Guided Information on the Holy Scriptures, Extracted from the Works of the Holy Fathers and Teachers of the Church

4) Притчи называются уразумением истинной правды. Такие притчи предлагаются потому, что некоторые исказили слово: правда. Одни называют правдою возвращать то, что кто-либо получил на сохранение, а другие называют правдою воздавать добром за добро, злом за зло. Но такие определения не точны и не верны. Посему-то Соломон учит истинной правде и полагает ее в том, чтобы отдавать каждому то, что ему приличествует. И именно, прежде всего: чти господа от праведных трудов твоих (3:9); потом: чти царя, и родителям надлежащий воздавай долг, всем - подобающее. Это один вид правды. Другой состоит в том, чтобы подчиняться разуму и не уклоняться в неумеренность, да тя не постигнет совет злый, о, оставляющий учение юности (2:16,17). Кто так устрояет себя и соблюдает свойственную каждой стороне души деятельность здравою и невредимою, тот достиг разумения истинной правды.

5) Притчи Соломона учат исправлять суд. Это значит судить праведно по закону Божию, как написано: отверзай уста твои слову Божию и суди вся здраво (31:8); рассуждай убога и немощна (ст.9). Это суд произносимый открыто. Но есть еще суд сокровенный, по которому судящий других с тою же строгостию должен судить и истязывать самого себя, налагая запрещение на себя, когда возгорается гнев, обуздывая себя, когда заяинается страсть, возбуждая разум, когда он засыпает. Кто же бывает строгим судией самому себе, тот научится исправлять суд и не услышит от другого: научая инаго, себе ли не учиши?

6) Далее, в сей книге содержатся притчи в собственном смысле, каковыми в Новом Завете называются уподобления, например в словах господа: чесому уподоблю Царствие Божии или коей притчи приложу е? (Мк.4:30). Такие притчи суть следующие: якоже исходищее снега в жатву зноя пользует, тако вестник верен пославших его (Притч.25:13) и другие.

7) Содержание книги Притчей называется еще изречениями мудрых. Так называются не хитросплетенные слова, обольщающие видом правдоподобия, но точные, как бы дознанные самими говорящими и выражающие как бы приговоры, произносимые ими. Таковы, например, следующие: сердцу веселящуся лице цветет, в печалех же сущу сетует. Сердце правое ищет чувства, уста же ненаказанных уразумеют злая (15:13-14). Обыкновенно люди определяют дела по последствиям, премудрый же открывает причины действий, чтобы, зная причины зол, человек остерегался их, и представляет как бы краткий очерк движения души. Таково, например, изречение: ненависть воздвигает распрю, всех же нелюбопрительных покрывает любовь (13:4). Или: остроязычный без совета творит (14:17). Все эти изречения более указывают на нравственную сторону, на причину действий. Если ты исследуешь каждое изречение книги, ты найдешь, что оно сказано и написано для того, чтобы слушающие, познавая причины зол и благ, избегали худого, а творили доброе.

8) Наконец в сей книге есть гадания и темные слова. Это - изречения, сказанные так глубокомысленно, что читающий их сначала скорбит, как будто они ничего не выражают, и только тщательно вникнув, открывает их смысл. Таковы, например: пиявмца име три дочери, любовию возлюблены, и три сия не насытишася ея, и четвертая не удовлися рещи: довольно (30:15). Таково содержание книги Притчей" (Синопсисы Златоуста и Афанасия).

О цели книги Притчей св. Григорий Нисский говорит: "как трудящиеся в телесных упражнениях в училище готовятся чрез сие к понесению больших тудов в действительных борьбах, так и приточное учение кажется мне неким упражнением, обучающим души наши и делающими их гибкими в духовных подвигах" (Григорий Нисский. Точное истолков.на Екк1:1). Поэтому и св. отцы в своих собственных обращениях к ученикам излагали наставления по подобию притчей Соломона. Таковы краткие изречения св. Антония Вел, Макария Вел., препод. Аввы Исаии. Св. Ефрем одну из своих бесед наименовал: "Подражание притчам (Соломона)". Подобными же подражаниями притчам Соломона и Премудрости Соломона, явившиеся еще в ветхозаветные времена. О том значении, какое книге притчей всегда придавала христианская Церковь, можно судить из того, что именем книги притчей или паримий на церковном языке стали называться все вообще церковные чтения из Ветхого Завета, кроме псалмов. После псалмов Церковь чаще других ветхозаветных книг предлагает для чтения книгу Притчей, особенно в дни св. Четыредесятницы, так как, по приведенному свидетельству св. Григория и других отцов, учением книги Притчей сообщается духовная гибкость в подвигах святой жизни. В дни поста и покаяния больше чем когда-либо человек сознает себя странником, не имеющим пребывающего града, а книга Притчей или, по греческому названию ее, паримий, заключает в себе, как объясняют древние толкователи, именно дорожные напутствия странникам.

