Письма к друзьям
6. Творения Максима Исповедника. Ч.1. Сергиев Посад, 1916. С. I-VI.
7. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовскаго. Книга пятая (январь). Ч.2. М., 1904. С.212.
8. Там же. С.213.
9. "Девять глав или анафематизмов" - изданный в 633 г. александрийским патриархом Киром акт, имевший целью примирение с умеренными монофизитами; в 7-м пункте этого акта высказывалось учение о едином богомужном действовании во Христе или о единой воле.
10. Там же. С.216 (курсив М. Новоселова).
11. Отвергнутые Церковью соборы: в Тире (335 г.) созван по повелению Константина Великого; в Антиохии (341 г.) - По повелению Констанция как и собор в Селевкии (359 г.); в Константинополе (360 г.); в Никее (360); в Сирмии (351, 357-359); в Ефесе (449) - так называемый "разбойничий" собор.
12. Речь идет о первом Антиохийском Соборе, состоявшемся в 264 г.
13. Там же. С.218-219.
14. Там же. С.220.
15. Там же. С.220-221.
16. Там же. С.222.
17. Там же. С.222-223.
18. Там же. С.226.
19. Там же. С.228.
20. См. прим. XIV,9.
21. 1Кор.12:28.
22. Там же. С.228-231.
23. Там же. С.233.
24. Древний патерик, изложенный по главам. 3-е изд. М., 1899. С.300-301.
Письмо пятнадцатое
7 декабря 1924 г. День св. Амвросия Медиоланского.
Ровно два года тому назад, 7-го декабря, в день св. Амвросия Медиоланского, я отослал вам, мои дорогие, первое свое письмо. Сегодня приступаю к пятнадцатому. Неоднократно выражавшееся вами сочувствие, по поводу моих писем к Вам, служит для меня ободрением и побуждением к продолжению бесед с вами. Молитвы великого Святителя Медиоланского да сопутствуют нашему общению в наступающую третью годину.
Признав в последних письмах непогрешимость Церкви и отвергши непогрешимый авторитет в Церкви, на котором, как вы помните, упорно настаивал иезуит в разговоре с православным (см. 11-е письмо), мы отгородились от католицизма, исказившего догмат о Церкви.
Но, минуя Сциллу католицизма, не попадаем ли мы в Харибду протестантизма? Отвергнув "камень Петров" [1], своеобразно отшлифованный в мастерской Рима, не рискуем ли мы очутиться среди моря песчинок, рассеянных по всему миру смелой рукой Виттенбергского реформатора [2], софистически связывавшего себя и свое дело с именем другого первоверховного апостола, Павла? Отстраняя непререкаемый авторитет и верховную власть римского первосвященника, не вступаем ли мы в безбрежное море того субъективизма и лжесвободы, которые, с роковой необходимостью, привели протестантов к распылению на множество сект и, в конечном счете, к неверию и материализму?
Возвращаясь к преп. Максиму Исповеднику [a], спросим: "чем отличается от пути отщепенца Лютера путь, по которому шел верный сын Церкви Максим, подобно Лютеру не считавшийся с авторитетом иерархии, ни с требованием императоров, и смело противопоставлявший свое религиозное сознание "всей вселенной?"
При некотором формальном сходстве действий, сближающих как будто основоположника реформации с великим исповедником Православия, внутреннее, духовное самочувствие и религиозное самосознание того и другого были несходны до противоположности, почему и места, занятые ими в христианском мире, так далеки одно от другого.
Я позволю себе предложить вашему вниманию некий фантастический "диалог" между Мартином Лютером и преп. Максимом, давно мною набросанный под влиянием помысла, сопоставившего жизненные пути этих двух личностей.
- "Я - альфа и омега нового религиозного сознания, освобождающего христианское человечество от многовековых уз духовного рабства и ставящего его лицом к лицу перед живым Богом - через личную веру, личную совесть и Божественное слово, приемлемое личным же разумением", - вещал Лютер.