Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников

Вопрос 235, того же к тому же Великому Старцу.

Что есть коварство, мудрость и незлобие [67] с мудростью?

Ответ. Я сказал тебе "коварство змиево" с тем, чтобы отделить от него твою собственную мудрость, ибо коварство диавола вводит в человека все злые помышления, и если человек пребудет в них, то простирает коварство свое на Бога; все же, что происходит от коварства, есть погибель души. Ибо всяко злое древо плоды злы творит (Мф. 7, 17), мудрость же приводит человека в рассуждение. Я сказал тебе, брат, сохрани незлобие голубиное с мудростью; потому что помышления, от них происходящие, добры и полезны, ибо всяко древо доброе плоды добры творит (Мф. 7, 17). Коварство причиняет зло душе и телу человека; незлобие же с мудростью служит к успокоению помыслов, доставляет безмолвие душе и телу и вводит человека в жизнь вечную. Постарайся приобрести их, и Господь поможет тебе. Ибо в сем-то и состоит воля Его, то есть чтобы всякий человек получил спасение.

Вопрос 236, того же к тому же Великому Старцу.

Владыко! Помысл внушает мне, что вне безмолвия я не могу покаяться; если возможно, - дозволь мне безмолвствовать в течение нескольких дней, и помолись, да сохраню безмолвие.

Ответ. Брат! Произволение твое принял я, или лучше сказать - Бог, Который может содействовать во благое к пользе твоей, по воле Своей, а не по твоей. Сам Господь наш Иисус Христос научил нас творить не свою волю, а Его, как и Он исполнял волю Отца Своего. Ради Него я простираю даже до сего дня над тобою крыле мои и ношу твои тяготы, прегрешения, презорство относительно слов моих, к тебе обращаемых, и нерадение. И видя все сие, я покрывал то, как видит и покрывает грехи наши Бог, ожидая твоего покаяния. Ты же поступил как человек, который сидел под тенистым деревом и вышел из-под него на солнце, где пробыл до тех пор, пока разгорелся и причинил себе крайний вред. Но жив Господь: во всем этом я не оставил тебя. И не удивляйся сему, ибо Бог клялся Собою, что не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Иез. 33, 11), а как он не обращается, то и пребывает в пагубе. Ты же, сын мой, говоря: "Повели мне безмолвствовать несколько дней", просил кислосладкого, разумею оцта воли твоей и меда покаяния твоего, как достоверно знающий, что тебе полезно. Это-то и есть высокомудрие, тогда как тебе следовало бы сказать: "Наставь меня на путь Божий". Бог да просветит сердечные очи твои познать, как я пекусь о тебе, щадя тебя, чтобы ты не погиб. Но необходимо, чтобы и ты несколько содействовал сему, во имя Божие. Вот, я даю тебе заповедь во спасение: если сохранишь ее, то я принимаю на себя рукописание, которое имеется на тебе, и благодатию Христовою не оставлю тебя ни в нынешнем веке, ни в будущем. Не обольщайся насыщением чрева и не услаждай себя принятием пищи или пития, кроме удовлетворения телесной потребности. Берегись, чтобы не осуждать никого; будь покорен, и так придешь в смирение, и все страсти исчезнут из тебя. Не отягощайся, почитай эту заповедь трудною, ибо невозможно никому спастись без труда и соблюдения заповедей. Вот, я взял на себя твою тяготу, бремя и долг, и вот, ты стал человеком новым, неповинным, чистым: пребудь же отныне в чистоте. Послушай слов Спасителя: се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5, 14). И не думай, чтобы спасение было дело беструдное; оно требует многих потов, труда и понуждения. Не расслабляйся, угождая своему телу, иначе оно низложит тебя. Несомненно, что и великие мужи бывают им низлагаемы, если не внимают себе. Итак, мужайся, брат мой, и сохрани заповеди мои, лучше же сказать Божии, и тем доставишь мне радость, и Господь сохранит тебя от лукавого и обрадует тебя во Царствии Своем. Поучайся в этом всегда. Возжелай спастись, и Бог спасет тебя. Тому слава во веки веков, аминь.

Вопрос 237, того же к тому же Великому Старцу.

Прости меня, Господа ради, господин авва! Святыня твоя сказала мне: "Вот прощены тебе беззакония твои". Авва же Исаия говорит, что пока человек ощущает сладость их, то они еще не бывают ему прощены, а я ощущаю сладость их. Господа ради скажи мне о том яснее, ибо помысл беспокоит меня, говоря: "Будучи таковым, ты не должен бы был принимать рукоположения, потому что в этом деле есть и тщеславие, и тяжесть", а посему и сомневаюсь относительно служения. Вместе с тем, прошу сказать мне вот о чем: помысл внушает мне, что я оставлен Богом, потому что в прошедшую неделю был сильно отягощен блудной страстью.