30. Книга Екклесиаст так называется потому, что сам писатель ее, Соломон, так назвал себя в начале книги: глаголы Екклесиаста, сына Давидова, царя Израилева, во Иерусалиме (1:1). Соломон был именуем различно. Екклисиастом же он назван потому, что он сам и проповедывал народу то, что приял от Св. Духа. В сей же книге он любомудрствует относительно естества вещей. Поелику египтяне и другие язычники воображали, что постигли оное и слагали разные о сем басни, то Соломон, по указанию св. Духа, останавливает покушающихся испытывать сие словами: не может человек изобрести творение, сотворенное под солнцем: елика аще потрудится человек изобрести и не обрящет (8:17), отвергая, при этом, и суеверный страх египтян относительно дня рождения человека: блюдый ветра не сеет, и смотряяй во облацех не пожнет: в них же несть ведый, кий путь духа, якоже кости во чреве раждающия (11:4,5). Предавшись умозрениям о каждом виде сотворенных существ, Соломон пришел к заключению, что исследования этого рода ни к чему не приводят и доставляют человеку только труд; премудрым и праведным становится человек не от знания, но от деятельной жизни. И елика аще речет мудрый уразумети, не возможет обрести: тем же все сие вдах в сердце мое, и сердце мое все сие виде (8:17); яко праведни и мудри, и делание их в руце Божией (9,1). Посему, оставляя исследование о сем, Соломон обращается к рассмотрению человеческой жизни, наблюдает различные обстоятельства, среди которых люди вращаютсяи приходит к заключению, что и здесь все управляется Божиим промыслом: ни легким течение, ниже сильным брань, ниже самому мудрому хлеб, ниже разумным богатство, ниже ведущим благодать: яко время и случай случится всем им (9:11). И никто не может располагать сими случаями по своей воле: яко кто человек, иже пойдет в след совета, елика сотвори в нем (2:12). Человек в сей жизни ни над чем не имеет власти, разве только делать зло или делать добро и приготовлять во исходе дела свои. Ибо и еже ясть и пиет, сие даяние Божие есть (3:13). Итак, исследование о том, как произошло все видимое и приобретение сокровищ и наслаждений удовольствиями, вся сия суета суетствий и более ничто же, точию излишество совета и произволения усилование. Но, говоря о суетности настоящего, Соломон тем самым показывает вечность будущего, увещавая памятствовать о вечных, и знать, что бужет некогда кончина мира, в день в оньже подвигнутся стражие дому, и превратятся мужие силы, и упразднятся мелющие (12:3). Соломон говорит и о том, что последует за кончиною мира: яко все творение приведет бог на суд о всяком прегрешении, аще благо, и аще лукаво (12:14). Упоминая о будущем суде, Соломон указывает воскресение мертвых и воздаяние по делам" (Синопсис Афанасия). - (Синопсис Иоанна Златоуста сохранился не в полном виде: обозрения книг Екклесиаста и Песнь Песней в нем ныне не находится. - Прим. авт.). "Неправо некоторые думают, что книга Екклесиаст возбуждает к наслаждениям и роскоши; напротив, здесь содержится учение, что не должно стремиться к тому, что тотчас по достижении его нами преходит" (Иероним. Толк. на Еккл. 1:1). "Но кто-нибудь скажет: если то и суетно и ведет к суете, то для чего же оно существует? И как оно может быть суетно, будучи делом рук Божиих? И много есть подобных возражений касательно этого предмета. Но послушай, возлюбленный! Не дела Божии назвал Екклесиаст суетными; отнюдь нет. Не небо суетно, не земля суетна, нет! - ни солнце, ни луна, ни звезды, ни наше тело. Ибо все это добра зело. Что же суетно? Нужно внимательно послушать, что называет суетой сам Екклесиаст: сотворих ми вертограды;сотворих ми поющих и поющия; и стяжание скота и стад много ми бысть; собрахми злато и сребро и видех, яко вся суета (2:6-11). Послушай, что говорит и пророк: сокровиществует человек и не весть кому соберетя (Пс.38:7). Итак, вот что суета суетствий: обилие и избыток золота, толпы невольников, шумно бегущих за тобою по площади, гордость и тщеславие, высокомерие и надменность; это - суета, ибо произошло не от Бога, но составлено людьми. Когда же и как это бывает суетою? Суетны деньги, когда их расточают на удовольствия, но те же деньги не суетны, когда они употребляются с доброю целию, на вспомоществование бедным. Когда ты употребляешь деньги на удовольствия, посмотрим, какое отсюда происходит следствие? Головная боль, вялость, расслабление тела. Как тот, кто стал бы наливать воду в просверленный сосуд, трудился бы напрасно, так и человек, исполняющий себя удовольствиями (Екк.5:9). Мы облекаемся в дорогие одежды; и что пользы от этого? Никакой. Даже и благочестие может быть суетно. Так было с некоторыми из Еллинов. Они вели строгую жизнь, но по пустому, не имея в виду одного тщеславия, для сеискания почета от толпы" (И.Златоуст. Беседы на Посл. к Ефес. Беседа 12, 1). Как и все другие свящ. книги Ветхого Завета, книга Екклесиаст имеет свое отношение к новозаветному таинству. "Самое имя Екклесиаст, - говорит св. Григорий Нисский, - значит правитель Церкви, собирающий заблудших и рассеянных духовных овец во едино стадо; здесь Он и беседует с составляющими Церковь. Подобно тому, как поющий лик обращает взоры на уставщика, пловцы на кормчего, военный строй на военоначальника, так и составляющие полноту Церкви должны взирать на Правителя Церкви, Екклесиаста-Христа" (Григорий Нисский. Истолков. Екк. Беседа 2. Гл.1). Подробные толкования книги Екклезиаст читатель найдет у блаженного Иеронима, св. Григория Нисского и других. На общую же тему, данную книгою Екклезиаст о суетности земных вещей, находится неисчислимое количество собеседований, древних и новых.

