с полным правом могли говорить: если бы не было Господа с нами, когда восстали люди на нас, то живыми они поглотили бы нас, когда рассвирепела ярость их на нас, то вода потопила бы нас: но поток перешла душа наша, душа наша перешла чрез стремительную воду (Пс.123:2-5). Они не были потоплены потоком, не были унесены водою, но мужественно подвизались в благочестии и, как бы взлетев на крыльях веры, спаслись по приточнику: спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова (Пр.6:5). Сети диавола были раскинуты на весь род человеческий, но отроки могли сказать о них вместе с псалмопевцем: падут в сеть свою грешники (Пс.140:10). Три пленника, притесняемые столькими, не взирали на свою слабость, но твердо знали, что и ничтожнейшей искры достаточно для того, чтобы попалить и уничтожить всю силу нечестия. Поэтому, будучи только втроем, они укрепляли друг друга и утверждали. Ведь они знали, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф.7:14). Они помнили, что патриарх Авраам, оставшись на всей земле единственным почитателем Бога, не последовал за множеством нечестивых, но ставил себе законом последование правде и благочестию, почему вполне справедливо явился добрым корнем, от которого произрасло столько плодов благочестия. От него и патриархи, и законодатель Моисей, и пророки, и все богословы; от него же по преимуществу этот спасительный и бессмертный цвет правды — воплотившийся Спаситель; и сами три отрока сознавали свое благородное происхождение от него. Вспоминали они и Лота, который жил среди содомлян, но далеко отстоял от них своими нравами; приводили на память Иосифа, как он один во всем Египте держался целомудрия и соблюдал благочестие. Так и они, одинокие среди этого множества, размышляли о том, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф.7:14). Оглядываясь же на себя самих и на печь, они вспоминали, с другой стороны, что мудрость где-то говорит, что горнило — для золота, а сердца испытывает Господь (Притч.17:3). Поэтому, ни труба, прозвучавшая воинственную песнь, их не устрашила, ни лира, чарующая слух, не разрушила силы благочестия, ни все прочее согласие мусикийское не расстроило их прекрасного и благозвучного согласия в благочестии, но прекрасной мелодии они противопоставили прекрасное единодушие. Когда же было возвещено о друзьях Анании, что они нарушили нечестивое повеление, тогда злоумный и нечестивый мучитель, диавольским духом надмив свою душу и, так сказать, восприняв самый вид начальника злобы, призывает их и говорит: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь (Дан.3:14)? Он счел их благочестие только кажущимся, и спрашивает, действительно ли дерзают противоречить царским повелениям проповедники благочестия? Но ему предстояло на опыте убедиться, что люди Божии не только пренебрегают угрозами мучителя, но и самую силу огня могут попрать силою благочестия. Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал (ст. 15). 2. Хорошо выразился он о поклонении демонам: падите и поклонитесь. Невозможно кланяться демонам, не падая в пучину гибели, не отпадая от истины. Если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем (15 ст.). Во всяком случае, если есть печь, то очевидно — есть и огонь; если же есть огонь, то очевидно — горящий; но (мучитель соединяет все вместе, стараясь) увеличить и усилить угрозу, чтобы поколебать их твердость в благочестии. В тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем. До сих пор можно еще было сносить притязания его высокомерия, но смотри, что прибавляет он дальше: и тогда какой Бог избавит вас от руки моей (ст. 15)? Вот другой фараон: и тот ведь говорил Моисею: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его? Я не знаю, говорит нечестивый, Господа и Израиля не отпущу (Исх.5:2). О, великое высокомерие человеческое! О, великое долготерпение Божие! Изрекает человек, и Бог сносит. Говорит брение, и Создатель долготерпит. Плотской язык издает звуки, и Владыка бесплотных духов снисходит, Владыка, Ты творишь Ангелов Своих духами и слуг Своих пламенем