Guided Information on the Holy Scriptures, Extracted from the Works of the Holy Fathers and Teachers of the Church

17. "The eighth book of the Old Testament, Ruth, is so called because it contains the story of Ruth. Ruth was a Moabite by birth; but having renounced kinship and paternal superstition, she turned to true worship of God, and moved to Bethlehem of Judea; there she married Voz, of the tribe of Judah. From her is derived the kinship of David in the following way: Boaz begat Obid by Ruth, Obed begat Jesse, Jesse begat David" (Synopsis of Athanasius). According to this content of the book of Ruth, bl. Augustine (Christ. Science, Book 2, Ch.13) calls it the beginning or threshold to the books of Kings, depicting the history of the Chara house of David, and this is all the more true since in the books of Kings there is no other information about David's ancestors, and John Chrysostom, in his Synopsis, counting the Psalms of David among the prophetic books, places the book of Ruth next to the Psalms (the prophetic books are: the sixteen prophets, Ruth and David). Other Church Fathers (St. Epiphanius, Cyril Jerus), following the example of the ancient synagogue, combine the book of Ruth into one with the book of Judges, on the grounds that the incident described in the book refers to the time of the judges (Ruth 1:1). All this shows that the book of Ruth, with its small volume, is of great importance in the general composition of the Holy Scriptures. That it did not appear by chance, and that it correctly occupies in the Greek Bible and our Slavonic Bible the eighth place among the sacred books (in the Hebrew canon it occupies a place among the teaching books). "The book was not written for David's sake, but for the sake of the Lord Christ, because He also came from Ruth according to the flesh." "The divine Moses, writing the book of the kinship of Jesus Christ, mentioned Ruth the Maovite, passing over the women famous for their virtue, Sarah, Rebekah and others, thus admonishing that the only-begotten Son of God became man for the sake of all men, both Jews and other nations, both sinners and righteous" (Theodorite, Commentary on the Book of Ruth, Question 1).

When was the book of Ruth written? The events described in the book occurred during the time of the judges (Ruth 1:1), about a hundred years before David. The writing of the book, as can be seen from its conclusion (4:22), belongs to the time of King David and was done by one of the prophets who were then present.

18. "Четыре книги Царств называются так потому, что излагают дела царей Иудейских и Израильских и число лет их" (Синопсис. Афанасий ). Первая книга Царств содержит в себе историю первого еврейского царя Саула с предшествовавшею историею пророка Самуила, при котором началось царское правление во Израиле и который помазал первых двух царей на царство. Вторая книга изображает царствование царя-пророка Давида до помазания Соломона, и историю разделившегося после него царства в той и другой его половине до смерти царя Иосафата. Четвертая книга Царств доводит историю царей до Вавилонсклго плена. "Из сих книг у Евреев первая соединяется с четвертою и также считается за одну книгу" (Ориген, Епифаний, Григорий Наз., Кирилл Иерус.).

