Письма к друзьям

В следующем письме, если Господь благословит, возобновится беседа о Церкви, так как предмет этот, по своей глубине и неизмеримому значению, заслуживает исключительного внимания. Но будем помнить, что проникновение в тайну Церкви дается, как сказано, не рефлектирующему знанию, а уму, просвещенному верою, и потому возопиим из глубины сердца:

"Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати" [20]. Аминь.

Покров Богоматери да будет над всеми нами.

Любящий вас брат о Господе...

Примечания

a. См. ниже цитату из Николая Кавасилы - прим. М.А. Новоселова.

b. Ср. слова А.С. Хомякова, на которые указывает предыдущее примечание - прим. М.А. Новоселова.

Комментарии

1. "Христианство не есть что-нибудь маловажное; оно - великая тайна" (Беседа 27,4 // Макарий Великий. Духовные беседы о совершенстве. Сергиев Посад, 1904. С.209).

2. Архим. Иларион. Христианства нет без Церкви. Сергиев Посад, 1915, 67 с.

3. Еф.1:23; 1Кор.12:27 и др.

4. Пс.132:2.

5. Скиния свидения или свидетельства - место, где Господь свидетельствовал о Себе людям: переносной шатер или палатка, устроенная Моисеем по повелению Божию для богослужений; вокруг нее собиралась ветхозаветная церковь.

6. Святаго отца нашего Германа, патриарха Константинопольскаго, последовательное изложение церковных служб и обрядов, и таинственное умозрение о значении их // Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православнаго богослужения. Т.1. СПб., 1855. С.357-358.

7. Церковь одна // Хомяков А.С. Поли. собр. соч. 3-е изд. Т.2. М., 1880. С.3.

8. См. прим. II,3.

9. Точнее, Никео-Цареградский символ веры, поскольку в редакции символа, принятой на I Вселенском соборе в Никее (325 г.), еще не было четырех последних членов (о Церкви, крещении, воскресении и будущей жизни); они были добавлены к символу веры на II Вселенском соборе в Константинополе (381 г.).

10. Мф.7:21.

11. Хомяков. Цит. соч. С.12.

12. 2Кор.11:2.

13. Пир десяти дев или О девстве. Речь III. Фалия, гл.8 // Святый Мефодий, епископ и мученик, отец церкви III-го века. Полн. собр. его творений. 2-е изд. СПб., 1905. С.52.

14. В узком смысле так называют в монастырях недавно постригшихся монахов.

15. Св. Мефодий. Цит. соч. С.52.

16. Требник в двух частях. Ч.1. М., Издание Московской Патриархии, 1979. С.83.

17. "Призри на рабы твоя оглашенныя... и сподоби я во время благополучное бани пакибытия, оставления грехов и одежди нетления, соедини их святей Твоей, соборней и апостольстей церкви и сопричти их избранному Твоему стаду" // Служебник. М., Издание Московской Патриархии, 1977. С.119.

18. Часть возгласа, произносимого диаконом перед началом причащения мирян; Новоселов использует здесь более древнюю форму этого возгласа, доныне применяемую греческой церковью. В русской церкви практикуется выражение "со страхом Божиим и верою приступите" (см. подробное обсуждение этого вопроса в книге архим. Киприана "Евхаристия". Париж, 1947. С.321).

19. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии, гл.38 // Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православнаго богослужения. Т.3. СПб., 1857. С.384-385.

20. 7-я утренняя молитва: песнь полунощная ко св. Богородице // Православный Молитвослов и Псалтирь. М., Издание Московской Патриархии, 1988. С.8.