огненным (Пс.103:4). Благовременно при этом вспомнить слова Исаии (Сираха): что гордится земля и пепел (Сир.10:9)? Хочешь уразуметь вполне долготерпение Божие? Сообрази, насколько нестерпимою показалась бы тебе обнаруженная здесь гордость, если бы она коснулась тебя. Случается, что кого-нибудь оскорбит слуга; тотчас обиженный, ограждая свое достоинство свободного человека, требует наказания за дерзкий поступок и подвергает обидчика беспощадной казни. Или обыкновенный частный человек нанесет оскорбление другому такому же члену общества; тотчас оскорбленный, уязвляемый обидой, спешит отомстить, не обращая внимания ни на общность природы, ни на равночестность всех, с полным пренебрежением к достоинству обидчика. Между тем одно достоинство равночестности свойственно всему нашему роду: все мы созданы из земли и в землю обращаемся; одним, общим для всех, путем мы являемся в жизнь, и один, общий для всех, исход (предстоит нам). Из праха создан всякий из нас — и вот прах требует себе таких преимуществ пред равночестными. А Бог, обладая всем и по природе, и по закону, и будучи настолько выше, насколько только можно представить Творца сравнительно с тварью, хулимый и уничижаемый безрассудными, не раздражается, но остается бесстрастным. Но затем пребывающих в безумии немного спустя наказывает, будучи Судией истины и Судией нелицеприятным. Он откладывает наказание, чтобы не истребить сразу всех грешников, и вооружается терпением, чтобы привлечь к покаянию. Возвратимся, однако, к предмету беседы. Человек, облеченный плотью, дерзнул сказать: и тогда какой Бог избавит вас от руки моей (15 ст.)? Треблаженные отроки, слыша это, не воспротивились хуле, потому что и сами были проникнуты духом божественного долготерпения, но против слов неверия возвысили голос веры и отвечали мучителю, низлагая законом беззаконие и побеждая угрозу неправды свободою правды, такими словами: да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся (ст. 18). Оставь это безумие, о, человек, устыдись унизительного поклонения образу! Ведь если ты сам поставил изображение, то как кланяешься тому, что сделал? Кто чьим должен быть создателем - люди Бога или Бог людей? Если твои истуканы действительно боги, то они должны быть и творцами, но — как часто мы говорили прежде, — если бы искусство не пришло на помощь людям, язычники совсем не имели бы богов. Между тем, если бы идолы обладали каким-нибудь чувством, они сами стали бы воздавать поклонение людям, которые их сделали. Закон природы — чтобы создание поклонялось Создателю, а не Создатель созданию. Поэтому мы, совоспитанные в благочестии, следуя божественному закону, мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся, но есть Бог на небесах, Который избавит нас от руки твоей. Потом, чтобы не показалось, что они искушают Бога, или что пренебрегают огнем в надежде на избавление, они тотчас прибавляют: если же и не будет того, то есть: если даже и не избавит, но попустит огню сжечь наши тела, то и тогда мы не изменим благочестию, потому что не за плату служим Богу, но чистосердечно исповедуем истину. Услышав эту проповедь веры, мучитель еще более распаляется и приказывает разжечь печь седмерицею. Ведь чистейшее серебро должно быть очищено седмерицею: слова Господни - слова чистые, серебро расплавленное, испытанное в земле, семикратно очищенное (Пс.11:7). Потому и печь разжжена седмерицею, чтобы святые были очищены седмерицею. А что святые Божии называются серебром, вспомни слова мудрости: отборное серебро — язык праведного (Притч.10:20), и послушай, что говорит Иеремия о тех, которые не выдержали испытания в благочестии: отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их (Иер.6:30). Если же слабые в благочестии оказываются серебром отверженным, то очевидно — совершенные являются серебром искушенным: в таком случае, чем больше разжигается печь, тем больше блеску приобретает мученичество. Итак, три святые отрока с верою взошли в печь и попрали пламень, дыша тонким и влажным воздухом в самом пылу огня. Творец и Виновник