Words. Volume IV - "Family Life"

Поэтому каждый юноша должен иметь перед собой следующую цель: подвизаться с любочестием и без душевной тревоги - так, чтобы освятить избранную им жизнь. Ему хочется вступить в брак? Пусть женится, но с усердием постарается стать добрым главой семьи и жить свято. Ему хочется принять монашество? Пусть уходит в монахи, но усердно старается стать монахом хорошим. Пусть взвесит свои силы, примерится к тому, какая жизнь ему по плечу, и в соответствии со сделанными выводами идёт по избранной дороге. К примеру, если девушка видит, что у неё не хватает сил стать монахиней, ей следует смиренно попросить Бога: "Боже мой, я человек слабый и жить как монахиня не смогу. Пошли мне человека, чтобы он мне помогал, [мы вступили в брак], я создала добрую семью и жила духовно". В этом случае Бог её не оставит. Если, выйдя замуж и создав добрую семью, она будет жить по Евангелию, то Бог не спросит с неё ничего больше.

Конечно, есть такие юные, от которых Бог не требует многого. Однако из любочестия они берут на себя многий подвиг и, выбирая монашескую жизнь, приносят Ему больше [того, чего Он от них ожидает]. Такие люди увенчаются двойными венцами. То есть если кто-то, имея склонность к семейной жизни, от многого любочестия захочет пожертвовать всем и встать на путь жизни монашеской, то это приводит Бога в великое умиление. Однако такому человеку следует внимательно следить, чтобы его побудительные причины были очень чисты: он не должен поступать так от гордости. Если человек соблюдает это условие, то Бог рассеет все его трудности.

Беспокойство юных по поводу вступления на избранный путь

- Геронда, если юноша или девушка беспокоятся по поводу своего брака или ухода в монастырь, то причина этого в их неверии?

- Не всегда. Часто юные переживают, думая о том, как лучше вступить на избранный путь и идти по нему, всегда пребывая с Богом. Это признак [душевного] здравия. Если юноша не думает и не беспокоится о вступлении на избранный путь, это прежде всего свидетельствует о том, что он - человек равнодушный, а вследствие этого он, естественно, и не преуспеет. Однако надо быть внимательным к тому, чтобы беспокойство по поводу брака или монашества не стало чрезмерным, потому что диавол старается исказить это беспокойство, превратить его в душевную тревогу и держать ум юношей и девушек в постоянном смущении.

Чтобы оставаться умиротворёнными, молодым следует вверять себя Богу. Ведь Благий Бог, как нежный Отец, действует там, где мы уже не можем ничего сделать по-человечески. Юным не следует торопиться и принимать незрелые решения о том, по какому пути они пойдут. Я знаком с молодыми ребятами, которые очень тревожатся и стараются разрешить все свои проблемы сразу. В конечном итоге они запутываются и оставляют учёбу. К примеру, им надо заканчивать университет, а они чрезмерно беспокоятся по поводу создания семьи или ухода в монастырь. В результате они отстают в учёбе и запутываются ещё больше. Всё сразу сделать нельзя, и проблемы таким образом не разрешаются. Для того чтобы помочь себе, они должны как следует в себе разобраться и разложить все по полочкам. Сперва нужно получить диплом, потом найти работу (юношам кроме этого еще и отслужить в армии). И только после этого, уже будучи зрелым, можно принимать решение и, с помощью Божией, либо вступать в брак и создавать добрую семью, либо, если человек избрал монашескую жизнь, - поступать в монастырь, который им выбран.

Поэтому я советую тем молодым, которые учатся и имеют подобное беспокойство, продолжать учёбу, поскольку в них ещё не созрело решение, какой путь следует избрать. Я советую принять то решение, которое созреет в них впоследствии и придётся им по душе. Если они расположены по-доброму, то с помощью Божией, потихоньку разобравшись в том, как им жить - в браке или безбрачно, в монастыре, - они ощутят душевный покой.

We Must Help Young People Follow Their Calling

Each person has his own calling. The good God created man free. God is noble: He honors the freedom of man and leaves everyone free to follow the path that he likes. God does not line everyone up according to the laws of barracks discipline. Therefore, let the young leave themselves free in the spiritual space of God's freedom. If they look up to what kind of life so-and-so has chosen for himself, it will not benefit them. In choosing a life path, a person should not be subject to anyone's influence.

Parents, spiritual fathers, teachers, without exerting pressure on a young person, without stepping on his throat, must help him choose the life that he can handle - and follow his calling. The decision to choose a life path should be made by the young people themselves. We—everyone else—can just express our opinions. We have the right only to help the souls of the young to find their way.

Sometimes, when I talk to young people who find it difficult to choose a path in life, I see in which direction the scales are tilting, but I do not tell them about it, so as not to influence their own choices. I try to do only one thing: to help them, as much as possible, to find the right path and inner peace. From what is to their liking, I try to exclude everything harmful and leave the good, the holy, so that already in this life they live joyfully, with God, and in eternal life they rejoice even more. I tell you sincerely: whatever life this or that young man I know chooses, I will be glad in any case. I will be equally concerned about the salvation of his soul - if only he is with Christ, lives in the Church. I will feel like his brother, because such a person is a child of our Mother Church.

Of course, I am especially happy for those young people who are entering the path of monasticism. After all, a person who follows this angelic life is truly wise, since he does not fall for the devil's bait, where the world is put on the hook as bait. However, you can't equate everyone with the same brush. After all, Christ, not wishing to force all people to bear a heavy burden, did not give everyone the commandment about monasticism, despite the fact that monasticism is the path to perfection. Therefore, when the young man of the Gospel asked Christ how he could be saved [1], Christ answered him: "Keep the command" [2]. When the young man told Christ that he kept the commandments, and asked, "Why am I not yet finished?" [3] - Christ answered: "Thou hast not finished the one [4]: if thou wilt be accomplished, go, if thou hast sold... and come, and walk in the wake of Me..." [5]. That is, Christ spoke to man about perfection, seeing that he was curious, but did not drag people [to perfection] on a lasso. Christ did not teach monasticism either, because by doing so He would inflame [the hearts of] people, and it is possible that many would unwisely hurry to become monks, and this would lead to evil. Christ only sparked the spark [of a perfect life], and when the time came for him to come, monasticism appeared.

In the same way, we have no right to rape other people. We have the right to force only ourselves, but we must do this with reason. I have not yet said to any young man definitely: "Get married" or "Go to a monastery." If someone asks me which path to take, I answer: "Do as you like, as long as you are with Christ." And if a young man answers me that he does not like the world in the world, then I tell him about monasticism - to help a person find his own path.

Making a decision about choosing a life path