«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Что же касается коллективных видов греха — родового или общенародного, то здесь уже все бывает не так просто. Бремя этих грехов не удастся сбросить с себя через прямую исповедь. Ведь мы непосредственно этих грехов не совершали, а потому и каяться и исповедовать их мы не можем. Тем не менее и от них мы можем освободиться, и сделать это возможно только одним путем — через истинную христианскую жизнь по заповедям Евангелия. При этом особое внимание следует обратить на заповедь о милосердии — о помощи нуждающимся, страждущим и болящим людям. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут, говорит Господь. Если мы нуждаемся в милости от Бога, то и сами должны быть милостивыми. Милостыня очень скоро может изменить Божий суд на милость, ибо и Сам Господь, наш Небесный Отец, в гораздо большей степени милостив, чем правосуден.

Итак, зная все это, братия и сестры, постараемся избегать в своей жизни страшной и смертоносной силы греха, порабощающей нас и причиняющей не только страдания на земле, но и вечную гибель в аду. Для этого послушаемся приведенного выше наставления святителя Иоанна и, согласно ему, прежде всего приложим усилия и позаботимся о том, чтобы не грешить. Если же согрешили, то следует принести достойные плоды покаяния. Если же и покаяния нам не хватает, то будем с верой и терпением переносить те скорби и болезни, которые попускаются нам Промыслом Божиим. Самое же главное, постараемся исполнить заповедь Христа о любви и милосердии, ибо, по словам святых отцов, нет решительно ни одного греха, которого бы, подобно огню, не истребила великая сила христианской любви. Аминь.

Преполовение Святой Пятидесятницы

Преполовение — это середина святой Пятидесятницы, оно расположено точно между двумя величайшими праздниками — Пасхой и Троицей и как бы соединяет их воедино. На литургии сегодня читается Евангелие о том, как Христос пришел в Иерусалим на праздник Кущей. Этот праздник был установлен в воспоминание сорокалетнего странствования израильтян в пустыне, когда они жили в шатрах, или по-славянски в кущах. Во время празднования Кущей евреи строили себе из пальмовых и миртовых ветвей шалаши. Праздник продолжался семь дней, в течение которых каждый день совершался особый обряд: священники выходили из Иерусалимского храма к источнику Силоам, набирали оттуда воду в золотой сосуд и приносили ее в храм, где первосвященник, по-нашему — патриарх, выливал ее перед жертвенником.

Это таинственное священнодействие имело несколько глубоких смыслов, означало одновременно несколько вещей. Так, например, оно означало изведение Моисеем воды в пустыне для странствующих израильтян. Израильтяне тогда умирали от жажды, но Моисей, по слову Господа, чудесным образом извел для них источник воды. Однако главное значение этого священнодействия заключалось в том, что оно прообразовывало пришествие в мир Мессии, то есть Господа Иисуса Христа. Почему оно прообразовывало пришествие Христа?

Источник Силоам, из которого набиралась вода, представлял собой небольшой водоем, питавшийся от струи воды, текущей из-под храмовой горы. В книге пророка Исаии упоминается о водах силоамских, «текущих тихо». Этим выражением пророк именует царство Давида, а также и грядущее Царство Христа, которое, в противоположность громким и бурным земным царствам, приходит в мир и пребывает в нем тихо, бесшумно и неприметно.

Кроме того, текущие тихо силоамские воды означают еще и Самого Христа — кроткого, смиренного сердцем, пришедшего в мир тихо и незаметно для людей. О Христе тот же пророк в другом месте говорит, что Он «не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его», — то есть не будет спорить, громко заявлять о Себе, произносить пышных речей, но совершит Свою великую миссию тихо и незаметно, подобно тому как тихо и незаметно наполняется силоамский водоем текущим из-под храма источником. Примечательно, кстати, что само слово «силоам» означает «посланный», что, конечно, имеет прямое отношение к Мессии, Которого Отец посылает в мир для спасения мира.

То, что воду из Силоама выливали перед жертвенником, означало, что имеющий прийти Мессия принесет Себя в искупительную жертву. И здесь нам приходит на память другой прообраз Ветхого Завета — одно из чудес Моисея, которое повелел ему совершить Господь: взять воду из реки и вылить на землю — и когда он ее вылил, вода стала кровью. По толкованию святителя Кирилла Александрийского, это действие также было прообразом Христа и Его дела спасения людей. Святитель объясняет это так: вода есть образ жизни, и потому вода, взятая из реки, означает Христа, Сына Божия, рожденного как бы от некоей реки, от животворящего все Отца и имеющего с Ним одну Божественную природу. То, что вода проливается на землю, означает пришествие в мир Бога Слова, потому что Христос, вочеловечившись, смешал Себя с происшедшим от земли человечеством. А в кровь вода превратилась потому, что Христос, будучи жизнью по Своему естеству, соединился с человеческой природой, претерпел смерть и пролил Свою Кровь ради нашего спасения. Этот удивительный библейский прообраз очень созвучен обряду выливания воды на землю в праздник Кущей, и оба эти действия, скорее всего, имели одинаковый смысл.