«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Не дай Бог, братия и сестры, находиться нам тогда в таком состоянии. Ибо если мы будем так говорить, то сможем ли мы войти в дом Отчий? Не окажется ли тогда и не выяснится ли, что, столько лет живя с Богом и стараясь Ему угождать, мы так и не поняли самого главного: что Бог есть благой, любящий Отец и что Он любит не только послушных Ему, но и непослушных тоже? Ведь даже и у людей добрый отец всегда поступает точно так же. Старец Паисий Святогорец рассказывал случай: «Как-то раз я видел одного отца. Один его ребенок был немного глуповат и то и дело вытирал рукавом сопли. Но отец и его прижимал к себе, целовал и ласково поглаживал, как и остальных. Так же и Бог как Благой Отец любит не только красивых детей, но и духовно слабых. И переживает и заботится о них даже больше, чем о здоровых».

Мы никогда не должны забывать, что Господь есть любовь и в гораздо большей степени Он является милостивым, чем правосудным. «Не называй Бога правосудным, — говорит преподобный Исаак Сирский, — хотя Давид именует Его правосудным и справедливым, но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и благостен… в чем правосудие Божие? В том, что мы грешники, а Христос за нас умер?»

Итак, братия и сестры, если мы живем в доме Отчем, то есть в Церкви, а многие из наших ближних не живут в нем, но удалились «на страну далече», то не будем их осуждать и превозноситься перед ними. Напротив, постараемся подражать нашему Небесному Отцу в Его совершенной любви, — в том, что Он неизменно бывает благ ко всем людям: добрым и злым, праведным и неправедным. Ведь Сам Христос дал нам эту заповедь: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Аминь.

Об идолопоклонстве

Первая заповедь закона Божия гласит: «Я Господь Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Заповедь эта запрещает так называемое идолопоклонство, то есть почитание как Бога того, кто Богом не является. Известно, что после падения Адама природа человека глубоко повредилась, ум его помрачился, душа наполнилась страстями и грехом. В таком состоянии люди быстро забыли истинного Бога, своего Создателя, и вместо Него стали почитать за богов небесные светила, природные стихии, силы и способности человека, а то и просто собственные страсти и грехи. Всем известны имена таких языческих богов, как Аполлон, Афродита, Гермес, Марс и другие. Греки и римляне делали изображения и статуи этих богов, строили в честь них храмы, служили им и приносили жертвы. Почитая этих ложных богов, дохристианское человечество, само того не зная, служило не истинному Богу, а демонам, о чем прямо говорит святой апостол Павел: «язычники, принося свои жертвы, приносят их бесам, а не Богу».

Христианство упразднило язычество. Рухнули храмы безраздельно властвовавших над душами людей языческих богов. Люди перестали приносить жертвы Юпитеру, Аполлону, Меркурию и прочим идолам. Мы познали истину и чтим единого истинного Бога — Отца и Сына и Святого Духа — Троицу единосущную и нераздельную. Таким образом, чисто внешне мы перестали быть язычниками. Однако чтим ли мы, как должно, истинного Бога внутри — в душе и сердце? Ведь главное служение Богу всегда совершается в душе, и Бог, как мы знаем, смотрит, прежде всего, на сердце человека. Для Него намного более важным является не внешняя деятельность, но то, что происходит в человеческой душе. И конечно, все, что там происходит, полностью открыто перед Ним, ибо, по слову Писания, Бог знает тайны сердца, то есть знает, кому отдано сердце человека, верно оно Ему или нет.

Итак, следует задать себе вопрос: что происходит в нашем сердце — служение Богу истинному или поклонение ложным богам? Приносится ли там жертва, угодная Христу, или наше сердце принадлежит не Ему, а кому-то еще?

Непросто дать ответ на этот вопрос. Для человека всегда существует опасность впасть в язычество и внутреннее идолопоклонство, если он, отказавшись внешне от служения идолам, будет служить им внутри себя — в своей душе, в своем сердце. О такой опасности нас предупреждает Сам Господь, когда говорит о фарисеях: эти люди внешне чтут Меня, но сердце их далеко отстоит от Меня. Далеко от Бога отстояло сердце фарисеев потому, что в нем жили страсти и грехи, а если человек служит страстям и грехам, то он является идолопоклонником и язычником. Язычники же, конечно, всегда бывают далеки от Бога.