Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

125. Того же к тому же Великому Старцу. Какую должно назначить для себя ежедневную пищу?

Ответ. Если назначишь себе ежедневную пищу в келлии согласно с тем, как ты спросил, это введет тебя в попечения и брань. А что посылает Бог, тем и будь доволен. Иже ходит просто, ходит надеяся (Притч. 10, 9).

126. Вопрос того же. Хорошо ли мне упражняться в молитве: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя", или лучше поучаться в Божественном Писании и стихословить псалмы?

Ответ. Надобно делать и то, и другое: немного того и немного другого попеременно, по написанному: сия подобаше творити, и онех не оставляти (Мф. 23, 23).

Вопрос 127, того же к тому же Великому Старцу. Когда читаю псалмы, должно ли после каждого псалма произносить Отче наш или прочитывать в свое время Отче наш и прочее (то есть тропари) до конца молитв (положенных после каждой кафизмы)?

Ответ. Прочесть один раз [46] Отче наш и последующие молитвы будет одно и то же, т. е. будет достаточно.

128. Того же к тому же Великому Старцу. Следует ли в конце вечернего и ночного славословия и молитвы, поминать: о мире Святых Церквей, царя, правителей, всех людей, нищих, вдовиц и тому подобное? И если тот, кого просят (помолиться), сознает себя страстным, должен ли он молиться?

Ответ. Поминать в молитве о мире Святых Церквей и прочее за сим последующее - хорошо, ибо о сем апостольское есть завещание; но, исполняя сие, (надобно сознавать себя) недостойным и не имеющим на то силы; и о просящем хорошо помолиться. Евангельское и апостольское слово говорит: всякому просящему у тебе дай (Лк. 6, 30), и: молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5, 16), и еще: якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Лк. 6, 31). И об апостолах молились некоторые. Кто нерадит о заповеди, тот и сам себя осуждает, а потому могу или не могу, понуждаю себя к исполнению заповеди.

Ответ 129, того же Великого Старца к тому же и живущей с ним братии, которые просили у него молитвенной помощи на врагов, и - сказать им, как живет другой Старец, авва Иоанн.

Радуйтесь о Господе, чада вожделеннейшие и любезнейшие! Господь да исполнит во благих прошения ваши, и да в вас лук сильных изнеможе (см. 1 Цар. 2, 4), и да препояшетеся вы с высоты силою. Удивляюсь, если вы столько же желаете пользы душам вашим, сколько я желаю ее, день и ночь моля Бога о спасении вашем; не говорю же, что не желаете, но что не знаете ее. Еще и здесь (на земле) делаются известными чины, степени и меры будущего наследия. И как человек, славный в мире, опытный в делах житейских и понимающий величие, преимущество и честь воинского звания, старается включить в оное детей своих, дабы и они достигли сего величия; а дети, по неопытности, небрегут о сем; иногда же, не понимая чести, какой удостаиваются великие воины, лучше желают заняться (каким-нибудь) художеством: так и я в отношении вас. Но простите меня в том, что я сказал, как человек безумствующий; пришед же в себя и вспомнив, что я, земля и пепел, - хранилище всех зол, прослезился о том, о чем говорил, и сказал себе: напрасно похвалился я, земля и пепел (Быт. 18, 27). Впрочем, как я уже прежде сказал, что желаю вашего спасения и хочу быть ходатаем за вас о всяком благе, то, если буду в состоянии, исполню это по силе моей. Касательно же жизни единодушного сына моего, благословенного и смиренного послушника, во всем отвергнувшего все свои хотения даже до смерти, что сказать вам? Господь сказал: видевый Мене виде Отца (Ин. 14, 9), и о ученике сказал, что он может (то же), что и учитель его (Мф. 10, 25). Имеяй уши слышати да слышит (Мф. 13, 9). Простите меня и помолитесь о мне.

130. Прошение того же к тому же Великому Старцу о здравии аввы (Серида), который был долго болен, и о душевных страстях, и можно ли посещать близ живущего Старца, и отчего тело ощущает тяжесть?

Радуйся, брат, о Господе! О здоровье сына моего могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь святых (о чем я и известил его), чтобы он не был болен ни одного дня, - и это исполнилось бы; но тогда он не получил бы плодов терпения. Разве он не знает, что претерпел я? - болезни, горячки, скорби, пока пришел в это благонадежное пристанище. Болезнь эта весьма полезна ему для терпения и благодарения. О страстях (скажу): всякий должен по возможности покорить себе тело свое скудостью и скорбью. Посетить брата хорошо, а празднословить худо. Самое дело научит тебя, как поступить: посети ближнего и воздержись от празднословия; подражай же собеседованию святых отцов, например (спроси): как пребываешь, авва? И потом: скажи нам слово жизни вечной, как обрести нам путь Божий? Помолись о мне многогрешном, и подобное тому. Наконец (сотвори) молитву и пойди с миром. Ты ощущаешь тяжесть в теле от уныния и по действию демонов. Да укрепит тебя на них Бог законно подвизаться, победить и быть увенчанным о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки, аминь.

Ответ 131, того же Великого Старца к тому же.

Брат! Ты сказал о себе: я болен телом и душою, а зачем скрыл, что здравствуешь волею своею? Касательно души и тела ты не знаешь, что тебе полезно; о воле едва ли и многое множество сведущих знают более тебя. Или не знаешь, что я всегда уязвляю тебя (обличениями) при всяком случае. Если можешь терпеть, терпи. Я говорю как безумный, потому что действительно безумен; но и ты говоришь так же; ибо сказать: "Я не знаю, что мне полезно", - значит то же самое. Господь да даст нам разум во всем. Прости меня и помолись о мне.