"Здесь потребно исчислить царей Иудейских по четырем книгам Царств, показать, какой был конец деятельности каждого из них и годы царствования их. И во-первых будем говорить о царях Иерусалимских. По смерти Саула, царствовавшего 40 лет, царствовал Давид над всем Израилем также 40 лет: в Хевроне 7 лет, а над всеми Израильтянами 33 года. Он творил правое во искренности сердца. При нем были пророки: Сумуил, Нафан и Гад. Соломон, сын Давида, царствовал над всем народом также 40 лет. И при нем были пророки: Нафан и Гад. Ровоам, сын Соломона, царствовал 17 лет и творил лукавое. При нем разделилось царство, и с ним в Иерусалиме осталось два колена: Иудино и Вениаминово; в Самарии же десять колен. При нем были пророки: Ахия Силонитянин, самей и Адда. Авия, сын Ровоама, царствовал 3 года; сердце его не было подобно Давидову, но ходил он во грехах отца своего; при нем был пророк Адда. Аса, сын Авии, царствовал 41 год и творил правое; но высоты (на которых совершались идольские жертвы) и при нем оставались. Пророки его времени были: Азария, сын Ададов, и Ананий. Иосафат, сын Асы, царствовал 25 лет и творил правое; но высоты оставались. После и он подвергся укоризне за то, что был в дружбе с Охозиею, царем Израильским, и принимал участие в делах его. При нем были пророки: Илия, Елисей, Михей, Ииуй, сын Анания, Иозиил, сын Захарии и Елиезер, сын Додия из Марисиса. Иорам, сын Иосафата, царствовал 8 лет, и творил лукавое, ибо имел женою дочь Ахаава. При нем были пророки: Илия и Елисей. Охозия, сын Иорама, царствовал один год, и творил лукавое; после него Гофолия, мать его, семь лет. Иоас, сын Охозии, царствовал 40 лет. Он умертвил Захарию; но прежде того творил он правое всею душою своею, пока был жив мудрый Иодай и наставлял его. Его убили рабы в том деме Маллони. При нем пророчествовал Захария, сын Иодая. Амасия, сын Иоаса, царствовал 29 лет, и в начале творил правое, но не так, как Давид. И при нем были пророки, но имена их не записаны. Впоследствии Амасия, поразив жителей Сеира, возгордился сим, стал служить Сеирским идолам и, преданный врагам, был убит. Азария, он же и Озия, царствовал 52 года и в начале творил правое, подобно отцу своему; но от успехов в делах возгордился и восхотел сам воскурить фимиам во храме, что подобало совершать одним священникам; за сие был поражен проказою. При нем был пророк Исаия. Иоафам, сын Озии, царствовал 16 лет, творя правое подобно отцу своему. И при нем был пророк Исаия. Ахаз, сын Иоафама, царствовал 16 лет и творил лукавое. И при нем были Исаия и Одид пророки. Езекия, сын Ахаза, царствовал 29 лет и творил правое совершенно как Давид. И при нем был Исаия. В его время, Синахирим и Рапсак, ассирийские богохульники, за свое богохульство как сами были поражены, так и войско их, 185000 числом; в одну ночь их истребил Ангел. Приблизившись уже к смерти, езекия получил вновь продолжениежизни на 15 лет. Манассия, сын Езекии, царствовал 55 лет и творил лукавое. Он восстановил то, что разрушил Езекия и был вторым Иеровоамом так же, как прежде Самария. Посему он и был отведен пленником в Вавилон. Но в плену, как написано в книгах Паралипоменон, он раскаялся, и Бог возвратил его в Иерусалим и снова даровал ему царство. Он умер с покаянием и поучая народ служить Богу, но не был погребен в городе Давидовом, а в саду Озы. Амон, сын Манассии, царствовал два года и творил лукавое, подобно отцу своему, и убили его рабы его; он погребен в саду Озы, как и отец его. Иосия, сын Амона, царствовал 31 год. Еще в осьмилетнем возрасте народ поставил его царем, и он творил правое, во всем следуя Давиду, не уклоняясь на направо, ни налево; он и рощи идольские вырубил и уничтожил всех идолов. Будучи 16 лет, он взыскал закон и нашед его пренебреженным, установил читать его, и Пасху совершил как заповедано. Его умертвил фараон Нехао, при Ефрате, во время сражения. При нем были пророки: Иеремия и Софония, и пророчица Олдама, жена Селима. Иоахаз, сын Иосии, царствовал три месяца и творил лукавое; его отвел в плен фараон Нехао. И при нем был Иеремия пророк. Елиаким, другой сын Иосии, переименованный в Иоакима, царствовал 11 лет и творил лукавое. Иехония, сын Иоакима, царствовал три месяца, творил лукавое и был переселен в Вавилон. Матфанию, сына Иехонии, Навуходоносор поставил царем, переименовав в Седекию; он царствовал 11 лет и творил лукавое. И при нем был пророк Иеремия. До сего времени существовало царство Иудейское и было разрушено, подобно Самарии. Город Иерусалим был взят, и все отведены пленниками в Вавилон с сосудами (дома Божия)".