31. Книга Песнь Песней. "Как мы узнали чрез Моисея, что есть не только святое, но и святое святых, и что есть не только суббота, но и суббота суббот, так ныне мы узнаем чрез Соломона, что существуют не только песни, но и Песнь Песней. Блажен, конечно, тот, кто входит во святое; но еще блаженнее тот, кто входит во святое святых. Блажен празднующий субботу, но еще блаженнее празднующий субботу суббот. Блажен подобным образом и тот, кто понимает и поет свящ. песни, ибо песни поются во время торжеств; но еще блаженнее тот, кто воспоет Песнь Песней" (Беседы Оригена на Песнь Песней. Предисловие). "Отличие сей книги то, что она от начала до конца написана таинственно, со иносказанием гадательным, и смысл догматов, заключающихся в ней, содержится не в букве, но глубоко сокрыт под нею" (Синопсис Афанасия.). "Иные считают общим правилом держаться буквы Св. Писания. Но Буквальное чтение, понимающее слова в том смысле, в каком они сказаны, может быть принято только там, где оно служит к пользе по ближайшему разумению; если же что сказано загадочно и предположительно и не служит к пользе по простому его разумению, то таковые изречения, как предписывает слово, обучающее нас притчами, мы должны брать в ином значении, разумея сказанное или как притчу, или как темное слово, или как одну из загадок (Притч.1:6). И по науке истолкования, пожелает ли кто назвать это приспособление речи, или иносказанием или чем другим, не буду спорить об имени, надлежит держаться полезного разумения" (Григорий Нисский. Изъясн. Песнь Песней. Предисловие). "Св. Писание в своих словах и в значении слов, - говорит тот же св. Григорий Нисский, - может быть сравниваемо с иконным писанием красками и предметами, и зело буий есть той, иже ко краскам Писания прилепляется, а вещей, яка писана суть, не весть; сице бо писание покрывает духа, якоже плевы покрыют зерна". По глубокому духовному смыслу книги Песнь Песней, требующей полного разума и внимания при чтении, еще древние иудеи позволяли читать сию книгу только мужам, достигшим 30-летнего возраста, то есть возраста священнического служения и полного умственного совершеннолетия (Иероним. Толк. на Иезек. Предисл.). Поэтому и Синопсис Афанасия позволяет читать Песнь Песней только "людям" разумным, да не ради невежества неученых в безчестие впадут зде глаголанная". "Только тот, у кого сердце чистое и от любви земной свободное, может читать Песнь Песней", учит св. Григорий Нисский.

