«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Богословы говорят, что в храме и храмовых службах заключена вся история вселенной: сотворение мира и человека, грехопадение, проповедь пророков, явление в мир Христа, Страшный Суд и тайна Будущего века. Все эти события — и давно прошедшие и впереди грядущие — совершаются и уже совершились здесь, на наших глазах. В храме всесильная власть времени как бы отступает и приоткрывается завеса вечности. Круг храмовых богослужений является тем золотым кольцом, которым человек с ней обручается. Все мы, христиане, призваны к блаженной вечности, все мы ее обручники. Земной временный мир для нас — лишь место изгнания и странствования, а наша Родина — в грядущей вечности: мы ее дети, ее граждане. Пока мы еще не вошли в нее, пока время нашего странствования не окончилось. Однако прикоснуться к ней, заглянуть в нее мы можем отчасти уже сейчас — через храм и храмовые службы. Вот почему святые говорят, что храм — это Небо на земле.

Великие дары дает Бог христианам в храме. Здесь — источник нашего освящения, здесь обитает спасающая нас Благодать Божия. Здесь мы рождаемся для вечной жизни в святом Крещении. Здесь совершаются и все прочие таинства Церкви, главное из которых — Причастие — делает нас детьми Божиими, родными по крови Самому Господу Богу. Здесь осуществляется тайна соборности — единение христиан друг с другом и со Христом по Его слову: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Здесь мы предстоим перед лицом нашего Небесного Отца, славословим Его, благодарим, приносим Ему свои молитвы и прошения. Отсюда, наконец, мы отправляемся в тот последний путь, о котором в чине церковного отпевания сказано: блажен путь, воньже идеши днесь, душе…

И, если коротко сказать, все величайшие дары, какие даны Богом человеку, все самое важное, что нужно и для земного его странствования, и для грядущей вечности, мы получаем только в храме Божием. Почему и восклицает святой псалмопевец Давид, что один только день во дворах Господних лучше тысяч, то есть за один день, проведенный в храме, можно отдать тысячи дней жизни вне храма.

Храм — это частица Неба на земле, частица того небесного Отечества, к которому идут христиане. Как люди, оказавшиеся волею судеб в чужом далеком государстве, собираются обычно вокруг посольства своей страны, потому что это частица их Родины, территория их Отечества, которое они любят и к которому стремятся, так и христиане собираются вокруг храмов Божиих, потому что это — частица их небесного Отечества, территория того Царства, подданными которого они являются и к которому, странствуя по этой земле, стремятся.

В книге Апокалипсис сказано, что в грядущем Царстве Христа храма уже не будет. Это и понятно: ведь храм — только образ Небесного Царства, и когда само оно наступит, нужда в образе отпадет. Но пока это еще не совершилось, пока мы не достигли своего Отечества, пока еще странствуем в этом мире, мы имеем великую нужду в храме Божием, а потому и должны, по примеру Пресвятой Богородицы, по примеру всех святых и праведников, прилепиться к храму, полюбить его, сродниться с ним на все время нашей земной жизни. Аминь.

О безответственности у христиан

«Блюдите, яко опасно ходите», — писал в послании к ефесским христианам апостол Павел. Смысл этих слов такой: христиане в своей жизни должны быть осторожными, внимательными и осмотрительными — поступать не как люди, не имеющие ума, но как люди мудрые. Христиане ведут брань с врагом рода человеческого, диаволом, и потому должны быть, как воины на тропе войны, — аккуратными, собранными и осторожными. Хороший воин всегда бывает осмотрительным — он заранее старается предвидеть, откуда могут в него стрелять, где могут оказаться мины или засада, какое оружие где и как враг может против него применить. Если же воин ведет себя беспечно и безответственно, то очень скоро он будет убит врагом.