"Вот имена царей, бывших в самарии, и какой был конец деятельности каждого из них и сколько лет каждый из них царствовал. Иеровоам, сын Навата, царствовал 24 года. По разделении царств он первый царствовал в Самарии и творил лукавое, как никто другой. Опасаясь лишиться царства, он сделал двух золотых тельцов и обольстил народ, говоря: се бози, изведши тя из земли Египетския (3Цар12:28); он учредил и свои праздники, и своих жрецов, введя во грех всего Израиля, ибо все последующие цари подражали ему. При нем был пророк Ахия Силонитянин и другой обличивший его у жертвенника. Нават, сын Иеровоама, царствовал 2 года и творил лукавое. Из его рода никто уже более не царствовал. Вааса, из другого рода, царствовал 24 года и творил лукавое; и из его рода никто уже более не царствовал. Ила, сын Ваасы, царствовал 2 года и творил лукавое; и из его рода никто уже более не царствовал. Америй, из другого рода, царствовал 12 лет и творил лукавое. Ахаав, сын Амврия, царствовал 22 года и творил лукавок больше прочих. При нем были пророки: Илия, Елисей и Михей, и пророчествовавший Ахааву о Сирии и о сыне Адера, поразивший его язвою и изобличивший Ахаава, и многие еще, кроме того, сыны пророческие. Охозия, сын Ахаава, царствовал 2 года и творил лукавое. И при нем были пророки Илия и Елисей. Илия, по слову Господню, поразил его пятидесятиначальников огнем. Иорам, другой сын Ахаава, царствовал 12 лет и творил лукавое; и из его рода уже никто более не царствовал. При нем Илия был взят на небо; а Елисей оставался до времени Иероваама, сына Иоасова, царя Израильского. Были при них и сыны пророческие. Ииуй, из другого рода, сын Намессиев, царствовал 28 лет. Он истребил род Ахаава и пророков Ваала, и сокрушил истукан его. В этом он сотворил правое, и получил обетование, что потомки его будут на престоле до четвертого рода. Иоахаз, сын Ииуя, царствовал 17 лет и творил лукавое. Иоас, сын его, царствовал 16 лет и творил лукавое; он был в войне с Иерусалимом и взял оттуда золото и сосуды храма. Иеровоам, сын Иоаса, царствовал 41 год и творил лукавое. Захария, сын Иеровоама, царствовал 6 месяцев и творил лукавое. Доселе были царями потомки Ииуя до четвертого рода. Селлум, из другого рода, сын Иавмса, царствовал 30 дней и творил лукавое. Манаим, снова из иного рода, сын Гаддия, царствовал 20 лет и творил лукавое. Факия, сын Манаима, царствовал 10 лет и творил лукавое. При нем пророчествовали Исаия и Осия. Факей, из иного рода, сын Ромелиев, царствовал 20 лет; он убил Факию и творил лукавое. И при нем были пророки Исаия и Осия. Осия, из иного рода, сын Илы, царствовал 9 лет; он убил Факея и творил лукавое, не в такой мере, однако, как его предшественники. Осия был последним царем Самарии. При нем сие царство прекратилось и Самария погибла, а затем поселились на ней Ассирияне, от которых произошли Самаряне, называемые также Кутеями. К сему надлежит присовокупить, что всех лет, протекших при царях Иерусалимских, было 474. все цари, начиная от Давида, в числе 21, были одного рода Давидова, по преемству наследуя царство сын от отца; правое творивших было девять, а творивших лукавое двенадцать, не считая Гофолии. Всех же лет протекших при царях самарийских 269 и 30 дней; всех царей было 18 из восьми различных родов; все творили лукавое, уподобляясь в грехах Иеровоаму" (Синопсисы Иоанна Златоуста и Афанасия).

Из содержания книг Царств св. отцы усматривают цель книги и высшие в ней назидания верующим таковые:

1) В истории дома Давидова изобразить историю родства Иисуса Христа, сына Давидова по плоти.

2) В изображении совокупной истории народа Израильского, непрерывных на него нападений со стороны врагов более сильных и многочисленных, чем он, предъизобразить малочисленность верующих, их всегдашнее томление и страдания от внешних нападений врагов спасения (Иероним. Посл. к Павлину. Об изучении Св. Писания), и, с другой стороны, силу Божественного промышления, проявляющегося в немощи". "Пока Израиль умел пользоваться Божественным промышлением, он жил в мире и тишине, и все ему были покорны; но когда он терял помощь Божию, он подвергался неприязненным нападениям" (Феодорит. Толк. на 3Цар. Вопр.36).

3) Усматриваем из книг Царств и то, что ни в какое время Ветхого Завета языческий мир не был презираем. Храм истинному Богу, построенный Соломоном в Иерусалиме, один для всего Израильского народа, был открыт также и для язычников. В лице Тирского царя Хирама и его народа, языческий мир участвовал в самом построении ветхозаветного храма.

4) Еще усматриваем в книге Царств следующее. "Пророк Илия приносит жертву на горе Кармил, хотя по закону для сего надлежало идти в храм Иерусалимский. Из сего явствует, что закон совершать Богослужение в одном месте дан был израильтянам только в виду их крайнего легкомыслия, чтобы, получив позволение приносить жертвы везде, они не стали поклоняться и Богам лжеименным" (Феодорит. Толк. на 3Цар. Вопр.56). "В пророчестве же о пресечении дома Илия надлежит видеть предуказание о пресечении всего вообще иудейского священства" (Феодорит. Толк. на 1Цар.27-36).