Какой же таинственный смысл заключается под внешнею буквою книги Песнь Песней? "Песнию Песней сия книга именуется потому, что она следует после других песней, и что после сей песни нельзя ожидать другой песни. Говоря о другой песне, я имею в виде не книгу, но то, что надлежит разуметь о книге. Я скажу о сем яснее. Все Божественное Писание пророчествует о сошествии к нам Слова и явлении Его во плоти. Это составляет особый предмет воли Божией, и предвозвещение о том было преимущественным делом пророков и всего божественного Писания. Все сии пророчества суть песни; Песнь же Песней как бы уже не пророчествует или предсказывает, но и показывает Того, о Котором другие предвозвещали, как бы уже пришедшим и принявшим плоть человеческую. Сего ради, аки на браце слова и плоти чертога песнь поет Песнь Песней. Хотя и другие книги Св. Писания говорят о Спасителе, но, вместе с тем, он содержит и нечто другое; сия же книга едина точию Слова с плотию союз поет. В других Писаниях, как содержащих кроме учения о Слове и нечто другое, есть словеса гнева и прещения страха, а сия книга, как воспевающая одно только пришествие Слова,имеет одни лишь словеса услаждения, радости же и веселия, потому что в присутствии жениха всем радоватися достоит и никомуже плакати, якоже Сам Господь рече (Мф.9:15). Посему, как после домостроительства, совершенного Спасителем, мы уже не ожидаем пророка, так и после того, что обозначено в Песне Песней, не должно ожидать другого чего-нибудь, новейшее нечто знаменующего. Подобно тому, как закон и пророки престали после того, как Иоанн Креститель указал Агнца Божия, так и воспетое в Песне Песней есть вершина всего того, что возвещается во всем Божественном Писании. После того, что в ней воспето, не должно ожидать ничего другого. Чего бо иного по Христове пришествии ожидати достоит, разве суда и воздаяния? Как в законе было святое, и за святым - святое святых, а за святым святых уже не было внутреннейшего места, так после песней есть Песнь Песней, а после Песни Песней уже не должно ожидать внутреннейшего и повейшаго обетования, ибо единою Слово плоть бысть и соверши дело". "Вся книга Песнь Песней наполнена разговорами ветхозаветной Церкви со Словом, всего рода человеческого со Словом, Церкви из язычников с Ним же, и опять слова с нею и с родом человеческим Еще: разговор язычников с Иерусалимом и Иерусалима о церкви языческой и о самом себе, а также служащих Ангелов к званным человеком проповедь Приспособляясь к сему объяснению, каждый может, рассматривая самую книгу, сочетавать по смыслу сходное между собою." (Синопсис Афанасия) - (В Синопсисе И.Златоуста не достает Песни Песней. - Прим. авт.). Более подробные объяснения аллегорического смысла книги Песнь Песней читатель найдет в Беседах Оригена на кн. Песнь Песней, приведенных у бл. Иеронима в кн. "Точное Изъяснение Песни Песней Соломона", у св. Григория Нисского, в толкованиях бл. Феодорита, Максима Исповедника и других.