Ответ. О, каков совет лукавых демонов! О, какова прелесть начальника их, диавола, доброненавистника и человеконенавистника от начала и даже до конца. Ибо как сам он отступил от Бога, так хочет погубить и всех людей. Брат, я сказал тебе, что прежние грехи твои прощены тебе, а не сказал, что не будешь иметь брани с ними, ибо человеку предстоит подвиг. Если бы ты и не имел грехов, то диавол приносил бы тебе (на мысль) сладость их, а теперь приносит тебе на мысль сладость их потому, что ты грешил прежде. Пример, который сказал авва Исаия, относится к услаждениям греховным и к тем, которые достигают их на деле, ибо оное - вспомнить сладость меда, а другое - вспомнить и вкусить его. Итак, тому, кому хотя и приходит на память греховная сладость, но кто не допускает действий сластных, а противоречит и подвизается против оной, прощены прежние грехи. Это суть козни супостата и сопротивника нашего, который всегда ищет поглощать людей живыми, чтобы привести в отчаяние спасения и безнадежие жизни вечной неутвержденных на твердом камне веры, по мере которой каждый получит (воздаяние). Итак, сохрани себя от оных (помыслов), чтобы не впасть совершенно в руки диавола, и помилует тебя Господь, живущий вовеки. О рукоположении же: кто осмелится назвать себя достойным? Поистине, разве беснующийся и совершенно забывшийся. Итак, осуждая себя, служи Богу в данном тебе сане, а от Господа исходят милость, помощь и сила. В служении же вспоминай сказанное: работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (Пс. 2, 11), и: творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Пс. 103, 4). Не бойся, ты не оставлен Богом: если мы не оставим Его, Он не оставляет нас, ибо воля Его в том и состоит, чтобы мы обратились к Нему и спаслись. Что же касается до сильного отягощения твоего блудными помыслами: это случается оттого, что думаешь о ближнем злое и осуждаешь его; бывает и от свободного обращения с теми, с которыми я говорил тебе не сообращаться. Если мирские люди, желающие обогатиться, терпят многие бедствия в море и в путешествиях - тем более должны терпеть мы, которые ожидаем получить Царствие Небесное и назваться чадами Божиими и слышим, что несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем (Еф. 6, 12). Ты еще не подвизался противу греха до пролития крови и уже расслабляешься духом уныния. Что ты претерпел? Что перенес? Какие различные искушения претерпел с радостью? Ах, инок спящий! Покажи диволу, что ты живешь для Бога, прибегая к Нему, действуя руками и ногами, когда плывешь среди обуревания мысленных волн, восходящих до небес и нисходящих до бездн. Исповедаюсь тебе пред Богом, что сердце мое (как знает Бог, Который создал его и положил в нем завет хранимых в нем святых заповедей) подвизалось с тобою, чтобы извести тебя силою Божиею из тьмы во свет истинный и из смерти осуждения в жизнь правды. Внимай себе, брат, ибо без труда и смирения невозможно спастись.

Вопрос 238, того же к тому же Великому Старцу.

Отец мой! Поелику святыня твоя повелела мне служить, то прошу тебя сказать мне, о чем я должен мыслить или в чем поучаться, когда предстою жертвеннику с пресвитером, когда раздробляю Святой Хлеб или напояю Святою Кровию, когда несу кому-нибудь Святое Причащение? Должен ли я иметь особенную одежду собственно для служения и носить ли вокруг тела остегны.

Ответ. Брат! То, что имеет духовное значение, ты понимаешь плотским образом. Служащий [69] должен быть как Херувим: весь око, весь ум; он должен размышлять и мудрствовать о небесном со страхом и трепетом и славословить, ибо носит Тело и Кровь Бессмертного Царя. Он представляет также и лице Серафимов, потому что поет славословие и осеняет сокровенные Тайны рипидою, как бы святыми крылами, образуя чрез то возвышение свое от земли и от всего вещественного; ему (надобно) непрестанно воспевать умом, во храме внутреннего человека, победную песнь великолепной славы Бога нашего: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь небо и земля славы Твоея (Ис. 6, 3). Услышав страшный и грозный глас сей песни, диавол с трепетом удаляется от плененной души. В смятении и со стыдом обращаются в бегство бесы, оставляя ее свободною от их порабощения. После сего душа зрит воссиявший над нею свет истинный, внимательно рассматривает красоту Бессмертного Агнца, желает насытиться Тела и Крови Его, и тогда слышит слово велегласного Давида, вопиющего: вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33, 9), и, приступивши со страхом, причащается Тела и Крови Христовой. Такое причащение неотъемлемо пребывает в душе, сохраняя ее от всякой страсти. О сем размышляй, если стоишь пред Святыми Тайнами, если раздробляешь Хлеб или напояешь Кровию, если несешь Причастие к кому-нибудь, или потребляешь Святая и, вообще, когда совершаешь служение при жертвеннике. Касательно же одежды (скажу): приобрети духовное одеяние, которым благоугождается Бог. Остегны же означают умерщвление членов. Скажи мне, брат, если человек наденет на себя шелковую одежду, а будет блудник, очищает ли его та одежда от блуда или других страстей? Что же делать удостоенным служения Святым Тайнам, если они скудны одеждою? Господь повелел заботиться лишь об одной ризе, то есть об одеянии добродетелей, которого да сподобит всех нас Бог во веки, аминь.

Вопрос 239, того же к тому же Великому Старцу.

Прости меня, владыко, и помолись о мне, Господа ради, дабы освятились органы чувств моих. Я слышал от твоей святыни, что диакон должен быть подобен Херувимам и Серафимам; а я оскверняюсь через чувства мои. Что мне делать, чтобы служение мое не было мне в осуждение? Я чувствую, что я окаянен, но не могу себя удержать. Бога ради помоги мне, дабы вовсе не погубить мне души своей.