О писателях деяний царей Иудейских и Израильских в Синопсисах Иоанна Златоуста и Афанасия читаем следующее: "Все деяния царей изложили следующие лица: о Давиде писали пророки Самуил, Нафаан и Гад; о Соломоне пророки Нафан и Ахия; об Иеровоаме - пророки Самей и Адда; об Авии - пророк Адда. Об Асе написано в книге словес дней царей Иудиных. Об Иосафате писал пророк Ииуй, сын Анании, написавший книгу царей Израильских; об Иоасе написано в летописце царском; об Амасии в книге царей Иудейских и Израильских; об Озии писал пророк Исаия; об Иоафаме - писано в книге царей Иудейских и Израильских; об Ахазе - в книге царей Иудейских и Израильских; об Езекии писал пророк Исаия, сын Амосов; о Манассии написано в словесех провидящих; об Иосии - в книге царей Иудейских и Израильских; об Иоакиме - в книге царей Иудейских и Израильских". Из сих свидетельств, находящихся в самих книгах Царств и Паралипоменон, в заключении повествований о каждом отдельном царствовании, бл. Феодорит выводит заключение, что "пророки соблюдали обычай записывать по ряду то, что совершалось в их время, и что дальнейшие пророки соединили их последовательные повествования в одну священную летопись, образовавшую четыре книги Царств" (Феодорит, Толков. на кн. Царств и Паралипом. Предисловие. На 2Цар. Вопр.4. На 4Цар. Вопр.49). Такое соединение двух первых книг Царств бл. Иероним приписывает пророку Самуилу, согласно иудейскому преданию (Посл. к Павлину. Об изъяснении Св. Писания); образование же третьей и четвертой книги Царств с вероятностью приписывается Ездре.

19. "Первая и вторая книга Паралипоменон (т.е. оставленных) так называется потому, что в них содержится многое опущенное в книгах Царств. В первой книге излагается родословие всех колен от Адама до царей, по родам, племенам, семействам и домам. Говорится также о поставлении Давидом поющих и играющих на музыкальных инструментах. Есть и другие прибавления о царях и родах" (Синопсис 1 Златоуста). Прибавления сии касаются особенно деяний Иудейских царей и преимущественно имевших отношение к вере и богослужению. Но, кроме многих дополнений, книги Паралипоменон повторяют много и такого, что уже находится в книгах Царств. Об этих повторениях нужно сказать то же, что св. Иоанн Златоуст говорит о повторениях у четырех Евангелистов. "Когда не один писатель, а четверо пишут не в одно и то же время, не в одном и том ж месте, не сносясь и не сговариваясь между собою, и при всем том пишут совершенно согласно, как будто сказанное одними устами, то это служит сильнейшим доказательством истины" (Златоуст, На Матфея Беседа 1). По словам бл. Феодорита, причиною повторений, встречающихся в книгах Царств и Паралипоменон. было, между прочим, и то, что здесь совместно изображалась история двух разделившихся царств. "Иногда пересказав многое о котором либо одном царстве и перейдя к другому, автор считает нужным повторить уже сказанное для соблюдения последовательности" (Феодорит, Толк. на 3Цар. Вопр.41). Другой причиною повторений, по истолкованию бл. Феодорита, было то, что книгу сию, как и книги Царств, писал не один пророк, а целый сонм пророков летописцев (Феодорит, Толков. на кн. Царств и Паралипом. Предисловие). О дальнейшем же высшем значении книг Паралипоменон бл. Иероним выражается так: "никто не может считать себя знающим Св. Писание, если он не знает книг Паралипоменон, ибо здесь везде затраиваются умолчанные в книгах Царств истории и излагаются бесчисленные евангельские вопросы" (Иероним. Посл. к Павлину. Об изучении Св. Писания)* Частные истолкования книг Царств и Паралипоменон читатель найдет у бл. Феодорита и св. Ефрема Сирина вместе с толкованием и всех предшествующих книг. На историю Самуила и Саула, Давида, пророка Илии есть несколько назидательных бесед Иоанна Златоуста; на историю "священника Илии, нерадившего о воспитании детей своих" Ефрема Сирина и др.

* Это замечание бл. Иеронима о книгах Паралипоменон встречается при переводе книг Паралипоменон в древних рукописных славянских изданиях книг Ветхого Завета (Описание слав. рукоп. Синод. Библиотеки. С.41-42).

Нужно заметить, что находящаяся в конце второй книги Паралипоменон "молитва Манассии, царя Иудейска, егда пленен держашеся в Вавилон", не отмеченная исчислением стихов, не находится в тексте еврейских священных книг, какой сохраняется доныне.