Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Смерть и жизнь наша в наших же руках (см. Втор. 30, 19). Если не повторим прежних наших согрешений, то уже имеем от Бога прощение их, только бы не усумнились снова. Итак, утвердись, брат, отныне, да не исполнится и на тебе: се, здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5, 14). Беги от непокорства твоего; удали от себя неверие; будь чужд безнадежия и прилепись Богу любовию, верою и надеждою, и будешь иметь в Нем жизнь вечную. Аминь.

228. Прошение того же к тому же Великому Старцу.

Отец мой! Помолись, чтобы Бог избавил меня от ночных мечтаний, и, если возможно, удостой меня поклониться тебе и услышать твой святой голос; верую, что если я удостоюсь сего, то приобрету чрез то великую помощь.

Ответ. Писание говорит: верный в мале, и во мнозе верен есть (Лк. 16, 10). Если бы ты веровал мне отсутствующему, то веровал бы и присутствующему. Ибо Господь ублажает не видевших и веровавших (см. Ин. 20, 29). Многократно писал я тебе о неверии, гневе и нечувствии, и вижу, что все равно, как бы я ни разу не посылал тебе слов моих. А как я должен подавать то, что имею, по слову Писания: всякому просящему у тебе дай (Лк. 6, 30), то и говорю тебе, чтобы ты приобрел смирение, послушание, любовь, надежду, и тогда я буду отвечать человеколюбивому Богу за все согрешения твои. Знай же то, что если не смиришься, то не послушаешь, если не слушаешь, то не любишь, если не любишь, то не веруешь, и если не веруешь, то и не надеешься. Итак, если потрудишься приобрести сие, то я принимаю на себя все согрешения твои. Тогда, если признаешь себя прокаженным, верую, что услышишь и ты от Спасителя: хощу, очистися (Лк. 5, 13); если - грешным, то услышишь: оставляются греси твои мнози (Лк. 7, 47); если же - слепым, то получишь по вере твоей (прозрение). И прежде писал я тебе об этом, а ты спишь. Сохрани уста твои, чтобы снова не впасть в лютейшее хуление, хотя бы и нужно было положить тебе и самую душу свою. Много пота пролил я, умоляя о сем Бога. Если же будешь внимателен и сохранишь сказанное от всей души твоей, то, при помощи Христовой, оно сохранит тебя не только от ночных мечтаний, но и от всех козней вражиих. Аминь.

229. Того же к тому же Великому Старцу.

Окажи мне милость, владыка, и скажи, как спастись в настоящее время, ибо помысл боязни взошел мне на сердце. Что повелишь мне делать?

Ответ. Во всякое время, если возможет человек отсечь свою волю во всем и иметь смиренное сердце, и смерть всегда пред глазами, то может спастись благодатью Божиею; и где бы он ни был, им не овладеет боязнь, ибо такой задняя забывает, а в предняя простирается (см. Флп. 3, 13). Поступай так и будешь спасен Богом беспечально.

230. Один из младших братий, имея веру к тому же брату, часто приходил к нему для пользы душевной, (причем) исполнял иногда и потребности его, прислуживая ему. А брат сей, не поняв, полезно ли сие будет ему, ничего не спрашивал Старца. Старец же, познав это от Бога, как прозорливый, пишет ему от себя следующее.

Увещание Варсонофия. Брат! По долготерпению Своему, за молитвы святых и твоего аввы, Бог простил тебе прежние твои согрешения, к явлению плодов правды, дабы исполнились на тебе слова Писания: идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. 5, 20). Зачем допускаешь огню снова войти в твою дубраву? Враги не допускают тебя познать, что тебе полезно, пока не возьмут тебя в руки свои, и тогда исполнят на тебе волю свою. Это дело заключает в себе не пользу, а беду; будь внимателен; внушая самооправдание, они делают из тебя учителя, чтобы навлечь на тебя запрещение апостола, который говорит: научая убо инаго, себе ли не учиши (Рим. 2, 21). Послушай, брат, разве ты расслаблен, что соизволяешь на то, чтобы другой служил тебе? Разве не знаешь, что это обращается в осуждение, особенно юному, который еще может послужить и другим? Верь мне: я, худейший, пока Бог не возвестил мне безмолвствовать, сам себе служил, и в болезни сам приготовлял себе немного вареной пищи и теплоту. Не поступай так (как поступал доселе), иначе умрешь злой смертью. При встретившейся же надобности не говори никому ничего, кроме нужного: ибо тот, кто не устроил и своей келлии, как устроит келлию другого? Или ты не знаешь, что сказал Господь: Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити (Мф. 20, 28). Не прельщайся и не совращайся чрез то (с пути): зане кровь твоя на главе твоей (Иез. 33, 4). Но скажи со смирением (как то и действительно есть) спрашивающим тебя о чем-либо: "Простите меня, я (сам) заблуждаюсь, ибо спрашивал и услышал, что юный юному не принесет пользы, если и силу всего Писания подаст ему вместо пития". Если потрудишься посильно, то я даю тебе слово пред Богом, что ты не будешь изглажен из моего сердца, но я сделаю по силе моей, моля Бога, да изведет Он тебя из прелести демонской в познание Христово, из вторые смерти греха в жизнь вечную. Если хочешь спастись, не презирай сказанного. О! Да увижу я тебя приносящим плод в вертограде Владыки нашего Иисуса Христа, в тридцать, шестьдесят и во сто (крат), во славу Отца и Сына и Святого Духа, аминь.

231. Прошение того же к тому же Великому Старцу.

Господа ради, прости мне, отец мой: я был поруган (врагом), сам не зная того, и помолись, чтобы положить мне начало.

Ответ. Брат! Мы видим, что те, которые приходили ко Владыке Христу с истинным покаянием, получали прощение грехов, как сказал Он грешнице: отпущаются тебе греси твои мнози (Лк. 7, 48). И я говорю тебе: если потрудишься, по силе твоей, исполнить то, что говорю тебе, то и помилует тебя Тот, Кто помиловал Давида и простил его и грешницу. А сказав: "Хочу положить начало", сим обрадовал и меня. Начало же есть смирение и страх Божий. А страх Божий начало премудрости (Притч. 1, 7). Что же есть начало премудрости, как не то, чтобы удаляться от всего ненавистного Богу? А как удаляться от сего? Не делать ничего без вопрошения и совета, также и не говорить чего-либо неподобающего, и притом признавать себя неразумным, неосоленным и уничиженным и вовсе ничего не значащим. Не как праведный говорю тебе, брат, то, что желаю сказать, - Богу известно это; но если будешь иметь веру (к словам моим), то Господь сотворит с тобою по вере твоей, ибо сказано: много может молитва праведного поспешествуема (Иак. 5, 16). Потщись собрать во влагалище твое "сто динариев", и я положу в него "тьмы моих талантов". Не пренебрегай словами моими, иначе много будешь плакать. Вспоминай же всегда и сохраняй их, и верую, что не тщетен будет труд как твой, так и мой, для тебя подъятый. Если сохранишь сей жемчуг, обогатишься им о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь.

232. Прошение того же к тому же Великому Старцу.

Владыко! Я скорблю на авву за то, что он оказывает некоторым братиям большее предпочтение, в сравнении со мною, и соблазняюсь на него за это, так что ощущаю и брань помыслов, понуждающих меня ненавидеть его; прошу, помолись о мне и скажи, что мне делать.