«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Бог хочет всех спасти от ада и привести в Свое блаженное Царство. И для спасения каждого человека Он избирает особый способ, особый план. Пути Божии — бездна, у Него тысячи путей, которыми Он ведет человека ко спасению. Одному Он посылает какие-нибудь скорбные обстоятельства, чтобы горечью скорбей человек очистился и таким образом спасся. Другому дает болезнь, чтобы ею, как уздой, удержать от падений в грехи, если видит, что такая опасность существует. А третьему Господь посылает богатство, чтобы, пользуясь им по воле Божией, человек приобрел себе вечную жизнь.

Отсюда видно, что богатство есть благословение Божие, которое спасает своего обладателя, если он употребляет его правильно, то есть не только для себя, но и для других, нуждающихся в помощи. Если же человек, подобно Евангельскому богачу, будет пользоваться им только для себя и не захочет даже малой части уделить на дела милосердия, то благословение это становится проклятием, и то, что давалось для спасения, бывает причиной гибели. Почему это так? Потому что человек разрушил Божественный план своего спасения, не исполнил то, что было ему предназначено, не дал осуществиться благому Промыслу Божию, не оправдал тех надежд, которые Господь возлагал на него…

Чтобы богатство было благословением, чтобы оно послужило во спасение и своему обладателю, и многим другим людям, нужно использовать его по воле Божией, употреблять для нуждающихся, для дел милосердия. Дела милосердия — вот истинное богатство, ибо оно, в отличие от земных денег, идет за нами в вечность, где бесконечно возрастает, умножается и становится таким капиталом, который ни сосчитать, ни измерить никаким способом невозможно — настолько он велик. И это сокровище никто и ничто не сможет у нас отобрать, в отличие от земного богатства, которого мы часто лишаемся или по превратности судьбы, или от воров, или от политических потрясений, или от других каких-то обстоятельств, а даже если всего этого мы избежим, то уж, несомненно, лишает нас его неизбежная и неумолимая смерть.

Добрые же дела не может отнять у нас никто — ни злые люди, ни земные превратности, ни сама смерть. Так что совершенно справедливо сказал один из древних мудрецов: богатый не тот, кто много имеет сам, а тот, кто много дает другим. Безумному богачу следовало бы не запирать свое богатство в амбарах, чтобы тратить на одного себя, а поделиться им с нуждающимися — нищими, убогими, инвалидами и прочими обездоленными людьми. «Дома вдов и рты сирот — вот амбары для богатых», — говорит святитель Амвросий Медиоланский, комментируя эту Евангельскую притчу.

Часто богатые люди говорят: «Свое богатство, свое имущество я приобрел многими трудами, и оно принадлежит мне. Следовательно, я имею полное право пользоваться им по своему усмотрению». На это следует сказать, что богатство принадлежит нам в лучшем случае лишь по земной, человеческой, юридической правде. По высшей же Божественной правде оно нам не принадлежит. «Ничто не наше, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — всем нужно делиться с другими, «твое» и «мое» — пустые слова. Если назовешь дом своим, то это пустое слово, ибо Богу принадлежит и земля, и пространство, и вещество, и ты сам, построивший его (руки, тело, ум). Душа твоя — не твоя, как же имущество твое? Все у человека — тело, ум, душа, дети, имущество — принадлежит Богу. Поэтому, когда потребует нужда, отдай все — даже и душу твою, ибо Бог берет не чужое, а свое — то, что Ему принадлежит».

Итак, мы видим, что по Божией правде бессмысленно говорить «мои деньги», «моя машина», «моя дача» — даже в том случае, если мы заработали это своим честным трудом. Даже и в таком случае все это принадлежит Богу, как принадлежат Ему наши ум, душа, тело, способности и таланты. Мы не собственники всего этого, но лишь арендаторы. Собственником же является Господь, наш Создатель. Он нам дал это в аренду, дал на краткое время нашей земной жизни. Как известно, при сдаче чего-либо в аренду заключается договор, содержащий арендные условия. Таким договором для нас является Новый Завет, где изложены правила, как мы должны пользоваться арендуемым от Бога богатством. Вот некоторые из них: «просящему у тебя дай», «никто не ищи своего, но каждый пользы другого», «приобретайте себе друзей богатством неправедным», «блаженнее давать, нежели принимать», «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Если сказать кратко, все эти правила вытекают из одних только слов Христа: то, что вы сделали одному из малых сих, вы сделали Мне. Эти слова означают, что всякий, кто из своего имущества помогает и делает добро людям, помогает и делает добро Самому Христу. Поступающие так, по неложному Евангельскому слову, на Страшном Суде услышат от Христа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». И наоборот, если мы могли помочь людям, но не помогли, то это значит, что мы не помогли Самому Христу, почему и услышим тогда: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня…» Вот и нужно нам задуматься: что хотим мы услышать от Христа на последнем и Страшном Его Суде — те первые слова или последние?