всего умягчил жар огня и пресек попаляющую его силу, так что этим чудом на деле оправдались слова песни: глас Господа высекает пламя огня (Пс.28:7). Огонь был кроток и тих и святые ликовали, наслаждаясь тем обетованием, которое чрез пророка Исаию Бог возвещает всякой душе, полной веры и благочестия: будешь ли, говорит Он, переходить через воды, Я с тобою, не обожжешься, и пламя не опалит тебя (Ис.43:2). Это-то обетование исполнилось здесь на деле. Не коснулся огонь членов святых: не опалил глаз, устремленных к благочестию и чрез красоту видимых вещей познававших Мироздателя; не повредил слуха, исполненного божественных законов; не достиг уст и не опалил губ, уважая языки песнословившие и самих песнопевцев. И каждый член святых имел собственное охранительное средство: руки — молитвенное воздеяние и раздачу милостыни, грудь — обитающую в ней силу благочестия, чрево и подчревные члены — упражнение в благочестии, ноги — хождение в добродетели. Но нужно ли тратить время на перечисление всего в отдельности? Ведь и волос не дерзнул коснуться огонь, потому что благочестие покрывало их лучше всякой тиары; пощадил он и одежды их, охраняя благообразие святых. И что еще? Огнь опаляет халдеев, чтобы не подумали, что сила огня уничтожена волшебством, и тем не помрачили славу мучеников и не оклеветали чудо истины, — поэтому те внутри пребывали спокойно, а халдеев наружу попалил огонь, чтобы вполне убедить зрителей, что не по собственной природе он бездействовал по отношению к святым, но из уважения к благочестию, как и львы во рве (пощадили) Даниила. Итак, составивши в огне лик поистине ангельский, преблаженные отроки обратились к прославлению Бога, соединяя в один лик песнопения всю тварь — и премирную, и созерцаемую глазами. 3. Нельзя оставить без исследования того обстоятельства, ради чего они не обозначили всю тварь вообще, но перечислили все мироздание по частям. Сколько требовалось для истины, конечно, достаточно было сказать: благословите, все дела Господни (Дан.3:57); но так как это великое торжество благочестия совершалось в стране нечестивых, то нужно было дать вавилонянам урок, что именно есть творение, и кто Творец всего. И они начинают с ангелов, оканчивают же людьми. Ангелы почитались богами, и у язычников существовал миф, что те боги, которым они кланялись, будто бы, ангелы великого Бога. И вот, чтобы безумные научились, что ангелы не из поклоняемых, а из поклоняющихся, (отроки) взывают: благословите, Ангелы Господни (ст. 58). Солнце, луна и весь лик звезд также были предметом поклонения, поэтому и их привлекают к поклонению в гимнах. Блогословите, говорят, солнце и луна, Господа, звезды небесные Господа (3:62-63). Затем далее: всякий дождь и роса, Господа (ст. 64). Нелишне рассмотреть, что означают эти слова: всякий дождь и роса, и все ветры (ст. 65). Нередко случается бездождие; иногда несвоевременно дуют сильные ветры. Служители лжи и суеты обыкновенно все подобные беспорядки приписывают какому-нибудь злому вещественному началу, не зная, что ничто не бывает без воли Владыки, ничто не случается напрасно, но что всем управляет Бог, все направляющий к вразумлению людей и изгнанию нечестия. Если порядок создания обыкновенно возвещает о Создателе, то нарушение порядка свидетельствует против обоготворения тварей. Ведь если бы дождь или духи имели божественное достоинство, то в них не могло бы быть беспорядка, потому что беспорядочность не мирится с божественностью. Потому-то (отроки) и говорят: всякий дождь и роса, и все ветры Господа. Обоготворялись дожди и ветры, отчасти как питатели, отчасти как возделыватели земных плодов. Обоготворялась самая земля, и плоды ее приписывались различным божествам: виноград — Дионису, маслина — Афине, другим — другие произведения. И вот само слово истины, подтверждая (божественное участие в земных произведениях), говорит: благословите все произрастания на земле Господа (ст. 76). Он ведь есть Владыка и Творец всего — и прозябающего, и прозябаемого. Затем далее призываются горы и холмы (ст. 75). Что