32. Книга Премудрости Соломона. "Книга сия называется Премудростию Соломоновою, потому что и она, говорят, написана Соломоном. В ней содержится учение о правде и о свойствах злых людей и добрых, а также учение о Христе. Говорится о Премудрости - Сыне Божием и о том, как Слово стало плотию и обитало с нами. И Аз, - говорит Он, - стал подобострастен вам, став человеком по воле Божией, и вскормлен с прилежанием (Прем.7:1-4). Говорится в книге и о том, что мудрость приобретается великим трудом и тщанием; говорится о некоторых частях природы, также против идолов и их ваятелей, против надеющихся на них и служащих им. Присовокупляется еще хвалебная песнь, соединенная с исповеданием чудес, которые Бог сотворил для Израильтян пред врагами их. Таково общее содержание книги Премудростей Соломони, именуемой сокровищницею всех добродетелей" (Синопсисы И.Златоуста и Афанасия). Хотя книга Премудрости Соломона не считается в числе канонических, тем не менее она пользуется с древнего времени большим вниманием Церкви, каковое можно усматривать как из многочисленных обращений к ней отцов Церкви в своих творениях, так и из установленных из нее церковных чтений или паримий. В еврейской Библии книги Премудрости Соломона нет; бл. Иероним говорит о ней: "книги Премудрости Соломона у Евреев не находится, да и само изложение ее свойственно греческому красноречию".

33. Книга Иисуса сына Сирахова. "Сей Иисус был сын Сираха и внук другого, соименного ему, Иисуса; жил после плена и возвращения из него и после всех пророков. Его дед Иисус, муж трудолюбивый и разумнейший, собрал изречения других, прежде него бывших, мудрецов, также и сам собственныя некая написа, многия премудрости и разума исполнена, и свою книгу, от жития сего отходя, оставил сыну; сын его Сирах, в свою очередь, оставил ее своему сыну, именем также Иисусу. Сей же Иисус, приняв сборник, дал ему вид одного стройного сочинения, назвав его Премудростию своею, своего отца и деда. Содержит сия книга слова разума, загадки и притчи, также несколько частных древних повествований о мужах, угодивших Богу, и их молитвы и песни" (Синопсис Афанасия) - (В некоторых греческих рукописях и изданиях книги Сираха это обозрение Синопсиса Афанасия стоит при самой книге, потому и говорят, что книга Сираха имеет два предисловия: одно предисловие переводчика на греческий язык, Иисуса-внука, а другое - обозрение книги из Синопсиса Афанасия. - Прим. авт.). Книга Иисуса, сына Сирахова, как видно из сделанного к ней Иисусом-внуком предисловия, была написана на еврейском языке, и бл. Иероним еще видел еврейский текст книги, присоединенный к сочинениям Соломона и называвшийся: притчи. Но внук автора не только привел в порядок изречения деда, но и перевел их на греческий язык, при Птоломее Евергете, на 38 году своей жизни, о чем он и сообщает в том же предисловии. Но еврейский текст книги Премудрости Сираха не сохранился. Временем написания книги, полагают, был конец третьего века пред Рождеством Христовым.

Книгою Иисуса, сына Сирахова, оканчивается отдел священных книг, называемых учительными или "премудростными" книгами. "имея для себя (в них) правилом самую истину и открыто лежащее свидетельство о Боге, мы не должны, в решениях различных вопросов, бросаться в разные стороны и отвергать твердое и истинное познание о бог, Который сотворил мир сей и дал Своей твари способность возрастания, кто малое воззывает к своему большему, и младенца, зачатого в утробе, выводит на свет солнечный, и пшеницу, окрепшую в стебле, приготовляет для житницы Если же в Писаниях (сих) мы не найдем объяснения для того, чего познания мы ищем, то сие мы должны предоставить богу нас создавшему Ибо если и из того, что находится у наших ног - я разумею вещи, которые мы осязаем и с которыми постоянно обращаемся - многого мы не знаем и предоставляем сие Богу, то удивительно ли, если так бывает с нами в вещах духовных, небесных и требующих откровения для их познания?... По разным вопросам мы можем наговорить много, но верного ли или неверного, Бог знает Что мы можем сказать, например, о приливе и отливе океана, хотя всякий уверен, что есть же определенная причина этого явления? Что мы можем сказать об образовании дождей, молнии, грома, собрания облаков, ветров и тому подобного?.. Обо всем этом мы наговорим от себя много, отыскивая причины всего, но истину открыть может только Бог, создавший сие" (Ириней. Против ересей. Кн.2. Гл.28, 1-2).