же, разве горы и холмы не на земле? Конечно; но так как на холмах совершались бесовские мерзости и воздавалось поклонение кумирам, то в виду этого упомянуто о них (отдельно): благословите горы и холмы Господа. А вспомнив о холмах, вспоминают затем и об источниках, реках и морях: ведь они были обоготворяемы, причем источники назывались нимфами, море — Посейдоном, какими-то сиренами и нереидами. Такое почитание распространялось и на реки, как это подтверждается сохранившимся в Египте до сих пор обычаем: там приносили жертву в честь Нила, не в благодарность Творцу за это дело природы, но именно самую воду почитая как Бога. Вот почему (отроки) и перечисляют в своем песнопении реки наравне с морями и источниками. Далее следуют птицы небесные и скоты, так как обоготворение простиралось и на них. Так, из птиц были почитаемы орел и ястреб; а египтяне даже зверей и скотов именовали богами, и это заблуждение было так сильно, что название городов заимствовалось от обоготворяемых животных: у них есть города, названные по имени собак, овец, волков и львов. После всего создания призывается наконец и человеческий род. Благословите, говорит, сыны человеческие Господа (ст. 82). Человеческий род занимает последнее место — не по достоинству, но в порядке творения. Благослови, Израиль, Господа (ст. 83). Призывается (благословлять Господа), конечно, и избранный народ Божий, а так как в нем было много подразделений, то из них в частности призываются священники Господни (ст. 84), в обличение жрецов лжеименных богов. Далее (упоминаются) рабы Господни (ст. 85). А затем, чтобы не остались чуждыми этому лику и предки, (отроки) вместе с живыми исчисляют и их, как участников славословия, говоря: благословите, духи и души праведных, Господа (ст. 86). Благословите, праведные и смиренные сердцем, Господа (ст. 87). Зачем упоминаются преподобные и смиренные? Чтобы показать, что Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (Притч.3:34): гордых попаляет вне печи, праведных и смиренных сохраняет среди огня. Так как и огонь соприсутствовал святым, то и он наряду с другими творениями получает повеление воспевать Творца: благословите огонь и жар Господа (ст. 66), — чтобы вразумились этим вавилонские маги, для которых огонь был предметом поклонения, что и он относится к поклоняющимся, а не к покланяемым. Но обратимся к заключению песни, чтобы прекратить затем и беседу. Благословите, говорят отроки, Анания, Азария и Мисаил, Господа (ст. 88). Зачем понадобилось к стольким исчисленным чинам прибавлять в конце концов и свои собственные имена? Разве вместе с Израилем они не благословляли Господа? Разве не включали себя в число рабов Господних, когда говорили: благословите, рабы Господни, Господа, или, говоря о преподобных и смиренных сердцем, не подразумевали и себя между ними? Итак, что означает эта прибавка: благословите Анания, Азария и Мисаил? Телесно вступивши в печь, они попрали огонь. Это чудо было настолько необычайно, настолько выше человеческой природы, что зрители от одного заблуждения могли перейти к другому — признать их самих богами и почитать их вместо огня, которого они оказались сильнее: ограждая зрителей от соблазна впасть в такое заблуждение, они и объявляют о своем собственном рабстве и воздают поклонение, говоря: благословите Анания, Азария и Мисаил, Господа. Вместе с этим становится понятным и то, почему именно Бог не допустил Даниила принять участие в этом мученичестве. После истолкования Даниилом царского сна, царь воздал ему поклонение как богу и почтил его именем Валтасара, производным от имени вавилонского бога. Так вот, чтобы не подумали, что этим именно божественным по их мнению именем Валтасара побеждается сила огня, Бог устроил так, что Даниил не присутствовал при этом, чтобы чудо благочестия не потерпело ущерба. Впрочем, довольно. Да сподобимся же и мы по молитвам просиявших подвижников, вооружившись тою же самою ревностью, удостоиться тех же самых похвал и достигнуть того же самого царства, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.