34. Третий отдел священных книг Ветхого Завета именуется книгами пророческими. Сюда принадлежат книги пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и книги двенадцати пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. "Хотя и прежде названных пророков были пророки, но отдельных сочинений их нет, кроме тех их изречений, которые записаны в книгах Царств и Паралипоменон" (Синопсис Афанасия).

"Дело пророков состояло в том, чтобы предвозвещать будущее, как радостное, так и скорбное, чтобы одних ободрять, других удерживать от нечестия страхом. Другой предмет пророчества, обыкновенно соединяющийся с первым, состоял в предвозвещении Христа и Нового Завета, прекращения не только язычества, но и иудейства. Предвозвещение же пророками будущего производилось или посредством слова или посредством дела. Например, Авраам, возносящий в жертву сына и закалающий овна, пророчествовал делом: но то же самое пророк предсказывал словами, когда говорил: яко овча на заколение ведеся (Ис.53:7). Кроме будущего, пророчеству свойственно говорить и о сокровенном прошедшем; так Моисей, говоря о творении неба и земли, изрекал пророчество. Пророчество может касаться и настоящего, когда оно сокрыто; так Апостол Петр пророчески открывает об Анании и Сапфире" (Синопсис И.Златоуста). "Сами же пророки сообщаемые им Божественные вещания получали тайным внушением Духа; иногда пророк слышал вещавшего ему Бога и членораздельными словами" (И.Златоуст. Толк. на 1Сол. Бес.8, 1). "Подобно тому, как вследствие представлений, бывающих во сне, мы удерживаем в памяти некоторые образы, слова и звуки, не чрез зрение и слух приняв голос или образ, но потому что он бывает напечатлен в самом сердце нашем, так чем-то подобным сему надлежит представлять те образы и тот глас, который бывал пророкам от Бога" (Василий Вел. Беседа на 28-й Пс. Ст.3; его же: Толков. на пророка Исаию. Предисловие и толк. на главу 7. Ст.1). "Иногда пророки не просто получали знание будущего, но становились как бы зрителями самых этих событий, так что пред их мысленным взором проносилось то, что им надлежало предвещать, то полки врагов, опустошающих страну, то разрушение города и т.п." (Кирилл Александр. На Ис. Гл.1. Ст.1). "Поэтому у всех пророков есть обычай говорить о небывшем еще как о сбывшемся уже. Увидев духовными очами то, что имело совершиться спустя много лет, они говорили о нем так, как будто оно было пред их телесными очами" (И.Златоуст. На кн. Бытия Беседа 10, 3). "Но нельзя предполагать, что благодать давала святым познание тайн так, что пророки ничего не понимали из открытого им Как слово не могло бы совершать дел земных без души, одушевляющей тело, так и Св. дух производит в святых знание тайн не без естественной познавательной силы" (Максим Испов. Толкование молитвы: Отче наш). В идольских капищах, когда кто прорицал, то как бы ведомый и связанный, был увлекаем демоном, и нисколько не сознавал того, что говорил. Так у Платона (в апологии Сократа) читаем: "прорицатели говорят много, но сами вовсе не знают того, что говорят". А пророк не таков; он говорит все с трезвою душою и здравым рассудком, зная, что он говорит. Они не были принуждаемы, но сохраняли свою волю. Посему Иона убегал, Иезекииль уклонялся и Иеремия отрицался. Бог не принуждал их насильно, но советовал, убеждал, угрожал, не помрачая их рассудка. Бесу свойственно производить помешательство, неистовство и всякое помрачение, а Богу просвещать. Вот первое различие между гадателем и пророком. Второе Апостол излагает так: тем же сказую вам, яко ничтоже, Духом Божиим глаголяй, речет анафема Иисуса. Затем различие гадателя и пророка состоит в исполнении сказанного" (И.Златоуст. Беседы на 1Кор. Беседа 29, 2. Василий Вел. Толк. на Ис. Предисловие). "Вообще же пророчество есть такое восхищение ума, которым пророчественная благодать, внезапно объемля пророков и отлучая их от всего человеческого, соделывала их способными стать орудиями для изглаголания пророческих слов" (Феодорит. На пр. Наума. 1,1).